ТАЙНЫЕ БАСТИЛИИ ЦРУ

О ЧЕМ УМАЛЧИВАЮТ ВАРШАВА И ВАШИНГТОН
Международный скандал, связанный с разоблачениями сотрудника спецслужб СШАЭдварда Сноудена, больно ударил по некоторым странам Евросоюза. Сноуден представил СМИ данные о методах работы американских коллег, собиравших информацию и о своих европейских союзниках. Скандал взорвал общественное мнение и в Польше. Здесь все еще продолжает раскручиваться детективная история, связанная с секретными тюрьмами ЦРУ, начало которой было положено 10 лет назад.
…Крошечная польская деревушка Старые Кейкуты (Варминьско-Мазурское воеводство), которую насквозь можно проехать за две минуты, стала известной миру еще в 2005 году. Согласно данным международной правозащитной организации «Хьюман Райтс Вотч», именно здесь на территории разведшколы в Старых Кейкутах в 20 километрах от военного аэродрома в Шиманах находилась тюрьма ЦРУ. Польские власти данный факт отрицали с самого начала, уверяя, что это всего лишь слухи.
Действительно, трудно представить: село, десяток домов, рядом заброшенный военный аэродром Шиманы с ржавыми воротами. И такие сенсационные утверждения: здесь приземлялись самолеты с пленными террористами «Аль-Каиды» на борту, на автомобилях с темными стеклами их доставляли на базу в Старые Кейкуты. Везли через отдельный вход, в отдельно стоящий дом. Привозили и передавали в распоряжение американцев.
Польский Хельсинкский фонд по правам человека подсчитал, что в страну было доставлено от 8 до 11 таких заключенных. Двое из них – саудовцы, находящиеся теперь на базе в Гуантанамо, – утверждают, что в Польше их пытали. По информации Associated Рress, террориста Абд Аль-Рахима Аль-Нашири запугивали, включая у его головы дрель, при этом прикованный к стене Аль-Нашири не мог видеть, что у нее отсутствует сверло. А еще офицер ЦРУ приставлял к его голове незаряженный пистолет и нажимал на курок.
В середине июня 2013 года уроженец Йемена Валид Мохаммед бен Атташ потребовал от польской прокуратуры признать его еще одним пострадавшим в деле о секретных тюрьмах ЦРУ в Польше. Об этом сообщил на пресс-конференции в Варшаве адвокат Мариуш Паплярчик. «В апелляционную прокуратуру в Кракове были поданы 50-страничное заявление о подозрении в совершении преступлений и ходатайство о признании йеменца Валида Мохаммеда бен Атташа пострадавшим в деле, которое расследует краковская прокуратура», – заявил он, выступая на презентации очередного доклада Amnesty International, посвященного секретным тюрьмам ЦРУ в Польше.
В 2008 году этим делом занялась варшавская прокуратура, которая четыре года вела расследование в надежде понять: давали ли польские власти согласие на создание на территории республики тайных тюрем? Следователи допросили 62 свидетеля и собрали 20 томов материалов. Однако ни один действующий или бывший представитель руководства страны так и не подтвердил факт такого сотрудничества с американскими партнерами по НАТО.
Следствие номинально велось в закрытом режиме, и уже казалось, что оно зайдет в тупик. Но неожиданно для многих в январе 2012 года прокуратура предъявила обвинения в организации на территории страны лагеря для содержания заключенных ЦРУ бывшему главе польской разведки Збигневу Сементковскому.
В марте 2009 году прокуратура направила за океан запрос о правовой помощи. Только через семь месяцев в Варшаву поступил однозначный ответ: отказать. Американцы сослались на пункт договора, согласно которому выполнение подобной просьбы может нарушить интересы государства или создать угрозу для его безопасности.
Польской прокуратуре оставалось лишь добиваться предоставления информации от местной разведки, которая долго и достаточно эффективно охраняла секретные данные. Выдать секреты партнеров по НАТО польские разведчики согласились только после вмешательства главы Верховного суда. Только эта инстанция, согласно уставу польской разведслужбы, может потребовать раскрыть факты особой важности. По иронии судьбы, эту норму ввел сам Сементковский, обвинения которому были предъявлены именно на основании полученной прокуратурой информации.
Однако бывший глава разведки – не единственный участник процесса. Как стало известно, прокуратура собрала достаточно сведений, чтобы привлечь к Государственному трибуналу бывшего премьер-министра страны Лешека Миллера, ныне возглавляющего входящий в парламент Союз демократических левых сил. В Польше считают, что только с его согласия американским спецслужбам могли предоставить участок и помещения в закрытой военной зоне в Старых Кейкутах, а также позволить совершать взлеты и посадки на близлежащем аэродроме в Шиманах.
