О БАЛТИЙСКОМ ЕДИНСТВЕ
ЮСТАС ВИНЦАС ПАЛЕЦКИС
ДЕПУТАТ ЕВРОПАРЛАМЕНТА,
ЧЛЕН СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ЛИТВЫ
В 90-е годы часто говорилось о балтийском единстве, по этому поводу имело место множество надежд и радужных иллюзий. Для союза Эстонии, Латвии и Литвы было даже придумано красивое название Эслалия, наподобие Бенилюкса. Совместные акции в поддержку независимости укрепляли веру в то, что будущее
возможно только на путях единения.
Сладкие иллюзии романтического периода борьбы за независимость развеялись под влиянием жизненных реалий, но, наверное, иначе и быть не могло. Сегодня ситуация в целом, на мой взгляд, не так уж плоха. Потому что в главных вопросах единство между Латвией, Литвой и Эстонией все-таки есть. Эти страны одинаково оценивают и вступление в Евросоюз, и вступление в НАТО. Едины и их позиции по поводу присоединения к еврозоне.
Но сотрудничество между тремя странами могло быть более тесным, а взаимопонимание – более глубоким. Этому препятствует ряд объективных обстоятельств.
Три балтийских государства являются естественными конкурентами в такой важной сфере экономики как транзит. Литва, Латвия и Эстония конкурируют, борясь за привлечение потоков грузов в свои порты и отстаивая собственные преимущества при выборе места для строительства газового терминала. Этот объект может иметь стратегическое значение с учетом необходимости диверсификации поставок энергоносителей, о которой всё громче говорится в брюссельских коридорах.
В Брюсселе нас часто упрекают за отсутствие единых подходов к проблеме, неумение находить компромиссы и взаимоприемлемые решения. Нам часто говорят: «Вы, Латвия, Литва и Эстония, сначала договоритесь между собой, а потом уже и приезжайте с проектом, чтобы нам не приходилось вникать в ваши взаимные разногласия».
Очень характерен в этом смысле пример со строительством АЭС в Литве. Дискуссия о нем продолжается годами, меняются позиции, круг участников. Такая неопределенность не способствует авторитету стран Балтии в Европе, подрывает веру в их надежность как партнеров.
Справедливости ради, следует отметить, что наши три государства в этом смысле не являются исключением. Стоит посмотреть на взаимоотношения в Евросоюзе в более широком контексте, как становится очевидным, что подобные трения присутствуют и в отношениях других стран Западной Европы, «старых» членов Евросоюза, которые, казалось бы, уже должны были накопить опыт совместного решения проблем.
Впрочем, то обстоятельство, что мы не являемся исключением из правил, ни в коей мере не означает, что трем странам Балтии не нужно учиться отстаивать свои интересы.
В Европарламенте создана группа стран Балтийского моря, в которой представлены депутаты Латвии, Литвы и Эстонии. Но она была создана по инициативе фракции Европейских народных пар- тий, которые являются правыми партиями, и поэтому наша Социал-демократическая фракция не слишком активно участвует в работе этой группы.
ЧТО ВАЖНО ДЛЯ БАЛТИИ?
Каждое решение Европарламента оказывает влияние на жизнь
стран ЕС. Если говорить о самом главном, то важно, что
Европарламент, пусть и с оговорками, но все-таки поддержит
новую Финансовую перспективу, которая предусматривает, что
для Латвии, Литвы и Эстонии увеличатся выплаты из европейских
фондов, хотя еще недавно были серьезные опасения по поводу
того, что они будут сокращены. Чрезвычайно важно и то, что
наши крестьяне получат больше средств из бюджета ЕС. Да,
требования крестьян не удовлетворены полностью, но
увеличение финансирования наблюдается, и это уже позитивно.
По инициативе Европарламента в Финансовую перспективу должны быть включены дополнительные средства на борьбу с безработицей среди молодежи. Это очень большая проблема. Создание банковского союза становится серьезной гарантией того, что в случае очередного кризиса налогоплательщикам не придется спасать банки за счет своих средств. Теперь это станет заботой самих банков, для чего и создается специальный фонд за счет их средств.
Недавно в Комитет по окружающей среде внесена директива о табачной продукции, предусматривающая целый ряд ужесточений для производителей табачных изделий. Цель этой директивы – здоровье людей и экономия миллиардных средств, которые тратятся на лечение заболеваний, связанных с курением. Надеюсь, что последняя точка в этом документе будет поставлена в марте, хотя противодействие со стороны производителей табака велико.
Неожиданно в повестке дня появилась острая проблема прослушивания телефонных разговоров. Председатель Европарламента Мартин Шульц заявил, что тотальная слежка – это ме- тоды КГБ и что повторение опыта, существовавшего в СССР, в современных условиях недопустимо.
О БУДУЩЕМ ЕС
На мой взгляд, самую серьезную опасность представляет рост влияния в Европе радикальных правых партий. Марин Ле Пен объявила о создании европейской радикальной правой партии.
Это очень опасная тенденция, которая ведет к подрыву основ европейского единства. И если до сих пор правые радикалы имели в Европарламенте 12-15% мест, то после выборов в мае 2014 года, боюсь, их представительство может заметно увеличиться. Это очень плохо!
Но, с другой стороны, согласно прогнозам ученых, следующий Европарламент будет намного более левым, социал-демократы могут серьезно улучшить свои позиции в нем, а вот положение традиционно влиятельных либералов и Народной партии пошатнётся. Это вызвано, в частности, недовольством населения жесткими мерами экономии, которые больнее всего ударяют по малоимущим. Жители Европы всё это заметили и сделали соответствующие выводы.
Кризис доказал несостоятельность утверждений о том, что свободный рынок сам всё отрегулирует и что не надо никакого вмешательства и никакого контроля со стороны государства.