ВАЦЛАВ СТАНКЕВИЧ: МЫ ДОРОЖИМ ДОВЕРИЕМ СОСЕДЕЙ

Генеральный консул Литвы в Калининграде — Вацлав Станкевич. Лучшей кандидатуры для этой должности, наверное, было не найти. 1 апреля 2009 года тогдашний министр иностранных дел Вигаудас Ушацкас подписал приказ о его назначении. Правда, 1 апреля Вацлав на работу не явился, хотя и прибыл в Калининград вовремя. Специально пришел на следующий день, чтобы его новые сотрудники не зафиксировали в памяти дату прибытия генконсула, «молодого» дипломата, если что-то пойдет не так.
Вацлав вспоминает, что пришел на дипслужбу непосредственно из Сейма, а парламентская деятельность, как известно, не очерчена конкретными рамками. У дипломатов же работа очень конкретна: она определяется программой правительства, приоритетами внешней политики, по которым и следует работать.
– В свои 58 лет, – вспоминает генконсул, – я всё же накопил определенный жизненный опыт, который помог мне в первые недели и месяцы работы. По своей основной профессии я – капитан дальнего плавания. А это, скажу я вам, великолепная школа дипломатии. Ты уходишь в дальнее плавание с экипажем, посещаешь разные порты, где иногда занимаешься такой «крутой» дипломатией на свой страх и риск, что сам удивляешься, как удалось разрешить сложные конфликты, споры, зная, что помочь тебе некому. Ты один на один с экипажем, с людьми, с которыми встречаешься в портах. Я тогда и не думал, что окажусь в политике, стану членом Сейма, а потом и дипломатом, но так получилось. С одной стороны, это новое дело, а с другой стороны, я имел за плечами 17 лет работы на флоте и 8 лет в Сейме Литовской Республики, в комитете международных отношений.
СТОП-КАДР: Вацлав Станкевич родился в Белоруссии, в Гродненской области. В четырехлетнем возрасте переехал с родителями в деревню Буйвидишкес Вильнюсского района, где окончил среднюю школу. Затем на долгие годы связал свою судьбу с морем: окончил Клайпедскую мореходку по специальности «техник-судоводитель», работал помощником капитана, старпомом и капитаном-директором рыболовецкой базы. Окончил Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства по специальности «судовождение» и по специальности «экономика».
С 2000 года — в большой политике. От партии социал-либералов «Новый союз» избирался два срока подряд депутатом Сейма Литовской Республики. В 2009 году Вацлав Станкевич получил предложение возглавить Генеральное консульство Литвы в Калининграде.
Вы хорошо знали Калининград в молодости. Он изменился?
Наверное, мое появление здесь можно назвать иронией судьбы. Вы правильно заметили, что я Калининград знаю неплохо. В местном вузе, сейчас это государственный технический университет, я получил два высших образования. Когда окончил учебу, с грустью сказал «прощай» Калининграду. Думал, что никогда больше сюда не вернусь. И вот спустя много лет вернулся в другом качестве. Город, да и вся область изменились в лучшую сторону, а центр Калининграда просто не узнать…
Что касается трудностей, то меня к ним в целом хорошо подготовили в МИДе. Тем не менее, я не ожидал, что Калининградское генконсульство – это огромный дипломатический узел с большим объемом работы. Он имеет свою специфику. Работая в Сейме, я посещал наши посольства в разных странах, но не видел, как работают рядом генконсульства. Дело в том, что знаменитый транзит в Россию из Калининграда и наоборот – это всё обеспечивает генконсульство. К тому же у нас очень интенсивный визовый режим. К слову, генконсульство в Калининграде на втором месте после Минска по количеству выдаваемых виз. В Москве их выдают меньше. Можете судить об интенсивности нашей работы. Очень благодарен нашему МИДу за то, что и в генконсульстве, и в консульстве в Советске работают квалифицированные кадры. Мы хорошо понимаем, что область отделена от России, и если мы будем относиться равнодушно к судьбе калининградцев, к их запросам, то потеряем доверие соседей.
Поэтому Литва сочла необходимым содержать представительства на относительно небольшой территории. Конечно, случаются всякие казусы – бывает, что нам приносят поддельные документы, бывает, что границу стремятся пересечь нежелательные лица. Но всем добропорядочным гражданам мы стремимся обеспечить комфортабельные условия для путешествий.
