С 4 по 15 сентября в Швейцарии– в Монтрё и Веве– пройдет VII Международный юношеский конкурс им. П.И. Чайковского. В состав оргкомитета впервые за двадцатилетнюю историю фестиваля входит Международная ассоциация «Янтарный мост». А в жюри дебютирует профессор, знаменитая латвийская виолончелистка Элеонора Иоанновна Тестелец. Конкурс будет проведен по трем номинациям – фортепиано, скрипка и виолончель.
МОНТРЁ – МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЙ
Этот город известен в мире как организатор Montreux Jazz Festival. Он проводится уже более 45 лет, с 1967 года, и почитается как одно из самых престижных музыкальных событий. В Монтрё зажглись многие звезды джаза. И сегодня фестиваль остается стартовой площадкой для начинающих музыкантов. В течение пятнадцати дней нынешнего лета в Монтрё можно было услышать практически всё – от хип-хопа до «кислотного» джаза, регги и техно. На фестивальные площадки выходили Боб Дилан, Хью Лори, Тони Беннетт и Герберт Грёнемайер. В сентябре эстафету принимают молодые исполнители классической музыки – виртуозы Международного юношеского конкурса имени П.И.Чайковского.
НОТЫ ВОСПОМИНАНИЙ…
Этот крупнейший профессиональный конкурс для юных музыкантов (до 17 лет) проводится в разных странах. Победители участвуют и в Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, что является серьезным стимулом для юных дарований.
Всё начиналось в Москве в 1992 году. Потом – были Япония, Петербург, Китай, Корея… Основная цель конкурса – образовательная. Талантливая молодежь получает возможность показать свое мастерство самой широкой аудитории.
Многие лауреаты стали всемирно известными исполнителями. Среди них Ланг Ланг, Ел Йум Сон, Алексей Набиулин, Аяко Уехара – по специальности «фортепиано». Дженнифер Ко, Алексей Наговицын, Петр Квасный, Буй Конг Зюи – «скрипка». Даниэл Мюллер Шот, Татьяна Васильева, Клаудио Борхес, Моника Лесковар, Нарек Ахназарян, Борис Андреянов – «виолончель».
Генеральный директор Ассоциации лауреатов Международного конкурса им. П.И. Чайковского Андрей Щербак накануне отлета в Швейцарию ответил на вопросы «Янтарного моста».
Первый конкурс состоялся в 1992 году. А когда родилась идея его проведения и в чем она заключалась?
Сначала возникла идея объединить лауреатов Международного конкурса им. П.И. Чайковского в ассоциацию. Она была успешно реализована, и вот уже 22 года ассоциация ведет активную деятельность.
А основным мотивом было желание создать своеобразный «фундамент» для взрослого конкурса. И этой цели мы достигли – 15 лауреатов юношеского конкурса впоследствии стали лауреатами взрослого. Были и другие мотивы. Очень важны образовательная и гуманитарная составляющие. Возможность непосредственного общения, знакомства с разными культурами, принцип «важно участие, а не победа» – всё это в некоторой степени роднит наш конкурс с Олимпийскими играми.
Какие страны будут представлены на конкурсе в Швейцарии?
Должны приехать около 120 музыкантов из 20 стран. Традиционно много участников из стран Азии, хорошо представлена и Россия. Мне очень приятно, что благодаря деятельности гуманитарного фонда «Янтарный мост» в конкурсе примут участие и молодые музыканты из Латвии. Надеюсь, что в следующий раз к нам приедут исполнители и из других балтийских республик.
Есть ли прогнозы относительно будущих призеров?
С уверенностью можно сказать лишь то, что результаты будут объективны и они выявят сильнейших молодых виртуозов. Профессиональная репутация членов жюри позволяет это утверждать. Все ребята талантливы, трудолюбивы и преданы классическому искусству. Профессиональный путь каждого будет индивидуальным, наша задача – стимулировать первые шаги.
Где планируется провести гастроли лауреатов по завершении швейцарского фестиваля? Надеемся на выступления конкурсантов в России, Швейцарии, Японии, Корее. Наши партнеры из Латвии по инициативе фонда «Янтарный мост» анонсировали гала-концерт победителей и дипломантов конкурса в Риге 12 ноября. Оргкомитет конкурса обратил внимание на тот факт, что рижане будут участвовать на этот раз во всех трех номинациях – скрипка, виолончель и фортепиано.
