ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АЛЬГИРДАСА БУТКЯВИЧЮСА
Премьер-министр правительства Литвы Альгирдас Буткявичюс (шестнадцатый по счету за 21 год независимости страны) долгое время был в тени таких ярких лидеров социал-демократии, как Бразаускас, Киркилас, Юршенас. Убедительная победа социал-демократов, ведомых Буткявичюсом, на выборах в Сейм осенью минувшего года была обусловлена, по мнению наблюдателей, не столько харизмой лидера, сколько программой, с которой партия вступила в борьбу за власть.
Своими приоритетными задачами во внутренней политике социал-демократы назвали реорганизацию энергетического сектора, решение проблемы безработицы и массовой эмиграции, сокращение социальной пропасти между богатыми и бедными. Своим первым решением новое правительство выполнило предвыборное обещание, увеличив минимальную зарплату до 1000 литов (приблизительно 300 евро). Новое правительство намерено больше советоваться с согражданами по всем ключевым вопросам, искать общественного консенсуса.
Альгирдас Буткявичюс неоднократно заявлял, что после выводов рабочих комиссий, рассматривающих варианты развития энергетического сектора (со строительством новой АЭС или без нее), обсуждение предлагаемых проектов будет обязательно вынесено на суд общественности. Практика келейных решений, характерная для правительства консерваторов, будет прекращена.
За короткое время премьерства Буткявичюс успел проявить себя как опытный и умелый политик. Пока ему удается гасить разногласия, возникающие в правящей коалиции, и мягко, но решительно давать отпор президенту, когда Даля Грибаускайте пытается «продавливать» свои решения.
Немалую часть литовского электората привлекла и та часть в программе нынешнего правительства, где обозначено стремление к «перезагрузке» отношений с Россией, в сотрудничестве с которой, как заявлял неоднократно премьер, Литва намерена опираться на взаимное доверие и ориентироваться не на прошлое, а на будущее. Упреки оппозиции в том, что новая власть отворачивается от Запада, предает своего главного стратегического партнера США и устремляется на восток, Альгирдас Буткявичюс парирует, говоря, что не надо отворачиваться ни от России, ни от США. О том, как именно Литва намерена выстраивать отношения с соседями, мы попросили рассказать главу правительства.
Господин Буткявичюс, в программе правительства и в Ваших выступлениях неоднократно подчеркивалась необходимость «перезагрузки» отношений с Россией. Что должны сделать политики, чтобы в наши двусторонние отношения с соседями пришла весна?
Прежде всего, должен сказать прямо, что являюсь сторонником конструктивного диалога. Надеюсь на это же и со стороны российских партнеров. Я выступаю за укрепление взаимовыгодного сотрудничества с Россией, особенно в области экономических отношений. Объемы торговли между нашими странами сейчас большие, но они могут расти и дальше. Для этого нужны только благоприятные условия для предпринимательства и активность самих предпринимателей с обеих сторон.
Готовящиеся в настоящее время всеохватывающие договоренности между Евросоюзом и Россией должны придать двустороннему сотрудничеству новый импульс. Политические, экономические и культурные связи между двумя странами должны основываться на принципах взаимного уважения и понимания.
У Литвы в последнее время непросто складывались отношения и с Польшей, Латвией. Вы уже побывали там с официальными визитами. Удалось ли прийти с латышами к общему мнению в вопросах энергетики (строительство атомной станции, терминала сжиженного газа) и с поляками по проблемам, касающимся положения национальных меньшинств?
Отношения Литвы с соседними Латвией и Польшей чрезвычайно тесны и продуктивны. На это указывает множество проектов в области торговли, инвестиций, крупные стратегические проекты. Нас объединяют обязательства в рамках Евросоюза и НАТО, и мы их совместно выполняем. Мы являемся членами одной семьи. Разумеется, мнения по одному или другому вопросу расходятся, но мы всегда прислушиваемся к аргументам другой стороны. В этом я убедился во время первых своих зарубежных визитов в Ригу, Таллин и Варшаву. С премьерами Эстонии и Латвии мы подтвердили решимость укреплять сотрудничество Балтийской тройки и еще интенсивнее использовать уже признанный в мире «торговый знак» стран Балтии.
Нас объединяют общие интересы в области энергетики: это энергетическая независимость, энергетическая эффективность и общий внутренний рынок в контексте Евросоюза. Латвия и Эстония продолжают декларировать и заинтересованность в строительстве Висагинской атомной электростанции. Они ждут в настоящее время, когда в Литве будет завершено экономическое обоснование этого проекта.
