СТРАНЫ БАЛТИИ «ПОЛНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЕНЫ» ЗАЩИТОЙ НАТО ОТ «УГРОЗЫ С ВОСТОКА» СТРАНЫ

О полной удовлетворенности уровнем защиты НАТО их территории от «угрозы с Востока» заявили президенты Латвии, Литвы и Эстонии, отвечая на вопрос корр. ИТАР-ТАСС на пресс-конференции в штабе маневров STEADFAST JAZZ , состоявшихся в ноябре. Учения предусматривали отражение силами НТО штатного вторжения на территорию Прибалтики сил условной страны Ботнии, которая по сценарию является «обладателем крупнейших запасов нефти и газа».
«Да, да, да», – ответили по очереди президенты трех стран, отвечая на вопрос, чувствуют ли они, что НАТО в полном объеме обеспечивает их безопасность. С момента вступления в альянс балтийские страны настаивали на разработке военных планов для их обороны в случае внешнего вторжения.
ВОЗДУШНАЯ ЗАЩИТА
В феврале 2012 года Совет НАТО принял решение о переводе международной миссии по патрулированию воздушного пространства стран Балтии на постоянную основу. Миссию «воздушной полиции» партнеры Латвии, Литвы и Эстонии по НАТО на своих истребителях с 2004 года осуществляют с литовской авиабазы Зокняй. Эту задачу члены НАТО взяли на себя вместо крупных инвестиций в создание странами Балтии собственных мощных ВВС. С 2009 года Рига, Вильнюс и Таллин паритетно покрывали расходы на проживание в Литве летного и обслуживающего персонала стран НАТО, а с 2010 года – расходы по перевозке людей и техники.
В сентябре 2012 года Литва, Латвия и Эстония приняли решение приобрести за 6 миллионов евро системы оповещения истребителей Северо-атлантического альянса. Соглашение о покупке от лица стран Балтии, в соответствии с многосторонней договоренностью, подписала Литва. «Данный проект имеет особое значение в рамках миссии НАТО по охране воздушного пространства стран Балтии, так как он значительно улучшает условия ее выполнения и повышает эффективность дежурства в небе Литвы, Латвии и Эстонии», – отметил тогда заместитель министра обороны Литвы Миколас Юозапавичюс.
УЧЕНИЯ STEADFAST JAZZ
Учения НАТО проходили в Польше и Прибалтике со 2 по 9 ноября. Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что учения стали «выпускным экзаменом» для Сил быстрого реагирования альянса. Главный итог учений – сертификация командования и участвующих в маневрах частей 28 стран НАТО и трех государств-партнеров – Финляндии, Швеции и Украины – для участия в Силах быстрого реагирования альянса ротации 2014 года. В маневрах приняли участие 6 тысяч военных, из них 3 тысячи – в полевой части учений. В них было задействовано 350 боевых машин, 57 единиц воздушной техники, 11 кораблей и две подводные лодки.
Генсек НАТО заверил, что учения альянса не направлены против России. «Польша и страны Балтии пригласили альянс провести учения на их территории, и я глубоко признателен этим странам. Однако НАТО проводит маневры в разных местах – так, в 2015 году альянс готовится провести широкомасштабные учения в Юго-Западной Европе: в Испании, Италии и Португалии», – отметил Расмуссен.
В комментариях финской печати высказывается мнение, что НАТО побоялось раздражать Россию, отмечая ее в качестве виртуального врага на учениях. Альянс не захотел публично заявить, что в действительности воображаемым врагом является Россия. Финляндия и Швеция обозначены в качестве «агрессоров» НАТО, только потому, что на учениях Steadfast Jazz будет отрабатываться план действий альянса, столкнувшегося с угрозой, исходящей с Ботнического залива. В любом случае отголоски холодной войны уже вновь зазвучали в Европе, отмечается в комментариях в прессы.
Уверенность финнов в том, что НАТО не рассматривает их страну в качестве вероятного противника, подтвердил премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен. Он заявил, что традиционно НАТО знает и ценит опыт, мастерство Финляндии в обороне. Также Суоми проводит учения на территории стран – членов НАТО и принимает участие в совместных операциях по урегулированию кризисов. Было бы странно, если бы их мнение о возможностях Финляндии в этой сфере изменилось.
Однако пока никто не может четко объяснить суть официальной версии натовского сценария учений, согласно которому угрозу безопасности прибалтийских государств и Польши представляют Финляндия и Швеция, вооруженные силы которых заточены на обеспечение самообороны, а не на военную агрессию.
Обозначение вероятного противника на учениях является проблемой для обеих сторон, для России и НАТО, считает заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. Он подчеркнул, что Североатлантический альянс никогда не отмечал Россию в качестве вероятного противника на учениях. Более того, на саммите в Лиссабоне НАТО и Россия заявили, что не представляют друг для друга угрозы.