Польский сенатор Юзеф Пиньор утверждает, что в документах прокуратуры содержится инструкция, подписанная Сементковским и Миллером, о нормах функционирования тюрем ЦРУ на территории страны. «Там очень детально описано регулирование такого объекта с точки зрения польских государственных учреждений, – заявил он. – Согласно документу, несмотря на то что тюрьма была в ведении ЦРУ, координацией её деятельности от имени польского государства должна заниматься разведка, которая напрямую подчиняется премьер-министру». «Документ настолько подробен, что содержит даже инструкции о том, как действовать, если в тюрьме появятся погибшие», – сообщил Пиньор. И хотя до сих пор неизвестно, «знали ли польские власти о том, чем занимаются американцы, или они просто бездумно согласились на экстерриториальность объекта, наличие пункта инструкции по поводу избавления от трупов дает нам право предположить, что они знали о происходящем за этим забором», – заключил польский сенатор.
Пиньор, который и сегодня остается одним из немногих, кто охотно рассуждает на эту тему, уверен, что круг лиц, которые были посвящены в тайну секретных казематов ЦРУ в Польше, гораздо шире, чем можно предполагать. «Думаю, что мы скоро узнаем, кто дал разрешение на размещение в нашей стране центров ЦРУ, кто об этом знал и соглашался, а затем скрывал это от общественного мнения и комиссии Европейского парламента», – заявил сенатор, выразив надежду, что предъявление обвинения Сементковскому – только первый шаг к получению ответов на эти вопросы.
По словам Пиньора, если политики согласились на функционирование в стране закрытой базы, значит, дело дошло не только до нарушения суверенитета, но и ключевых международных соглашений и ценностей, записанных в польской конституции: «Попытки спрятаться за отговоркой о соблюдении государственных интересов не пройдут, так как польские интересы заключаются в защите конституции».
Закрытый источник«Газеты выборчей», корреспондентам которой удалось узнать много мелких деталей этого дела, утверждает, что десять лет назад поляки предоставляли американцам только аэродром, а предполагаемая тюрьма была лишь небольшой охраняемой виллой. «Наши люди привозили заключенных с аэродрома и отвозили к самолетам. У них не было возможности войти за порог дома», – цитирует издание слова источника. Как пишет газета, в 2006 году, спустя несколько месяцев после обнародования информации о тайных тюрьмах ЦРУ в Центральной Европе, с визитом в польскую школу разведки отправился погибший в авиакатастрофе под Смоленском 10 апреля 2010 года польский уполномоченный по
правам человека Януш Кохановский. По его словам, ему предоставили возможность посетить виллу, где, предположительно, держали заключенных, но там он не нашел никаких следов существовавшей тюрьмы. При этом он обратил внимание, что здание было недавно отремонтировано.
Свежая информация, которой располагают польские репортеры, дает основание предположить, что в Кейкутах было еще одно здание, оборудованное для содержания заключенных, а вилла предназначалась исключительно для американских военных. Журналисты признаются, что получить даже такие, на первый взгляд, малозначительные сведения крайне сложно, так как обслуживающий в 2002 году персонал разведшколы был затем уволен в полном составе и заменен новым офицерским составом.
В польских политических кругах (даже доверительно) говорить на эту скандальную тему – признак дурного тона. Каждый политик, который, так или иначе, замешан в скандале или просто знает о существовавших в стране секретных тюрьмах ЦРУ и может официально подтвердить этот факт, предпочитает избегать любой огласки. А Лешек Миллер, комментируя как-то статьи «Газеты выборчей» на эту тему, заявил, что такого рода публикации, основанные на слухах и домыслах, только ставят под угрозу безопасность польских солдат в Афганистане. «Если прокуратура утверждает, что следствие ведется в закрытом режиме, а о его деталях можно прочитать в газете, то это означает деградацию польских государственных институтов», – отметил он, заверив при этом, что «в Польше не было тайных тюрем ЦРУ».
Действующий премьер-министр Дональд Туск, который возглавил кабинет министров в 2007 году, также продолжает стоять на позиции защиты, прежде всего, государственных интересов, хотя и пообещал публично, что тайна тюрем ЦРУ будет раскрыта: «Правительство будет стараться предотвратить негативные последствия выяснения этого вопроса, но он будет продолжать выясняться». Но все те, кто его изучает, должны помнить о «безопасности государства и понимать, что любая неосторожность и небрежность будет самым тяжелым из всех грехов», – добавил Туск. И прокуратура не освобождается от обязанности соблюдать очевидные интересы государства, напомнил фемиде глава правительства.
Президент Бронислав Коморовский избрал иную линию поведения. Он публично напоминает полякам, что уже требовал «честного расследования этого вопроса, так как речь идет о добром имени Польши. Это хлопотный и болезненный для польского государства вопрос, но следственные органы должны его выяснить», – заявил глава государства, выразив при этом осторожную надежду, что обвинения, предъявляемые как бывшему главе разведки, так и Польше в целом, не найдут своего фактического и юридического подтверждения.