Как сказал премьер Польши Дональд Туск, отношения Литвы с Польшей хорошие. Польша была бы рада иметь такие отношения с другими странами. Но с Литвой они должны быть самыми лучшими. Этого мы и будем добиваться усилиями обеих стран. Такую позицию продемонстрировал и президент Польши Бронислав Коморовский, прибывший в Вильнюс 16 февраля, чтобы вместе с нами отметить праздник Независимости Литвы. Контуры наших конкретных дел видны уже сейчас: начато строительство железной дороги Rail Baltica, подписано соглашение о начале строительства электромоста LitPolLink, мы совместно обратимся в Еврокомиссию по поводу финансирования газового моста между Литвой и Польшей. Обе страны объединят свои усилия и для реализации программы «Восточное партнерство» Евросоюза.
Теперь о том, что касается национальных меньшинств. Вопросы национальных меньшинств надо решать каждому у себя дома, и они решаемы. От близких соседей нам нечего скрывать, а от полезного опыта и совета мы не откажемся.
Состоится ли в ближайшее время подобная встреча с премьером России Дмитрием Медведевым? Какие делаются шаги для реализации Вашей идеи о более тесном сотрудничестве на дипломатическом уровне?
Я принял приглашение премьер-министра Российской Федерации Дмитрия Медведева участвовать в конференции глав правительств стран Балтийского моря по вопросам экологии Балтики, которая состоится весной этого года в Санкт- Петербурге (в рамках председательства России в СГБМ. – Ред.). Это будет моя первая встреча с руководителем российского правительства. Нет сомнения, что одной встречи и одной беседы недостаточно. Нужно добиваться расширения возможностей для последовательного и плодотворного сотрудничества.
Альгирдас Буткявичюс родился в 1958 году в деревне Паежеряй Радвилишкского района. Окончил Вильнюсский инженерно- строительный институт по специальности инженер-экономист. Прослушал курс в Литовской академии управления, стажировался в США, Германии, Дании. С 1992 года является членом Социал-демократической партии Литвы, в 2009 году избран председателем партии. С 2004 по 2008 год занимал посты министра финансов, а затем министра транспорта и связи в правительстве социал-демократов, возглавляемом Альгирдасом Бразаускасом, а затем Гядиминасом Киркиласом.
На выборах в Сейм в 2012 году социал-демократы во главе с Альгирдасом Буткявичюсом получили наибольшее число голосов избирателей. В результате объединения в коалицию с Партией труда, партией «Порядок и справедливость» и «Избирательной акцией поляков Литвы» они образовали конституционное большинство в парламенте, сформировав коалиционное правительство. В ноябре 2012 года парламент утвердил Буткявичюса премьер-министром Литвы. С приходом к власти нового правительства жители Литвы связывают свои надежды на улучшение экономи- ческого положения страны, на укрепление добрососедских отношений с Россией. По опросам общественного мнения Альгирдас Буткявичюс опережает по популярности президента Литвы Далю Грибаускайте.
Представители правых сил, и прежде всего консерваторы, обвиняют нынешние власти в том, что они готовы «уступить Москве» ради дешевых цен на газ. Что Вы можете на это сказать?
Обычно – в демократическом обществе – между правительством и оппозицией поддерживается здоровое напряжение, и дискуссии ведутся по всем важным вопросам. Важно только не потерять ориентир с учетом национального интереса. Хотел бы также подчеркнуть, что возглавляемое мною правительство будет добиваться решений, благоприятных для всех жителей Литвы, однако не за счет энергетической или национальной безопасности. Среди наших приоритетов сохраняется стремление к возрастанию энергетической независимости путем реализации положений третьего энергетического пакета ЕС (Третий энергетический пакет составляет предложения ЕС по либерализации энергетического рынка. Он предполагает имущественное и правовое разъединение вертикально интегрированных энергетических компаний, регулирует вопросы владения и использования газопроводов путем передачи транспортных сетей независимому оператору. – Ред.), строительство терминала сжиженного газа, рост энергетической эффективности за счет активной реновации многоквартирных домов, а также развитие энергетики из возобновляемых источников. Также будем искать решения, позволяющие снизить цены на газ и, таким образом, тарифы на отопление для рядовых потребителей.
Не опасаетесь ли Вы острой критики со стороны правых, если власть предпримет попытки сближения с Россией?
Россия – наш сосед, с которым Литву связывают не только тесные экономические связи, исторический опыт, но и общая Европейская повестка дня. Ни у какой партии, ни у какой группы лиц нет монополии на отношения с Россией или с другой какой-нибудь страной. Литва является демократическим государством, членом Евросоюза. Здесь решения принимаются публично и прозрачно, с учетом общественного интереса и долгосрочной перспективы развития страны. Не сомневаюсь, что в этой стратегии есть место и для России: дружественного, экономически крепкого, демократического государства.