Например, рижанин Илья Домнин начал заниматься музыкой в шесть лет. Оканчивая первый класс в 2006 году, на международном конкурсе в Вильнюсе Илья получил первую серьезную награду и сердечные поздравления от литовского композитора Леонаса Повилайтиса (его произведения Илья исполнял). В мае 2012 года Илья стал лауреатом международного конкурса EMCY в Вильнюсе, получив еще два приза – за исполнение произведения Дварионаса и за музыкальность и артистизм. Любимый композитор Ильи – Сергей Рахманинов, юный музыкант мечтает сыграть его Второй концерт.
Карлис Гунарс Тирзитис родился в латвийском городке Икшкеле, музыкой начал заниматься в 4 года. Карлис своим самым большим успехом пока считает первое место на международном конкурсе юных пианистов в Париже в 2008 году. Беатрисе Блауберга тоже виртуозно владеет любимым инструментом – виолончелью. «Родители привели меня в музыкальную школу, когда мне было 7 лет, – рассказывает она. – Я хотела учиться играть на скрипке, но оказалось, что для моего возраста это уже поздно». Молодой латвийской конкурсантке нравится классика, романтическая музыка. Любимое произведение – «Элегия» Сергея Рахманинова. С 2006 года Беатрисе участвует в конкурсах, на которых тоже успела занять призовые места. Последняя награда – диплом на международном конкурсе им. Августа Домбровского.
ПО ФАМИЛИИ – РИХТЕР
Директор VII Международного юношеского конкурса имени Чайковского Тобиас Рихтер – человек в мире музыки авторитетный. Он – художественный руководитель Большого оперного театра Женевы, генеральный директор фестиваля классической музыки Монтрё-Веве. Тобиас Рихтер ответил на вопросы «Янтарного моста».
В чем разница в организации фестиваля классической музыки Монтрё-Веве и юношеского конкурса Чайковского?
На фестивале сложность, в первую очередь, в том, что необходимо объединить людей из самых разных сфер профессиональной деятельности. Важную роль играет и график. С конкурсом всё несколько по-другому: вы не знаете ни участников, ни людей, которые приедут с ними. К тому же, для участников необходимо обеспечить всю инфраструктуру – и это новый опыт для нашей команды. Другим вызовом стало то, что для конкурса необходимо организовать множество массовых мероприятий, а также взаимодействие между музыкантами и публикой. То обстоятельство, что программа исполнителей зачастую остается не известной практически до финальных стадий подготовки конкурса, также несет в себе элемент неожиданности. Для решения всех этих задач необходима высококлассная команда, способная реагировать очень быстро. А на фестивале приходится работать с маститыми и зачастую очень требовательными звездами, но обычно мы готовы ко всем их «фокусам» и требованиям – знаем, как им угодить. Мне кажется, в этих вещах и заключается основная разница.
Для организации международных музыкальных событий, подобных юношескому конкурсу Чайковского, требуются и большие финансовые вложения. Каким образом Вы формировали бюджет?
Откровенно говоря, до настоящего момента остается некоторая финансовая неопределенность, т.к. уровень субсидирования конкурса остается на данный момент относительно небольшим. В ряде случаев, обращаясь к различным частным и ведомственным источникам с целью получения финансирования, мы сталкивались с незнанием общей концепции конкурса, что серьезно замедлило формирование бюджета. Собрать массу людей, заинтересованных в проведении подобных крупных мероприятий, – это сложная работа, с которой мы, впрочем, справились. Должен признать, что поиск спонсоров и вопросы наполнения бюджета довольно далеки от артистических проблем, с которыми я обычно сталкиваюсь. Убеждать людей обеспечить финансирование – это интересная, хотя и очень сложная работа. Выстраивание новых связей может занимать длительное время, даже несмотря на возможности быстрой коммуникации, открытые нам технологическим прогрессом. Поэтому вопросы финансирования отняли у меня больше сил и времени, чем изначально планировалось.
Какая программа запланирована на церемонию открытия конкурса 4 сентября?