Политические наблюдатели сходятся в том, что, судя по составу входящих в парламент партий, практически ни одной из них не выгодно раскрытие тайны секретных тюрем ЦРУ. Только представители недавно сформированной партии «Движение Паликота», вероятно, никак не замешанные в этом скандале, активнее многих продолжают добиваться выяснения истины. По словам самого Януша Паликота, обвинения, предъявленные прокуратурой Збигневу Сементковскому, служат главным подтверждением сотрудничества польской стороны с американскими спецслужбами на своей территории. «Важно, что, по мнению варшавской прокуратуры, собранный материал позволяет не только категорически утверждать, что эти тюрьмы существовали, но и то, что в них пытали людей», – подчеркнул лидер партии. Он напомнил, что у Польши подписано соглашение в рамках НАТО о сохранении определенной тайны, и в силу этого следствие ограничено в своих маневрах, так как американцы не хотят обнародовать всех материалов. И «несмотря на это, наша прокуратура посчитала, что у нее достаточно доказательств, чтобы предъявить обвинения», – с удовлетворением констатировал Паликот.
Заместитель председателя комиссии сейма по международным делам и член оппозиционного Союза демократических левых сил Тадеуш Ивиньский также признал, что самолеты ЦРУ «Гольфстрим» выполняли множество рейсов почти в 30 стран мира с военных баз в Афганистане. Совершали они, по его словам, посадки, «вероятнее всего, и на аэродром в Шиманах, откуда заключенных перевозили в закрытую военную зону в Старых Кейкутах, которая на протяжении многих лет, что не секрет, была центром обучения польских разведчиков».
Касаясь возможных пыток и издевательств над узниками, Ивиньский дал понять, что «нет никаких доказательств, что в Польше это происходило, польские власти не могли на это согласиться». По его словам, те обвинения, которые предъявляются бывшими узниками, не обоснованы. «Польские власти действовали в соответствии с интересами государства, а если там что-то и происходило, то это делали американцы».
Американцы, тем временем, признает польская пресса, продолжают молчать, а польские власти делают всё, чтобы замедлить развитие событий… Сразу же после предъявления обвинений бывшему руководителю разведки решением генеральной прокуратуры дело о тайных тюрьмах ЦРУ забрали у варшавской прокуратуры, которая расследовала его четыре года, и без объяснения причин передали прокуратуре в Кракове. Этот шаг был расценен наблюдателями как попытка затянуть следствие и не позволить предъявить обвинения высокопоставленным представителям государственной власти. «Это решение может породить беспокойство. Следствие велось очень хорошо. Как представитель пострадавшей стороны я с облегчением принял известие о предъявлении обвинений по этому делу», – заявил адвокат Петшак, представляющий интересы саудовского террориста, утверждающего, что его содержали и избивали недалеко от аэродрома в Шиманах на северо-востоке Польши. «Перенесение дела в такой момент заставляет задуматься о попытке запутать его», – подчеркнул адвокат.
Политические обозреватели утверждают, что решение варшавской прокуратуры по Сементковскому было критически встречено в генеральной прокуратуре, так как вероятное осуждение бывшего главы разведки и привлечение к ответственности экс-премьера повредят безопасности и интересам Польши. Краковская апелляционная прокуратура, отмечают осведомленные источники в польской столице, пользуется большим доверием генерального прокурора Анджея Серемета.
После того как дело попало в Краков, следствие продолжает затягиваться. Согласно последнему решению, срок его завершения перенесен на середину октября 2013 года.
«Подозреваю, что нынешняя власть Польши постарается затянуть следствие. Ведь если обвинения будут предъявлены Сементковскому и Миллеру, это будет означать, что лидеры страны тоже должны тем или иным образом ответить, так как, зная обо всем, не предприняли никаких действий, – констатировал Януш Паликот. – Вся политическая элита заинтересована в том, чтобы дело не дошло до логического конца. Именно это и стало причиной давления со стороны генпрокуратуры, чтобы перенести расследование в Краков», – заключил он.
«Это карикатура на правоохранительные органы. Такие действия с их стороны должны повлечь за собой отставку Анджея Серемета с поста генерального прокурора, – считает сенатор Пиньор. – При всем уважении к тайне следствия, иерархически она не важнее защиты конституции». «Мы не банановая республика», – констатировал он.
Трудно сказать, в каком русле дальше пойдет разбирательство. С одной стороны, судя по наблюдениям польской прессы, следствие подошло к финалу, а доказательная база, собранная варшавской прокуратурой, настолько сильна, что обвинения в адрес Сементковского неопровержимы. Если краковская прокуратура захочет поддержать позицию коллег из Варшавы, перед Государственным трибуналом могут предстать влиятельные польские политики, в том числе находящиеся сегодня у власти. С другой стороны, за полтора года, прошедших с момента перенесения следствия в Краков, в рамках этого дела не произошло ровным счетом ничего неожиданного.