Вместе с МИДом консульством было принято решение постепенно увеличивать количество выдаваемых годовых и многократных виз с тем, чтобы люди могли спокойно в течение года посещать Литву и всё шенгенское пространство. В 2009 году годовых виз выдавалось около 47 процентов от общего количества, а сегодня – более 60%. За 2011 год генконсульство вместе с консульством в Советске выдали порядка 85 тысяч виз. Говоря о визах, хотел бы сообщить, что кроме Литвы мы представляем еще пять государств – Финляндию, Норвегию, Бельгию, Данию и Эстонию, – принимаем приглашения на поездки по документам этих стран.
Тем не менее, пересечение польско-российской границы для калининградцев представляется более легким?
У нас четыре пункта перехода границы между Литвой и Калининградской областью. За их работу отвечают таможня и пограничники. К сожалению, там бывают и очереди. Инфраструктура вглубь от пункта перехода в Литве развита лучше, более комфортны дороги. Не хочу обижать соседей, но должен признать, что если бы в Калининградской области была улучшена инфраструктура, то и пропускная способность была бы значительно выше.
Кроме того, поляки с россиянами работают над упрощенным вариантом пересечения границы при наличии разрешения. Этот вариант еще не начал работать, в июне его отложили в очередной раз на осень. Мы желаем Польше и России успеха и посмотрим, что из этого получится.
А Литва к такому облегченному варианту готова?
Литва была готова использовать шанс, который предоставляет шенгенское законодательство для приграничных районов– 30–50-километровая зона посещения. Несколько лет работала совместная группа по подготовке соглашения – вроде, условия были выработаны, но в последний момент россияне отказались подписать этот документ. Я так понимаю, что сейчас наши соседи отрабатывают другой вариант. Мы уважаем их решение. Литва проявила гибкость и предложила включить всю Калининградскую область, то есть дать возможность всем ее жителям приезжать к нам в пределах установленной зоны. Поляки, кажется, предложили увеличить зону проникновения до 100-120 км. Хочу только добавить, что, вступая в Шенген, мы знали, что нас ждут не только привилегии, но и обязанности, которые мы стараемся неукоснительно выполнять.
Как развиваются наши экономические отношения?
Для Литвы Калининградская область – главный торговый партнер на пространстве России. Она была и остается приоритетным направлением для литовского бизнеса. Между нами нет языкового барьера, существуют давние исторические связи. Не берусь назвать точную цифру, но сейчас уже действует несколько сотен совместных предприятий. За неделю сюда прибывают две-три делегации из Литвы и просят встречи с коллегами, в том числе и на территории генконсульства. Литовцы хорошо зарекомендовали себя как строители дорог, инженерных сооружений, спортивных комплексов. Очень ценятся литовские продукты питания. Заслужило добрую славу предприятие «Калининградский деликатес» с литовским капиталом. Крупная фирма «Агава» из Каунаса внедряет и монтирует автоматику на многих местных предприятиях. Паневежисский строительный трест из года в год наращивает обороты, выигрывает много объявленных конкурсов на строительство серьёзных объектов. Калининградцы высоко ценят медицинские услуги, предоставляемые в Литве. Поэтому в последнее время получил широкое развитие медицинский туризм. Особым спросом пользуются услуги кардиохирургии, нейрохирургии, стоматологии и косметологии. Это ведь тоже экономика.
Одно время литовская пресса много писала о том, что литовцев «выталкивает» из Калининграда криминал. Так ли это?
Я бы не сказал, что криминогенная обстановка в Калининградской области чем-то отличается от обстановки в Литве. Бывают печальные и неприятные происшествия, но они не влияют на деловой климат. Единственное, что надо иметь в виду нашим бизнесменам, это учитывать особенности экономической и политической системы.
К сожалению, здесь бюрократическая лестница гораздо длиннее. У нас как? Пригласил потенциального партнера, сам решаешь с ним все вопросы, никого не спрашивая. А для российских бизнесменов этот процесс более сложен – необходимы предварительные согласования, разрешения. Разрешение надо получить от одного, другого. Литовцы в этом отношении более мобильны.
Бизнесмены из Калининграда охотно инвестируют в Литву?