Конкурс откроется с выступления оркестра Санкт-Петербургской филармонии под руководством Юрия Тимирканова, а также председателя жюри по специальности «скрипка» – Виктора Третьякова, который исполнит концерт Прокофьева.
Кто Ваш любимый русский композитор?
Как ни удивительно, Чайковский (смеется), хотя в опере я бы скорее отметил… Очень люблю творчество Чайковского, но мне кажется, что Мусоргский достиг не меньших высот в качестве оперного композитора.
Ваша фамилия хорошо известна любителям музыки. Пожалуйста, расскажите о музыкальном наследии Вашей семьи.
Рихтеры, вернее – большая часть Рихтеров, происходят из Саксонии, являющейся своего рода музыкальным сердцем германоговорящего мира. Это может быть связано с традиционно сильной поддержкой искусств со стороны королевского двора Саксонии, что привлекало многих музыкантов. Корни этой традиции возвращают нас к эпохе Реформаторского движения Мартина Лютера, когда были заложены основы великой и священной музыки Тюрингии и Саксонии. Насколько мне известно, члены моей семьи всегда были артистами и певцами, в XVIII веке список профессий нашей семьи расширился, благодаря моде на оперу и инструментальную музыку. Мой отец был – как бы это лучше сказать – одним из самых «символичных» музыкантов XX века, из числа «вестников» возвращения популярности музыки Баха в Южной Германии. Отец был последним учеником великого Карла Штраубе, оказавшего, пожалуй, наибольшее влияние на немецкие традиции органной (и не только) музыки XX века. Отец был и большим другом русского композитора Святослава Рихтера, чьи корни также уходят в Саксонию, хотя вообще-то Святослав родился на Украине, в Житомире, а свою славную профессиональную карьеру начал в Одессе. Я мог бы еще долго рассказывать о музыкальных традициях и наследии семьи, но это – тема для отдельного разговора.
В этом году музыканты из Латвии первый раз примут участие в юношеском конкурсе Чайковского. Что Вы думаете о музыкальных традициях стран Балтии?
Очень важны балтийские традиции хорового пения. Латыши, литовцы и эстонцы вообще очень музыкальные народы, и это также одна из причин музыкальной значимости региона, подарившего миру многих выдающихся певцов, музыкантов. Среди них – Гидон Кремер, а также великая эстонская меццо-сопрано Элина Гаранча. Этот список можно продолжать и продолжать. Сила балтийских музыкальных традиций заключается в сочетании традиционной фольклорной школы с сильнейшей школой духовной музыки.
РОССИЯ – КУЗНИЦА
МУЗЫКАЛЬНЫХ ЛАУРЕАТОВ
О российских участниках конкурса рассказал профессор Владимир Овчинников – директор Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. В этом году он возглавляет жюри VII Международного юношеского конкурса по классу фортепиано.
Примут ли участие ученики Вашей школы в конкурсе в Швейцарии?
Обязательно. Должен отметить, что школа является не только «кузницей талантов», но и «кузницей лауреатов». Ребята получают серьезное профессиональное образование с самого раннего возраста. Естественно, такое образование невоз- можно без практики выступления перед публикой.
И это – естественный способ общения с аудиторией. Поэтому наши ученики всегда принимали участие в юношеском конкурсе Чайковского. Не станет исключением и предстоящий. На этот раз в Швейцарию поедут девять ребят из различных регионов России, и мы постараемся обеспечивать представительство ЦМШ на конкурсе в полном объеме.
Не могли бы Вы дать оценку уровню участников конкурса и лауреатов предыдущих состязаний? Как, например, складывается их дальнейшая профессиональная карьера?
Прежде всего, хочу заметить, что профессиональная карьера всегда непредсказуема, здесь играет большую роль случай, удача. Судьба может складываться по-разному, но для всех музыкантов, участвовавших в юношеском конкурсе имени Чайковского, он стал хорошей профессиональной школой, уникальным опытом.
Судя по прошедшим конкурсам, и я сужу потому, что слышал сам, исполнительский уровень неизменно очень высокий. Достаточно сказать, что участники играют более тридцати концертов – то есть, фактически, основной мировой фортепианный репертуар. И в основном это – музыканты в возрасте около 14 лет. Конкурс выявляет не только профессиональный уровень на данном этапе, но и перспективы. Достаточно назвать имя победителя второго конкурса (который проходил в Японии) – Ланг-Ланга. Игра тогда еще пятнадцатилетнего музыканта поразила жюри и публику великолепной техникой и неподдельной искренностью. Кстати сказать, второе место на том конкурсе заняла Аико Уехара, которая позднее стала победительницей взрослого конкурса имени Чайковского.