Эксперты в сфере международного права утверждают, что запрос в Государственный трибунал вполне можно направить, но будет ли он рассмотрен, согласно польским законам, должны решить депутаты парламента. Та политическая буря, которая проносится сейчас над Польшей, свидетельство того, что существуют интересы самых разных политических сил, и каждая из них, в свою очередь, предпочитает играть на своем поле, признал обозреватель программы «Панорама» второго канала Польского телевидения Адам Кшиковский. Констатация наличия доказательств, позволяющих такой запрос отправить, свидетельствует о том, что в этом деле было то, что уже шестой год называют «слухами», добавляет с иронией журналист.
Главный вопрос, который продолжают задавать себе многие, – представляет ли обнародование фактов существования на польской территории секретных тюрем ЦРУ угрозу для безопасности страны. С одной стороны, террористы давно знают, что Польша всегда была союзником США и НАТО. Но, как пишут местные издания, «Аль-Каида» – не самая предсказуемая из организаций, и не исключено, что именно сейчас какая-то террористическая группа решит отомстить Польше.
Возможно, именно поэтому в Варшаве с большим беспокойством восприняли снятие грифа «секретно» с рассматривавшегося в Европейском суде по правам человека дела саудовца Абд ар-Рахима ан-Нашири, который утверждал, что его содержали и избивали в секретной тюрьме ЦРУ на северо-востоке Польши. «Это означает, что теперь мы будем более сдержаны в сотрудничестве с ЕСПЧ, которое до настоящего момента складывалось довольно хорошо, – отметил пресс-секретарь польского правительства Павел Грась. – Многие аспекты этого следствия засекречены и до момента его завершения польской прокуратурой, чтобы не осложнять работу, взаимодействие с ЕСПЧ не будет таким, как его ожидают в Страсбурге».
По мнению главы Бюро национальной безопасности Станислава Козея, решение суда рассекретить документы ставит под угрозу безопасность Польши. «Если все данные, которые отправляются в Страсбург, должны быть раскрыты, то польские власти в такой ситуации и, принимая во внимание продолжение следствия, будут производить определенную предварительную оценку передаваемой информации», – признался он.
А вот правозащитные организации, наоборот, призывают Варшаву быть менее сдержанной.
«Польша – единственная страна в Европе, которая ведет расследование фактов содержания заключенных в тайных тюрьмах», – отметила на одной из последних пресс-конференций Джулия Холл, эксперт Amnesty International по правам человека в контексте борьбы с терроризмом. «Однако в настоящее время мы считаем, что следствие неоправданно затягивается по неясным причинам», – добавила она, подчеркнув, что профессиональные правозащитники не получают никакой информации от польской стороны, так как разбирательство ведется под грифом «секретно». По мнению же Amnesty International, власти Польши должны публично поддержать расследование и воздержаться от политического давления на следователей.
В середине июня в атмосфере строжайшей секретности Польшу посетил директор ЦРУ Джон Бреннан. Информация об этом всё же просочилась в СМИ. Известно, что вторым пунктом его поездки в Европу стала Румыния, власти которой также обвиняются в участии в американской программе тайного содержания заключенных ЦРУ. Неслучайно летом этого года Бен Эммерсон, получивший мировую известность как адвокат вдовы Александра Литвиненко, а ныне – специальный докладчик ООН по защите прав человека и борьбе с терроризмом, призвал администрацию США предать гласности выводы конфиденциальных расследований практики задержания и допросов ЦРУ. Он посоветовал также правительствам Литвы, Польши и Румынии провести независимые расследования относительно предполагаемых секретных объектов ЦРУ на их территориях. Бен Эммерсон рекомендовал властям США незамедлительно опубликовать доклад комитета Сената по разведке относительно секретной программы ЦРУ по задержаниям и допросам».
Ирина Полина,
ИТАР-ТАСС, специально для«Янтарного моста»
Как стало известно «Янтарному мосту», Генеральная прокуратура Литовской Республики в конце июня заявила, что, невзирая на призывы неправительственных организаций страны пересмотреть свою позицию в связи с председательством Литвы в ЕС, не видит оснований для возобновления расследования о возможном участии Литвы в программе США по тайному содержанию и передаче задержанных в тайные тюрьмы ЦРУ. «По утверждению прокуроров, в настоящее время для возобновления расследования оснований нет. Вопрос возобновления расследования может решаться только после получения существенных и важных фактических данных», – заявила представитель Генпрокуратуры Вилма Мажоне.

Яндекс.Метрика