МОНОЛОГИ
С КАПИТАНОМ НИННАСОМ,
НЕПОТОМСТВЕННЫМ
МОРЯКОМ
Всю свою жизнь капитан Тойво Ниннас, ныне один из самых успешных и уважаемых эстонских бизнесменов, что-то основывает, открывает, поднимает на недосягаемую высоту. В 1987 году он вступил в должность начальника Эстонского морского пароходства и возглавлял его в течение десяти лет, ставших временем расцвета этой организации.
В 1989-м был одним из основателей советско-финского предприятия “Tallink”, которое поначалу являлось оператором единственного зафрахтованного судна. Сегодня по пяти маршрутам под торговыми марками “Tallink” и “Silja Line” курсируют 19 судов этой ведущей в Балтийском регионе судоходной компании, предлагающей пассажирские и грузовые паромные перевозки. И более 15 лет совет концерна “AS Tallink Grupp” возглавляет капитан Тойво Ниннас.
А в 1993-м он создал в самом красивом месте курортного города Пярну Центр здоровья “Viiking”, который благодаря уникальным возможностям диагностики и большому комплексу лечебных и профилактических процедур снискал необычайную популярность не только у жителей Эстонии, но и у финнов, шведов, россиян. Своё совершеннолетие “Viiking” отметил закладкой краеугольного камня четвертого корпуса. Отвечая на вопрос о возможном риске (времена-то непростые!), Тойво Ниннас заметил: «Любой бизнес – дело рискованное. Мы отлично понимаем, что конкуренция в нашем бизнесе растет, и чтобы быть на высоте, необходимо постоянно предлагать клиентам что-то новое».
СКАЗАННОЕ КАСАЕТСЯ НЕ ТОЛЬКО “VIIKING”a
Сегодня президент Союза судовладельцев Эстонии Тойво Ниннас, помимо текущих дел, занят продвижением государственной программы «Эстонская политика судоходства», которая должна помочь стране избавиться от титула аутсайдера Балтийского моря.
…С рейда Таллинской бухты силуэт столицы Эстонии предстает именно таким, как долгие десятилетия был изображен на этикетках со знаменитыми на весь мир таллинскими кильками и салакой. Сегодня и знаменитый силуэт выглядит всё также остроконечно, и на консервных банках он воспроизводится с почти скрупулезной точностью. Но вот килька, да и салака уже давно не балтийские, а чаще всего – норвежского происхождения.
Старый торговый порт почти полностью переориентирован на пассажирские перевозки. Его современные терминалы в 2011 году обслужили 8,5 миллиона пассажиров. Отсюда начинаются регулярные маршруты в Хельсинки, Стокгольм, а с недавнего времени и в Санкт-Петербург. Самое интенсивное движение – на эстонско-финской линии. С раннего утра до позднего вечера суда отправляются с интервалом в 30 минут. Самым быстрым удается преодолеть расстояние между двумя столицами менее чем за два часа. Может быть, именно это тесное сообщение и породило шутку об «объединении» двух находящихся на противоположных берегах Финского залива столиц в одну. Остряки даже название ей придумали компромиссное – Таллсинки. Некоторое время назад стали поговаривать и о строительстве туннеля по дну залива. Впрочем, пока это лишь досужие разговоры…
Морская граница Эстонии составляет 770 километров, это более половины от общей протяженности границы. При разделе морского торгового флота СССР Эстония получила в собственность 77 большегрузных торговых судов. Но сейчас под флагом Эстонии ходят лишь два. По этому показателю страна в десятки раз отстает от соседей – латышей и литовцев. Из морской страны мы превратились в страну с видом на море, с горечью шутят моряки.
НЕСОСЛАННЫЙ НА САХАЛИН
Морской биографии капитана Ниннаса более полувека. Но он вовсе не потомственный моряк, хотя родом из приморского города Хаапсалу – отец и дед были хуторянами. Услышав, что сын собрался поступать в Тартуский университет на математический факультет, отец мудро заметил: «Зачем тебе математика, если все формулы уже открыты? А вот для строителя работа всегда найдется». Но против всех ожиданий родни Тойво Ниннас подал документы не на строительный факультет Политехнического института, а в мореходное училище.
Рассказывая в своей книге «Это вам, романтики!» о Таллинском мореходном училище, бывший курсант Юрий Рястас пишет: «Наиболее одаренным был Тойво Ниннас, который выгодно отличался от многих серьезностью, вдумчивостью и способностями… Без преувеличения могу сказать, что Тойво Ниннас – яркое явление нашего выпуска».