С реди лауреатов предыдущих конкурсов были учащиеся ЦМШ, но, насколько нам известно, не было победителей. Почему так?
Учащиеся нашей школы становились лауреатами практически на каждом конкурсе. Вспоминается первый конкурс, когда лауреатом второй премии стала Катя Меньшикова, которой тогда было лишь 12 лет. На последнем конкурсе (Корея, г. Сувон) в список лауреатов вошел Дима Майборода, который к настоящему времени уже окончил нашу школу и поступил в Московскую консерваторию. Примеры удачной музыкальной судьбы можно продолжать и дальше. Что же касается достижения победы на этом конкурсе, мне действительно не кажется, что это является самоцелью. Важнее, что участники осваивают сложную программу, которая в будущем станет основой их профессиональной деятельности.
Вы неоднократно выступали с сольными концертами в странах Балтии и хорошо знаете систему профессионального образования этого региона. Есть ли отличия в подготовке молодых музыкантов?
Музыкальная школа стран Балтии (я имею в виду Латвию, Литву и Эстонию) долгое время была связана с русской музыкальной школой. Многие профессора в свое время оканчивали ведущие российские консерватории. Именно эти люди и составили основу педагогического состава национальных консерваторий. Поэтому, я думаю, что в целом подходы к учебному процессу в наших странах мало отличаются.
На предстоящем конкурсе в Швейцарии Вы — председатель жюри. Дайте совет (или откройте секрет) юным исполнителям: на что следует обратить особое внимание при подготовке и в процессе исполнения конкурсной программы?
Конечно, мы не можем не обращать внимания на технику исполнения. Но помимо того, что я являюсь членом жюри, я еще и заинтересованный слушатель. В связи с этим, как и любой увлеченный человек, хочу получить яркие эмоции и удовольствие от прослушивания музыки. Как бы странно это ни звучало, мне хотелось бы слышать от детей одновременно и взрослого высокотехничного исполнения, и непосредственной искренности, присущей именно детям.
Вы принимали участие в фестивале Septembre Musical и знаете г-на Тобиаса Рихтера лично. Что Вы можете сказать о Монтрё, в котором проходит фестиваль и пройдет конкурс, о фестивале и о г-не Рихтере?
Монтрё – потрясающе место. Очень красивое, вдохновляющее на прекрасное времяпрепровождение, связанное с музыкой. Именно здесь жил и работал наш великий соотечественник Игорь Фёдорович Стравинский, именем которого назван центральный концертный зал города, вмещающий около двух тысяч зрителей. Это то место, где сохранилась публика, которая любит музыку, ходит на концерты и внимательно следит за событиями музыкальной жизни. Мне кажется, что предстоящий конкурс будет проходить в подходящем месте, где всё будет не только профессионально организовано, но также соберется благодарная публика, которая по достоинству оценит таланты молодых музыкантов. Что же касается г-на Рихтера, то это очень обаятельный человек, который занимает высокое место в музыкальном мире. Помимо фестиваля в Монтрё он руководит крупнейшим оперным театром в Женеве.
Что бы Вы пожелали всем участникам конкурса?
Прежде всего – не бояться и не тушеваться. Главное не бояться неудачи, а выходить на сцену и получать удовольствие – от чуткой публики, прекрасного зала, атмосферы, от великой музыки, которую вы играете. Вы должны радовать публику, а значит, и радоваться самим. Также надеюсь, что участники будут слушать не только свое исполнение, но и других ребят, будут сравнивать, обязательно будут учиться. Юношеский возраст прекрасно располагает к тому, чтобы вы сохранили все эти впечатления и продолжали учиться дальше – всю жизнь. Наша профессия именно тем хороша, что она требовательна – музыкант должен совершенствовать свое исполнение всю жизнь. И удачи на конкурсе!
