Василий Журавлев, эксперт Фонда
Германия погружается в политический кризис. Именно так можно охарактеризовать сложившуюся ситуацию в Берлине после того, как четыре партии – ХДС, ХСС, СвДП и «зеленые» — не смогли договориться о создании правящей коалиции под названием «Ямайка». Германия уже два месяца живет без нового правительства.
Провал переговоров по созданию правящей коалиции «Ямайка» оказался неожиданностью для всех – как для политологов, так и для журналистов. Официально до сих пор не известно, почему консерваторы, либералы и «зеленые» не смогли договориться. Однако неофициально считается, что фиаско, которое потерпели переговорщики, а, в первую очередь, именно канцлер Ангела Меркель, которая взяла на себя роль главного контролирующего лица на этих консультациях, связано именно с позицией «зеленых». Сообщается, что партии в минувшее воскресенье, было, договорились по всем пунктам, однако «зеленые» вновь стали выдвигать условия. Камень преткновения – проблема с беженцами. «Зеленые» все это время выступали за разрешение семьям тех беженцев, которые находятся в Германии, в будущем приехать в страну.
Жесткая реакция лидера СвДП Кристиана Линднера и его выход из переговоров, по мнению наблюдателей, — хорошо срежиссированная и продуманная акция. Во-первых, глава либералов набрал дополнительных политических очков, во-вторых, он хотел показать, что его партия – независимая политическая сила с собственными принципами и позицией, в-третьих, Линднер рассчитывает на возможных досрочных выборах (об этом будет сказано ниже) забрать часть голосов у «Альтернативы для Германии». Ведь, по сути, выступив против «зеленых» и их инициативы по беженцам, Линднер занял позицию еще правее ХСС и предстал таким «спасителем Германии от мигрантов».
Что ждет Германию дальше?
Когда стало известно о том, что партии не смогли договориться о начале переговоров о создании правящей коалиции, то эксперты заговорили о трех вариантах развития событий – правительстве меньшинства (например, о союзе ХДС/ХСС и СвДП), вновь создании «большой» коалиции с СДПГ и перевыборах. К вечеру понедельника появился еще четвертый вариант – президент ФРГ взял паузу и пообещал для начала встретиться со всеми партиями, которые участвовали в переговорах.
Наиболее вероятными стоит рассматривать создание «большой» коалиции и перевыборы. В первом случае вся проблема в лидере СДПГ Мартине Шульце. Он категорически против нового союза с консерваторами, если у руля останется Ангела Меркель, однако если вдруг социал-демократы сумеют, например, выбрать нового лидера партии, а Шульца отправить в отставку, то «большая» коалиция может образоваться. Тем более, Меркель сейчас ослаблена, социал-демократы могут усилить влияние, да и речь все-таки идет о министерских портфелях и вытекающих из этого политических благах. Да и СДПГ может стать своеобразным спасителем Германии и избавителем от политического кризиса.
Кому нужны перевыборы?
Второй вариант – перевыборы. Ожидается, что они могут пройти в Германии в конце февраля – первой половине марта. Некоторые политологи указывают на то, что предвыборная кампания уже стартовала в этот понедельник. Однако внеочередное голосование в парламент станет дополнительной нагрузкой для партий, у которых нет новых бюджетов на предвыборную кампанию.
В понедельник вечером Ангела Меркель выступила против правительства меньшинства (в случае такой модели правления ему пришлось бы постоянно договариваться с другими партиями, чтобы принять тот или иной закон) и объявила, что готова к новым выборам. Однако ХДС рискует набрать еще меньше голосов, чем в прошлый раз, а это тогда станет уже третьим провалом для Ангелы Меркель после сентябрьских выборов и неудачи на переговорах. В несколько сложном положении и лидер ХСС и соратник по консервативному союзу с канцлером Хорст Зеехофер. Он вызывает все больше критики в партии.
Несколько странным кажется и сильное стремление СДПГ к перевыборам. Связано это с тем, что лидера партии Мартина Шульца считают главным проигравшим и виновником неудачи во время сентябрьского голосования, а также с тем, что социал-демократы могут набрать еще меньше голосов. Они сейчас не на слуху, находятся в тени партий, которые вели переговоры о создании коалиции. Поэтому внимания к ним у электората намного меньше. Тем более, после сентябрьских выборов социал-демократы планировали уйти в оппозицию и заняться переосмыслением своего политического будущего, так как их нынешнюю программу поддержало не так много избирателей.
Если же говорить о других партиях, то спрогнозировать можно следующее — СвДП за счет акции Линднера наберет больше голосов, чем в сентябре, зеленые – меньше, а АдГ использует провал на переговорах как главный козырь в предвыборной борьбе. Но предугадать их результат пока сложно.
Проблемы на европейском уровне
В связи с политическим кризисом серьезные проблемы возникают у Берлина и на уровне ЕС. Как говорят политологи, у Германии на данном этапе, а также в краткосрочной перспективе будут трудности с «принятием решений». Речь о переговорах по Брекситу, дебатах о будущем Европы, участиях в саммитах в Брюсселе.
В сложной ситуации и лидер Франции Эммануэль Макрон, который рассчитывает начать реформировать ЕС. И для этого ему нужна поддержка Ангелы Меркель. Но без нового эффективного правительства это невозможно.
Другими словами, в ближайшие месяцы Германия не сможет выполнять роль одной из важнейших и сильнейших стран ЕС как в политическом, так и экономическом плане, произойдет замедление процессов на уровне Европейского союза. Страна будет оставаться недееспособной до тех пор, пока не будут сформированы правящая коалиция и кабинет министров.