ЕС начинает новый санкционный виток в противостоянии с Беларусью в связи с ситуацией с беженцами. В понедельник в Брюсселе министры иностранных дел 27 стран приняли новую нормативно-правовую базу, направленную против «незаконного ввоза» мигрантов и беженцев в ЕС.
Это уже пятое санкционное решение против режима «последнего европейского диктатора» Александра Лукашенко. Согласно новому «режиму санкций», на втором этапе будут «наказаны» частные лица и компании, которые помогают «режиму» Лукашенко переправлять людей в Польшу или страны Балтии.
Новая правовая база является результатом инициативы министра иностранных дел ФРГ Хайко Мааса. Политик социал-демократ заявил, что курс против Беларуси «должен быть еще более ужесточен». По его словам, «мы еще не подошли к концу санкционной спирали».
Маас призвал авиакомпании третьих стран ограничить полеты в Минск, чтобы самим не стать объектом санкций. Отчасти, призыв возымел действие. Turkish Airlines, например, запретила вылет в Беларусь гражданам из Сирии, Ирака и Йемена.Частная сирийская авиакомпания Cham Wings также намеревается приостановить свои полеты.
В Брюсселе это расценили как признак того, что «санкции работают». По факту, однако, на встрече министров иностранных дел не было речи о снижении напряженности. Польша, например, «активизировалась» и дополнительно разместила на границе с Беларусью около 20 000 солдат.
Правительство в Варшаве также рассматривает возможность созыва специального заседания НАТО. Маас демонстративно поддержал националистически окрашенное правительство PiS в Варшаве. В частности, он заявил, что белорусские военнослужащие пытаются, так сказать, «расчистить путь для беженцев и мигрантов». Однако с польской стороны «было достаточно благоразумия», чтобы «не втягиваться в насильственную конфронтацию». Польша заслуживает «всей нашей солидарности».
Короче, солдаты и санкции – таков пока что основной ответ министров иностранных дел стран ЕС на кризис вокруг Беларуси.
Но есть и другой путь – дипломатия.
Канцлер Меркель говорила по телефону с «господином Александром Лукашенко», как выразился её пресс-секретарь. Меркель не удостоила его титула «президент». Тем не менее, телефонный разговор состоялся (причем длительностью чуть менее часа).
Краткое резюме беседы: следует избегать эскалации.
Беседа между Макроном и Путиным преследовала ту же цель.
Хотя здесь следует подчеркнуть, что совершенно не было достигнуто согласия относительно причин кризиса – и, вероятно, не был достигнут консенсус относительно путей его разрешения. Как было отмечено выше, до сих пор ЕС полагается почти исключительно на санкции – хотя они все больше разжигают конфликт.
Ведущие ныне коалиционные переговоры немецкие «Зелёные» подвергли жесткой критике телефонный разговор Меркель с Лукашенко. Это был «разрушительный сигнал», сказал эксперт «Зелёных» по внешней политике Омид Нурипур. Тем самым Меркель «признала диктатора» (хотя на самом деле вообще-то речь шла о разрешении гуманитарного кризиса). Как-то неуютно становится от мысли, что представитель от партии «Зелёных» может стать следующим министром иностранных дел ФРГ.