О КОНКУРСЕ МАСТЕРСТВА И МАСТЕРСТВЕ КОНКУРСОВ
Ректор Московской государственной кон- серватории, член жюри VII Международного юношеского конкурса имени Чайковского Александр Соколов считает, что главное достоинство этого состязания – пройти школу испытания искушенной публикой. А на вопрос о том, чем предстоящий конкурс будет отличаться от шести предыдущих, профессор Соколов шутливо заметил:
– Очевидно, что отличие на сей раз – в географии. Этот конкурс будет проходить в самом центре Европы, а мы уже привыкли, что принимающая сторона представляет Азию, и в этом было очень много позитивного – мы открыли для себя возможности, связанные с Японией, Кореей, Китаем. Безусловно, даже победители конкурсов показали нам поколение, которое отличается от стереотипных представлений о технически подкованных, но одинаково играющих мальчиках и девочках из азиатских стран. Они уже давно не такие, а индивидуально мыслящие профессиональные музыканты. И в этом смысле юношеский конкурс произвел определенное отрезвляющее действие на тех, кто раньше плохо представлял, как развивается мировое музыкальное пространство. Безусловно, нам всегда хотелось видеть и больше представителей Старого Света, что, очевидно, и произойдет со сменой места действия. Гадать, чем этот конкурс запомнится, рано – нужно его сначала провести. Тем не менее, подобная «эстафета» очень приятна – надеюсь, это не последняя передислокация юношеского конкурса, и он еще не раз посетит страны Европы. Может быть, и в Новом Свете возникнет такая же инициатива, и они выразят желание пригласить к себе конкурс. Поживем-увидим.
В конкурсе не так часто принимают участие юные музыканты из стран Прибалтики. Что Вы думаете об исполнительском мастерстве музыкантов региона?
Должен обратиться к опыту родной Московской консерватории. В советский период у нас не было различий между представителями союзных республик – все обучались на равных условиях, причем бесплатно. После развала СССР студенты республик, получивших независимость, стали приниматься в МГК на условиях, общих для всех иностранцев. К сожалению, на определенном этапе нашего сотрудничества это вызвало некоторое дистанцирование. Контакты прервались, о чем сожалеем и мы, и прибалтийские музыканты. Многие из них учились и работали в нашей стране и хорошо понимают важность таких контактов. Дистанцирование повлекло за собой своего рода информационную пустоту – мы не слишком хорошо были информированы о достижениях и успехах музыкантов Прибалтики. Сейчас, впрочем, ситуация налаживается, укрепляются связи на ректорском уровне – и с Латвией, и с Эстонией, и с Литвой. Восстановление связей занимает много времени и происходит не в том объеме, в котором это было раньше, но позитивные тенденции определенно прослеживаются. Мне будет очень интересно послушать представителей современной прибалтийской музыкальной школы на конкурсе в Монтрё.
Мы знаем о традиционно обширных международных связях Московской консерватории. Каковы перспективы развития связей в Балтийском регионе? С кем поддерживаете личные и деловые отношения в регионе?
Мы сейчас готовим подписание рамочного договора о сотрудничестве, представляющего собой договор о намерениях и не влекущего юридических или финансовых обязательств, но при этом открывающего возможности для некоторых конкретных программ. Наиболее естественны и легко реализуемы проекты мастер-классов. Мы заинтересованы в появлении, скажем, рижской профессуры в нашей консерватории. В свою очередь, нас также активно приглашают в Латвию.
Раньше у нас была практика приглашения председателей экзаменационных комиссий на государственный экзамен, и я думаю, что это также возможно восстановить. У нас есть председатели комиссии из Украины, Казахстана. Но это уже решает не консерватория, это уровень межгосударственных договоренностей.
Что бы Вы пожелали участникам VII Международного юношеского конкурса им. П.И.Чайковского в качестве педагога и музыканта?
Пожелание у меня всегда одно и то же, не буду оригинален и сегодня: не останавливаться ни на победе, ни на поражении, потому что в столь юном возрасте ни то, ни другое не является пределом, тем более – поводом посыпать голову пеплом. Конкурс – это, в первую очередь, школа, урок, преподнесенный на высочайшем профессиональном уровне. А впереди – вся жизнь, и она только начинается.
Андрей Караваев, Иван Щербак,
специально для «Янтарного моста»
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2012. № 3 (7)