Мореходное училище Ниннас окончил с отличием. Но визы у новоиспеченного моряка не было, поскольку его тетя жила в Канаде. «Конечно, я мог остаться в Эстонии, работал бы на паромных переправах между Таллином и островом Сааремаа. Но поехал на Сахалин и никогда об этом не пожалел. Именно там получил высшее образование, стал капитаном. А визу мне открыли те же органы, которые отказали в ней в Эстонии. Страна, конечно, была одна, но на Сахалине ко всяким там родственникам за границей относились по-другому, просто потому, что там таких людей не было». К тому же в Сахалинском пароходстве было 12 моряков из Эстонии, и почти все с анкетой, «подпорченной» заграничной родней.
Люди на Сахалине в большинстве своем сидели на чемоданах и мечтали когда-нибудь обязательно уехать на запад, вспоминает Тойво Ниннас. Каждый третий год поездка в любую точку Советского Союза была бесплатной. И каждый третий год моряки уезжали в отпуск, чтобы как следует осмотреться и, может быть, остаться навсегда. Но всякий раз решали: надо, непременно надо, но пока рано, вот через три года… И так – до пенсии. Потом покупали кооперативную квартиру, на родине или где-нибудь на юге, жили там и очень скучали. И скоро умирали.
При разделе морского торгового флота СССР Эстония получила в собственность 77 большегрузных торговых судов. Но сейчас под флагом Эстонии ходят лишь два. По этому показателю страна в десятки раз отстает от соседей — латышей и литовцев.
У Тойво Ниннаса три года растянулись на 11 лет. И работал бы ещё, но в то время капитанов утверждали в Москве, на коллегии Министерства морского флота. И во время утверждения министр удивился: почему эстонец с высшим эксплуатационным образованием работает на Сахалине, тогда как в Эстонии таких специалистов не хватает? К начальникам двух пароходств, Сахалинского и Эстонского, тут же полетела телеграмма: направить капитана Ниннаса в распоряжении Эстонского морского пароходства.
«Конечно, было заманчиво вернуться в Эстонию. Но, с другой стороны, не все так просто, когда ты уже столько лет сидишь на одном месте и у тебя есть квартира, семья, дети, и все тебя знают. И люди там хорошие, добрые. А в Таллине никого, ни одного родственника».
Приехал и воочию убедился: никто его здесь не ждет. И отношения между людьми по сравнению с Дальним Востоком гораздо сложнее. Словом, родина встретила, скажем так, не слишком дружелюбно.
«Кстати, все наши бывшие дальневосточники, работающие сейчас в Эстонии, в том числе и в компании “Tallink”, к Дальнему Востоку относятся с уважением, никто не кричит, что нас туда сослали и мы там чуть не погибли. Не было причин погибать: нас никто не ущемлял, у всех был быстрый должностной рост, я в 28 лет уже был капитаном».
ЭКСПЕРИМЕНТ В МУНДИРЕ ЧИНОВНИКА:
ПОЛЕЗНО,
НО ТЕСНО
В мемуарах, посвященных истории Таллинского мореходного училища, Юрий Рястас вспоминает своего однокурсника Тойво Ниннаса с большим уважением: «Его главная черта – скромность, он никогда не стремился возвысить себя над другими или заставить их поверить в свои исключительные способности. Уехав после окончания училища на Дальний Восток, он начал свое восхождение по служебной лестнице. Со временем Тойво стал крупнейшим специалистом по эксплуатации флота в республике и начальником Эстонского морского пароходства».
Действительно, Ниннас человек очень серьезный и основательный. С будущей женой познакомился во Владивостоке, где заочно учился в Высшем инженерно-морском училище имени адмирала Г.И.Невельского.
«Для курсовых работ нужны были данные, по судам и прочие. Получить их можно было в плановом отделе Дальневосточного морского пароходства. Различных данных требовалось много, а времени у меня было мало, поскольку подолгу находился в плавании. И я подумал: договорюсь с кем-нибудь из сотрудниц отдела, чтобы выписала все необходимое. Приехал во Владивосток, пошел в плановый отдел, договорился с девушкой. И вот, выписывает до сих пор».
