В мае нынешнего года в Вильнюсе состоялось открытие памятника Константину Бальмонту, замечательному русскому поэту-символисту Серебряного века. Событие это тем более знаменательное, что, по словам открывавшей памятник правнучки поэта Наташи Бруни, Литва стала первой страной, где таким образом почтили его память.
Так распорядилась судьба, что Константин Бальмонт, всего несколько раз побывавший в Литве, ощущал почти мистическую связь с ней. «Литва, моя царевна, которую люблю», – писал он в своих стихах, заявляя о готовности служить и защищать ее, как верный рыцарь. Он полагал, что по отцовской линии корни его генеалогического древа восходят к литовскому дворянскому роду. Это его мироощущение, почвенную связь и постарался отобразить в бронзовой скульптуре поэта, действительно напоминающей ствол уходящего глубоко в землю корнями дерева, автор монумента Миндаугас Шнипас.
Благодаря символичному совпадению, за несколько дней до этого в литовской столице рядом с Пятницкой церковью, где по преданию был крещен прадед другого великого русского поэта, был открыт памятник Александру Пушкину и «арапу Петра Великого» Ганнибалу.
Выступая на церемонии открытия памятника Бальмонту, министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис отметил, что очень рад его появлению в Вильнюсе, поскольку поэт был тесно связан с культурой Литвы и, в первой половине ХХ века, активно боролся за сохранение ее исторического единства. Не соглашаясь с противниками появления монументов, не связанных непосредственно с литовскими историческими личностями, министр положительно оценил тот факт, что в Вильнюсе чтят память заслуженных деятелей, представляющих русскую культуру:«Мне кажется, что это очень хорошо. Ведь Россия – наш сосед».
Благодаря дружбе с литовским поэтом-символистом, дипломатом Юргисом Балтрушайтисом, которую оба пронесли до конца жизни, Константин Бальмонт открыл для себя подлинную Литву и деятелей ее культуры. Он переводил на русский язык, публикуя во французских, американских изданиях, произведения литовских классиков Балтрушайтиса, Винцаса Креве, Людаса Гиры, Майрониса, Видунаса. Очень много своих поэтических произведений он посвятил Литве, переводил литовский фольклор, а уже будучи в эмиграции, читал в Сорбонне специальный цикл лекций о народных песнях и сказках. В парижском сборнике «Северное сияние» поэт поместил целый поэтический цикл «Стихи о Литве и Руси».
Хотя, по определению дружившей с ним Марины Цветаевой, Бальмонт был законченным воплощением Поэта, он не был чужд общественной деятельности и с огромным энтузиазмом встретил Февральскую революцию 1917 года в России. Искусствовед Пранас Моркус напомнил в этой связи полузабытый факт: в разгар революции композитор Александр Гречанинов обратился за помощью к поэту, и они вместе написали«Гимн свободной России». Кстати, аккорды этого гимна звучат сегодня в позывных радио «Свобода». (К слову, в Литве, в монастыре под Каунасом, похоронен князь Алексей Львов, автор музыки официального гимна царской России «Боже, Царя храни»).
Октябрьская революция заставила Бальмонта, не терпевшего насилия, резко поменять свои взгляды, чего он не считал нужным скрывать. Одно время в ЧК обсуждался вопрос о необходимости расстрелять его как контрреволюционера, но не хватило нескольких голосов для вынесения смертного приговора. На помощь находящемуся в отчаянном положении поэту пришел Юргис Балтрушайтис, который в то время являлся послом Литвы в Советской России. Он выхлопотал для него приглашение читать лекции за рубежом и в 1920 году вывез на дипломатической машине вместе с семьей из Москвы.
Когда в 1942 году тяжело больной Константин Бальмонт скончался в небольшом французском городке Нуази-ле-гран, в последний путь его провожали немногочисленные друзья, чета Балтрушайтисов в их числе.
Многочисленные потомки Константина Бальмонта оказались рассеянными по свету (поэт был официально женат три раза). Но, опять же, судьбе было угодно, чтобы его внучка – Марианна Бруни – приехала однажды в Вильнюс и осталась здесь навсегда, связав свою жизнь с Литвой. Когда по инициативе литовско-русского благотворительного Фонда имени Балтрушайтиса возникла идея увековечить память поэта, столь преданно любившего Литву, Марианна Бруни возглавила инициативную группу по реализации задуманного. к этому благородному делу охотно примкнули потомки поэта, проживающие, помимо Литвы, в России, США, Франции. Бронзовый памятник был создан литовским скульптором Миндаугасом Шнипасом и архитектором Таурасом Будзисом в основном на средства семьи.
На открытие памятника Бальмонту в Вильнюс приехала и его дочь Светлана, родившаяся во Франции. Она сейчас постоянно проживает в США. Радость обретения поэта на столь дорогой для него земле разделили многочисленные представители местной интеллигенции, литовской и русской, поклонники и почитатели поэта. На церемонии присутствовали министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис, вице-мэр Вильнюса Ромас Адомавичюс, представители посольства РФ в Литве, бывший атташе Литвы по культуре в России, актер Юозас Будрайтис.
Галина Афанасьева
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