Не помню, чтобы калининградские фирмы самостоятельно приходили на наш рынок. А вот совместных предприятий много. Литовцы в этом смысле более активны. Может быть, это объясняется тем, что россияне, не хочу никого обидеть, более расслаблены, что ли. За ними огромная страна с богатейшими ресурсами. Они знают, что в случае чего – государство им поможет. Литовцам приходится полагаться только на самих себя. Поэтому они более мобилизованы, более напористы. Стремление литовцев закрепиться в Калининграде выше, чем калининградцев – в Литве. К слову, калининградцы, чей уровень жизни постоянно повышается, активно пользуются туристической инфраструктурой, массово посещают такие курорты, как Паланга, Друскининкай. Бывая в Клайпеде, радуюсь, как много у торговых центров машин с калининградскими номерами. Я даже вижу в этом результат своей работы. Они же не могут без виз приехать. А цены у нас ниже.
Литовцы по этой причине едут в Польшу, а калининградцы к нам?
Да, ездят и в Польшу, это вполне нормально. Но литовские продукты ценят и любят, прежде всего, за их качество.
Есть ли у России и Литвы совместные крупные проекты в Калининградской области?
Мост через Неман, строительство которого, надеюсь, начнется в ближайшем будущем. Реализация этого проекта немного затянулась. В нем участвуют Литва, Россия и Евросоюз, а это разные подходы, разные законы, разная документация. Поэтому слишком долго идет согласование.
К моему глубокому сожалению, пробуксовывает пока еще один проект. 15 мая 2009 года глава литовского МИДа и министр транспорта России обменялись нотами об упрощенных правилах судоходства по общей акватории Куршского залива. Ведь мы все заинтересованы привлекать как можно больше туристов. Все условия нами были отработаны, но воз пока и ныне там, потому что не обустроен пограничный пункт проверки, у которого могли бы швартоваться яхты и другие суда.
Как развиваются наши культурные связи, взаимоотношения обычных граждан?
Человеческие взаимоотношения, на мой взгляд, между соседями очень хорошие. Все друг друга хорошо знают, языковый барьер практически отсутствует. Думаю, что если в России провести опрос по областям об отношении к Литве, то калининградцы будут на первом месте по хорошему отношению.
Не следует забывать, что здесь и достаточно многочисленная литовская диаспора – около 15 тысяч человек. Очень сильное литовское землячество и в самом Калининграде. Словом, должен констатировать, что наши культурные связи очень интенсивные. Концерты, выставки, дискуссии проводятся регулярно. Реализуются и совместные проекты концертов, других культурных мероприятий.
Следует также иметь в виду, что Калининград и Клайпеда являются городами-побратимами. Еще хочу отметить, что в Калининграде и области во многих школах изучается литовский язык как второй иностранный.
Решена ли проблема с домом-музеем Донелайтиса, о судьбе которого много говорилось в Литве?
Мемориальный музей Донелайтиса в Чистых Прудах – очень важный, можно сказать, священный культурно-исторический объект для всех литовцев. Поэтому всех очень взволновало известие о передаче его Русской Православной церкви на том основании, что кирха, в которой Донелайтис служил пастором, является объектом религиозного культа.
Предприняло своевременно шаги и министерство иностранных дел, вмешалась госпожа президент, и, слава Богу, общее решение было найдено. Являясь филиалом историко-художественного музея Калининградской области, мемориал остался в ведении областного министерства культуры, которое очень хорошо сотрудничает с нашим министерством культуры. В 2014 году мы будем отмечать 300-летие со дня рождения патриарха литовской литературы Кристионаса Донелайтиса. В праздничных мероприятиях примут участие и жители Литвы, и калининградцы. Эта дата будет широко отмечаться и ЮНЕСКО.
Какой самый приятный и самый неприятный моменты Вам пришлось пережить на дипломатической службе?
Неприятных не было, были тревожные, о которых не хочется упоминать. Самым приятным оказался тот факт, что я готовился к другому назначению и вдруг получил предложение поехать на побережье любимого Балтийского моря. Очень обрадовался. Я люблю калининградцев, люблю этот город, а главное – мне очень хорошо здесь работается.
Галина Афанасьева,
специально для «Янтарного моста»
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2012. № 3 (7)

Яндекс.Метрика