По мнению Данилова, альянс не стремится подтолкнуть Финляндию и Швецию к членству в НАТО, обозначая их в качестве выдуманного противника. Напротив, внутри этой организации есть понимание того, что не надо накалять ситуацию. НАТО устраивает то, что финны и шведы, не стремясь к формальному членству, активно взаимодействуют с альянсом не только в рамках учений, но и в миротворческой деятельности. По его словам, со стороны северных и балтийских государств громко высказывается озабоченность по поводу возрастающей, по их мнению, военной активности России в регионе, провоцирующей на ответные меры. Россия, со своей стороны, не понимает, для чего, например, необходимо патрулирование воздушного пространства государств Балтии боевыми самолетами НАТО. Всё это свидетельствует о явном дефиците взаимного доверия и о том, насколько опасной в этих условиях может быть военная активность двух мощных военных машин, существующих в Европе, в военном планировании которых до сих пор неизбежно сохраняются элементы взаимного сдерживания, заключил Данилов.
Учения Steadfast Jazz, судя по заявлениям руководства альянса, задуманы как начало нового этапа в его истории – возобновления масштабных полевых учений. В 2014 году НАТО завершит вывод своих сил из Афганистана. За 12 лет этой войны военные блока приобрели значительный опыт боевых действий. Чтобы не утратить его, обеспечить боеспособность и высокую эффективность взаимодействия сил союзников, альянс объявил о возобновлении практики стратегических маневров.
– Солдаты, летчики и морские пехотинцы многих национальностей, которых я видел во время учений, продемонстрировали исключительно высокий уровень мастерства и доблести, – отметил верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Филип Бридлав, слова которого приводятся в коммюнике альянса. По его словам, возможность для военнослужащих из 28 государств-членов альянса, а также его партнеров, обучаться и работать вместе, имеет неоценимое значение. Натовский военачальник считает, что учения Steadfast Jazz показали «способность НАТО защитить себя с высоким уровнем мастерства и эффективности. Совместное командование сумело обеспечить выполнение необходимых нормативов по целому ряду направлений и будет сертифицировано для потенциальных миссий сил реагирования НАТО в 2014 году, сообщается в коммюнике».
ПЕРВОЕ ПОСТОЯННОЕ БОЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ
Силы быстрого реагирования НАТО стали первым боевым соединением, находящимся на постоянной основе в оперативном подчинении командования альянса. Соединение было создано в 2004 году, до этого у НАТО не было сил постоянной готовности, а только командные структуры. Для каждой миссии альянса его страны-члены создавали специальный контингент, на формирование которого уходило от нескольких недель до месяцев.
В настоящее время в состав Сил быстрого реагирования НАТО входят пять основных компонентов – наземная бригада, состоящая из трех боевых групп, воздушная и морская группировки, спецназ и группа защиты от оружия массового поражения. Их общая численность составляет 13 тысяч человек. В состав Сил на ротационной основе входят части и подразделения 28 стран альянса, продолжительность ротации – 12 месяцев. Их задача – самостоятельное выполнение как гуманитарных, так и боевых миссий в любой точке мира по решению Совета НАТО. В случае участия в крупной боевой операции Силы быстрого реагирования «должны обеспечить изначальный ответ альянса до формирования специального контингента союзников для этой операции». В одном из пунктов декларации о Steadfard Jazz отмечалось, что эти маневры «будут способствовать возможностям НАТО действовать совместно на любой территории членов альянса, а также в масштабных кризисных операцях».
ФИНАНСОВЫЙ АСПЕКТ
Эксперты отмечают, что учения НАТО проходили спустя месяц после российско-белорусских маневров «Запад-2013», в которых участвовали более 22 тысяч военнослужащих из обоих государств и сотни единиц военной техники.
Директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко отмечает, что цели учений «Запад-2013» и Steadfard Jazz радикально различаются: «Россия отрабатывала антитеррористический сценарий, а здесь имел место чисто военный сценарий – учения сил немедленного реагирования вблизи российских границ».
По словам заведующего сектором внешней и внутренней политики США Института мировой экономики и международных отношений РАН Федора Войтоловского, руководство альянса рассчитывает, что вывод войск из Афганистана позволит сэкономить финансовые ресурсы, которые будут направлены на другие участки. Столь масштабные учения дают возможность странам-членам альянса продемонстрировать, что они готовы нести расходы в рамках членства в НАТО: «Большинство стран НАТО этого не выполняют, и США их за это упрекают».
По данным Brookings Institute, опубликованным в 2012 году, к 2008 году только пять членов Альянса тратили два или больше процентов своего ВВП на оборону. В то время как США несут основные расходы на поддержание боеспособности альянса.
Денис Дубровин, Мария Иванова, ИТАР-ТАСС — «Янтарный мост»
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2013. N 4 (12)

Яндекс.Метрика