Их сын, Тойво Ниннас-младший, окончил эксплутационный факультет Ленинградского высшего инженерно-морского училища имени адмирала С.О.Макарова и уже лет десять работает председателем акционерного общества “Refetra” в порту Мууга. Можно сказать, пошел по стопам отца, хотя, строго говоря, эксплуатационники не мореходы, они работают на берегу.
А Ниннас-старший разлучался с морем лишь однажды, когда почти три года был вице-мэром Таллина. Но и тогда оставался председателем совета компании “Tallink”.
«Было интересно и полезно понять, как работает эта махина – город. Познакомился с работниками аппарата, и к чиновникам стал относиться лучше. Не такие уж они плохие, как мы иногда думаем, и среди них много порядочных людей, которые свою работу делают хорошо. Хотя, как везде, есть и аферисты».
В отставку вице-мэр Ниннас подал раньше положенного срока. «Просто понял: крупного политического деятеля из меня уже не выйдет, возраст не тот, и чем дольше сижу в мэрии, тем больше отстаю в делах, связанных с профессией. А дни в горуправе очень длинные: комиссии, заседания, совещания, каждый вечер что-то открываешь, что-то закрываешь – и часто тратишь время на пустые занятия. В какой-то момент становится жалко упущенного времени. Особенно когда тебе этих рабочих дней осталось не так уж много – зачем их тратить понапрасну. А потом, в любом деле должна быть какая-то цель. И я подумал: пора мне оттуда уходить».
Он вернулся в “Tallink”, где работает по сей день. Правда, по его словам, председатель совета – должность не оперативная, ее можно сравнить со спикером парламента. Но, по всеобщему мнению, своей успешностью “Tallink” обязан именно Тойво Ниннасу, который внес очень солидный вклад в развитие этой судоходной компании.
У КАПИТАЛА НЕТ ОТЕЧЕСТВА
К тому, что именуется капитализмом, Тойво Ниннас вплотную прикоснулся еще тогда, когда большинство в СССР его даже не нюхало. «К чести Минморфлота, которого в России больше нет, всех своих будущих руководителей оно направляло за границу, чтобы поработали в реальных капиталистических условиях. Я тоже, перед тем как стать начальником Эстонского морского пароходства, пять лет работал в Финляндии заместителем генерального директора совместного предприятия. А когда в Эстонии начался весь этот переходный период, о капитализме уже знал не понаслышке. И что надо делать в этих условиях, тоже знал. Кроме того, никогда не пренебрегал советами людей, которые в своей области умнее меня. И дело пошло. Мы начали строить суда, построили 12 штук. И все суда, которые сейчас есть в эстонском пароходстве, построены именно в тот, доприватизационный, период, после обретения страной независимости».
Сегодня человек, который привел Эстонское морское пароходство от социализма к капитализму, происходящее в отечественном судоходстве видит объемным зрением: «Никто из профессионалов не заинтересован менять эстонский флаг на какой-то другой. Но у капитала нет отечества, а реальность нашего мира такова: надо делать то, что выгодно».
А ситуация в Эстонии сложилась, мягко говоря, занятная: море есть, моряки есть, порты есть, Морская академия и морские школы есть, а морского флота с торговыми и пассажирскими судами, флота под своим флагом – нет. Потому что ходить под эстонским флагом экономически не выгодно.
«В судоходстве главный вопрос – почему оно идет по показателям вниз? Ответ давно известен. Потому что не выдерживает конкуренции с другими морскими странами, поскольку правительство не использует возможности создавать льготные налоговые нагрузки для моряков, что уже делается в Латвии, Литве и давно в Финляндии. Поэтому в этих и других странах значительное количество судов ходит под национальными флагами, обеспечивая работой своих моряков».
То, что эстонский флаг сегодня развевается только над двумя грузовыми суднами, – результат жесткой налоговой и экономической политики. «Все наши попытки что-то изменить в течение многих лет результатов не давали. Потому и пассажирские суда компании “Tallink” ходят не только под эстонскими флагами, но и под флагами Финляндии, Швеции и Латвии. Недавно один из наших маршрутов, Рига – Стокгольм, перешел под латвийский флаг. Это позволяет экономить деньги и судовладельцам, и морякам», – говорит Тойво Ниннас.
