В пятницу стало известно, что социал-демократы и консерваторы все же смогли договориться о начале переговоров по созданию «Большой коалиции». Не все в Германии оказались довольны этим решением, однако для Ангелы Меркель это, пожалуй, единственная возможность сохранить власть.
Итак, с большой долей вероятности можно сказать, что «Большая коалиция» в Германии все-таки будет сформирована. После провала переговоров по созданию коалиции «Ямайка» это была единственная возможность для многих политиков. Правительство меньшинства или перевыборы были, в первую очередь, крайне нежелательны для Ангелы Меркель. Плохой результат на досрочном голосовании мог вполне лишить политика возможности стать главой правительства в четвертый раз. Лидер СДПГ Мартин Шульц также в случае низких результатов мог потерять свой пост. Еще одна угроза, который страшились многие политики в Берлине, — дальнейшее усиление правопопулистской партии «Альтернатива для Германии», которая могла привлечь на свою сторону дополнительный электорат за счет ослабления позиций консерваторов и социал-демократов.
Прорыв в Берлине
Лидеры СДПГ, ХДС и ХСС договорились о начале переговоров по созданию коалиции. В результате консультаций был подготовлен также 28-страничный документ. По сути уже сейчас можно говорить о будущих планах нового правительства. В частности, есть определенность по миграционной политике. Германия будет принимать не более 220 тысяч человек, хотя СДПГ хотела большего, но консерваторы, в первую очередь ХСС, настояли на своем. Также интересен тот факт, что будущая «Большая коалиция» будет тратит больше денег на развитие Европейского союза. Это значит, что социал-демократы сумели продавить свою точку зрения. Ведь ранее и глава СДПГ Мартин Шульц, и министр иностранных дел Зигмар Габриэль выступали за создание в будущем Соединенных Штатов Европы. Есть, впрочем, еще один аспект, который будет крайне интересен концерну «Газпром». В течение этого года в ФРГ должен быть выработан план по отказу от угля. Причем речь идет как о добыче ископаемого ресурса, так и его использовании. Ту долю, которую уголь занимает на энергетическом рынке Германии, заменить будет сложно. Возобновляемых источников энергии явно не хватит, а от атомных станций в Берлине решено к 2020 году отказаться. Таким образом, остается газ. В этой связи потребность Германии в природном газе может значительно возрасти. Сейчас топливо используется немцами для отопления, но в случае отказа от угля газ понадобится ФРГ уже для выработки электроэнергии. И в таком случае голубое топливо перестанет играть лишь «сезонную» роль.
Что дальше?
Однако договоренность относительно начала переговоров – это только начало. Уже через неделю в Бонне 21 января состоится партийный съезд, на котором члены СДПГ должны дать свое добро на создание коалиции. Ожидается, что они проголосуют за, и это несмотря на критику «Большой коалиции», особенно в рядах молодежного крыла СДПГ. Там выступают решительно против союза СДПГ с консерваторами. Если съезд завершится успешно, то примерно через полтора месяца будет новое голосование среди членов СДПГ. Также стоит отметить город, где будет проходить съезд. Бонн имеет в данном случае очень символическое значение. В СДПГ хотят показать, что, выбирая прежнюю столицу ФРГ, демонстрируют преемственность и приверженность традициям.
Ожидается, что новое правительство, если члены СДПГ «не подведут», может появиться в Германии еще до Пасхи.
Эффективность коалиции
Ряд немецких экспертов признает, что новая-старая «Большая коалиция» — не оптимальное решение для будущего развития страны. Однако этот союз сможет просуществовать весь легислатурный период, так как нет других опций. Коалиция также сможет эффективно противостоять АдГ. Если же говорить об Ангеле Меркель, то она может преждевременно покинуть пост канцлера лишь в том случае, если произойдет что-то сверхординарное. Однако несомненно, что это ее последний срок. Пока же многие ожидают, как именно она будет управлять коалицией, ведь ее позиции за последние месяцы значительно ослабли. Замены Меркель пока также нет. Одна из возможных кандидатур — Йенс Шпан (Jens Spahn), но он достаточно молод, ему всего 37 лет. Еще одна интересная кандидатура Аннегрет Крамп-Карренбауэр (Annegret Kramp-Karrenbauer), политик из Саара. Но ей будет сложно выйти на федеральный уровень.
Ожидания Брюсселя
В Брюсселе крайне оптимистично восприняли новости из Берлина о договоренности между СДПГ и ХДС/ХСС. Дело в том, что в столице ЕС с октября прошлого года не было принято каких-либо ключевых решений из-за отсутствия нового правительства в ФРГ. И все это время в Брюсселе росло напряжение, так как ЕС не может функционировать без ключевого игрока. Также в Брюсселе опасались, что в случае провала переговоров Меркель не станет канцлером, а это могло привести к дезориентации, так как в столице ЕС привыкли к Ангеле Меркель, знают, как иметь с ней дело. Там также не скрывают радости и относительно того, что «Большая коалиция» готова больше тратить средств на развитей Евросоюза.