В Германии на разных уровнях, как в экспертном сообществе, так и среди политиков, на данный момент весьма активно обсуждаются отношения между ФРГ и КНР, в каком ключе и как они должны развиваться. По сути, как считают эксперты, у официального Берлина в ближайшем будущем будут две основные темы в сфере внешней политике — трансатлантические отношения и диалог с Пекином. Аналитики уверены, что политика в отношении КНР властями Германии будет полностью пересмотрена, что уже и происходит на данный момент. И в первую очередь будут рассматриваться вопросы экономической безопасности.
Так, аналитики, занимающиеся проблемами Азиатско-тихоокеанского региона, внимательно следили за визитом Олафа Шольца в Китай. Они отметили, что сама поездка немецкого канцлера была крайне плохо подготовлена, ожиданий больших от нее не было.
Однако результаты поездки аналитики назвали в целом успешными. В частности, отметили эксперты, позитивными были заявления о неприменении ядерного оружия. Еще один момент — визит Шольц во многом был связан не только с немецким видением отношений с КНР, а скорее с европейской стратегией. Причем инвестиции Германии в Китай – это 46 процентов всех инвестиций Евросоюза в эту страну.
Почти все аналитики задаются вопросом, почему именно сейчас в Германии заговорили об изменении политики в отношении КНР. В экспертных кругах это объясняют тем, что характер китайской системы управления в корне изменился, поэтому меняется и концепция в диалоге Германии и Китая. В Берлине КНР теперь расценивают как гораздо более автократическую систему, что выливается для ФРГ в системную конкуренцию с этой страной. Причем некоторые эксперты в чем-то сравнивают эту конкуренцию с Холодной войной, что касается глубины и сложности. В этой связи и эксперты, и политики выступают за поиск новых подходов, поиск новой стратегии. При этом один из основных посылов – снижение зависимости Германии от китайской экономики.
Стоит также отметить, что на повестке не стоит вопрос о прекращении и значительном снижении товарооборота между странами. В экспертных кругах утверждают, что экономические связи останутся, что инвестиции должны идти, вся торговля должна идти в Китай и из Китая, но власти будут искать пути диверсификации на случай возможных санкций в будущем, если, как утверждается, начнется военный конфликт на Тайване. При этом отмечается, что в случае принятия новой стратегии Китай будет оставаться важным партнером по глобальным вопросам, но быть системным конкурентом. В этом случае звучит немалая критика в адрес немецких властей, почему именно сейчас Берлин решил менять концепцию диалога с Китаем, почему это не произошло раньше.
В немецких экспертных кругах в то же время призывают подойти к трансформации экономической политики крайне тщательно, с проведением различных стресс-тестов, чтобы не навредить немецкому экспорту.
При этом аналитики призывают немецкие власти не менять стратегию отношений с КНР в одиночку. Там считают, что Берлин должен это делать совместно с другими европейскими странами, «выступать с позиций глобального Запада». Таким образом, по сути будет выстраиваться общий политико-экономический лагерь глобального Запада по противостоянию с Китаем.