В 2007 году эстонский Союз судовладельцев и эстонская Морская академия провели конференцию «Балтийское море – в водовороте перемен». В выступлении на конференции президент Союза судовладельцев Тойво Ниннас отметил, что Эстония – единственное государство, где нет ни долгосрочной политики в области судоходства, ни пособий для повышения его конкурентоспособности на международном рынке. И уточнил, что еще в 1999 году Союз судовладельцев предложил правительству долгосрочную программу «Политика судоходства 2000+», которую одобрили лишь на период до 2004 года. Но и эта программа в основном не была выполнена. Не произошло особых изменений и в последующие годы. Но профессионалы, по-прежнему лелеющие надежду на возрождение флота с эстонским флагом, которого давно не видели у берегов других стран и континентов, не сидели сложа руки.
После многолетних инициатив возглавляемого Тойво Ниннасом Союза судовладельцев Эстонии и Морского совета был создан проект государственной программы «Эстонская политика судоходства», охватывающий все морское хозяйство страны – с судами, портами, рыбным хозяйством, охраной окружающей среды, туризмом.
Этот проект, над которым работали специалисты различных ведомств, пройдя все необходимые инстанции, наконец поступил в парламент. Правда, на сегодняшний день он возвращен на доработку в правительство. Но надежды профессионалов на то, что государство заинтересовано в развитии отечественного судоходства, обрели реальные очертания.
Сине-черно-белый флаг вернет Эстонии былую славу крепкого морского государства, уверен капитан Ниннас.
ДОСЬЕ «ЯНТАРНОГО МОСТА»
Во все времена Эстония была тесно связана с мореходством и торговлей. Первые свидетельства об эстонских мореходах относятся к VII веку до нашей эры. Тысячелетиями измеряется и история порта Таллин, одного из древнейших мест швартовки судов.
Сегодня АО “Tallinna Sadam” (Таллинский порт) – крупнейший в Эстонии грузопассажирский портовый комплекс, один из крупных портов на Балтике, благодаря своему благоприятному расположению и хорошим транспортным связям играющий важную роль в транзитном сообщении между востоком и западом. Перевалка грузов осуществляется частными операторами, администрация порта отвечает за безопасность навигации и развитие инфраструктуры.
Название “Tallinna Sadam” не означает, что в его состав входят только порты, которые располагаются на берегу Таллинского залива или в черте города Таллина. Ряд портов акционерного общества находится далеко за пределами эстонской столицы.
В состав АО “Tallinna Sadam”, все акции которого принадлежат Эстонской Республике, входят пять портов. Прежде всего, это самый крупный пассажирский порт Эстонии Ванасадам (Старый порт), где швартуются пассажирские, круизные и скоростные суда. Именно из порта Ванасадам выходят суда компаний “Tallink”, “Eckerö Line” и “Viking Line”, обслуживающие линию Таллин – Хельсинки, пассажирские суда “Tallink”, обслуживающие линию Таллин – Стокгольм, а также суда компании “St.Peterline”, обслуживающие линию Санкт-Петербург – Стокгольм – Таллин. Порту Ванасадам принадлежит и новый Яхтенный порт, расположенный в двух шагах от исторического центра Таллина.
Самый крупный и глубоководный грузовой порт Эстонии – один из самых популярных в Европе Мууга (Muuga sadam). Современные терминалы и глубина акватории порта Мууга, достигающая 18 метров, позволяют обслуживать все суда, проходящие Датский пролив.
Стремительно развивается Южный порт Палдиски (Paldiski lõunasadam), который находится на месте бывшей базы советских подводных лодок. Основная деятельность этого регионального порта направлена на обработку экспортных и импортных грузов Эстонии, в основном, металлолома, древесины, торфа и нефтепродуктов. Его существенной сферой деятельности являются также транзит и предпродажное обслуживание новых автомобилей, предназначенных для рынков соседних стран.
В шести километрах от центра Таллина, на полуострове Пальяссааре, расположен одноименный порт (Paljassaare sadam), где обрабатываются сборные грузы, каменный уголь и нефтепродукты, а также древесина и скоропортящиеся грузы. А на берегу залива Кюдема находится самый молодой в семье АО “Tallinna Sadam” порт Сааремаа (Saaremaa sadam), задуманный и построенный для обслуживания пассажирских судов.
Львиная доля инвестиционной программы АО “Tallinna Sadam” на ближайшие годы связана с портами Мууга и Палдиски, а также с примыкающими к ним территориями.
Элла АГРАНОВСКАЯ,
специально для «Янтарного моста». Таллин
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2012. № 1 (5)