Радикалы новую власть обвиняют в «предательстве национальных интересов». Что Вы можете сказать по этому поводу?
Лично я таких упреков не слышал, поэтому не могу комментировать.
Сегодня главная забота Литвы, судя по официальным заявлениям, — добиться энергетической независимости от «Газпрома». Как это возможно в нынешней ситуации, и что Вы имели в виду, когда выразили надежду на то, что «Газпром» «поведет себя как джентльмен»?
Энергетическая независимость страны, кроме прочего, означает право выбора поставщиков энергетических ресурсов. В газовом секторе в настоящее время этого нет, однако после реализации так называемого третьего энергетического пакета по либерализации такая возможность появится. Компании «Газпром» придется учитывать законы Евросоюза и Литвы и приступить к перестройке частично ей принадлежащей газово-распределительной компании «Lietuvos dujos». Надеюсь, что «Газпром» будет «вести себя как джентльмен» и, сотрудничая с правительством Литвы, осуществит эти изменения.
Практически конкретные работы по осуществлению энергетической независимости уже ведутся. В 2014 году будет закончено строительство терминала сжиженного природного газа в Клайпеде. Через этот терминал газ можно будет поставлять из любой страны мира. Это, несомненно, должно повлиять на ценовую политику традиционных поставщиков газа в пользу потребителей Литвы.
Есть ли какие-либо требования у «Газпрома», которые для Литвы невыполнимы?
В настоящее время проходят конструктивные переговоры, однако позиция Литвы на переговорах достаточно ясна: реализация намеченным путем третьего энергетического пакета и снижение цены для рядового потребителя.
Как известно, граждане страны высказались на консультативном референдуме против строительства новой АЭС. Раньше Вы также были против договора, подписанного с фирмой Hitachi. Ваша точка зрения не изменилась?
Новое правительство будет стремиться избегать не взвешенных и поспешных решений по развитию проекта Висагинской атомной электростанции. Однако уже сейчас ясно, что проект может быть продолжен только как проект регионального значения, и мы будем прилагать все усилия, чтобы он таковым стал и на деле. По этому вопросу – согласно моему распоряжению – создана рабочая группа, которая в конце нынешней весны представит соответствующие предложения. Этот договор с Hitachi подписывался в обстановке полной секретности. Сдержите ли Вы свое обещание информировать общественность о том, каким путем должна пойти Литва в сфере энергетики?
Как только вышеупомянутая рабочая группа представит свои предложения, о них узнают и сейм, и общественность страны.
Очень много нареканий общественности вызывает и проект разведки и разработки сланцевого газа в Литве. Оказывается, соглашение с американской компанией «Шеврон» уже подписано. Что Вы можете сказать по этому поводу?
Разведка и добыча сланцевого газа является одним из направлений обеспечения энергетической независимости в регионе. Договор с компанией подписан только на проведение разведывательных работ. И о ходе разведки наличия сланцевого газа, и о ее результатах общественность также будет проинформирована.
Несмотря на сдержанные отношения на официальном уровне между Литвой и Белоруссией, Литвой и Россией, и бизнес, и рядовые граждане активно сотрудничают. Как облегчить контакты между жителями наших стран? Как обстоят дела с введением безвизового режима в приграничных районах?
Если говорить о безвизовом режиме, то Литва уже много инвестировала в совершенствование инфраструктуры литовско-российских и литовско-белорусских пограничных постов и приграничной зоны. Мы информировали Белоруссию о своей готовности осуществить соглашение, принятое правительством Литовской Республики и Республикой Беларусь, о порядке поездок и пересечения границы жителями приграничных районов Литовской и Белорусской Республик. Сейчас мы ждем подтверждения со стороны Минска о том, что он, в свою очередь, готов осуществить достигнутое соглашение.
В Литве некоторые выражают недовольство тем фактом, что в страну приезжают российские исполнители, в кинотеатрах и по телевидению показывают российские фильмы, усматривая в этом экспансионистскую политику соседнего государства. А каково Ваше мнение по этому поводу?
По моему мнению, искусство не знает границ, и гастроли российских исполнителей в Литве могут только приветствоваться. Настоящее искусство всегда находит своих слушателей и зрителей без советов со стороны власти. Хотелось бы надеяться, что и литовские мастера найдут своих почитателей на просторах необъятной России.
Благодарю за интервью.
Галина Афанасьева, специально для «Янтарного моста»
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2013. № 1 (9)