НЕ ВЫБИРАЯ МЕЖДУ КОРОНОЙ И ЛЮБОВЬЮ

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ «НАРОДНОЙ МОНАРХИИ»
Лет десять назад в российских СМИ была популярна история о норвежском профессоре, который в течение многих лет проводил эксперимент. Во время лекций, которые он читал в разных странах, он просил аудиторию выполнить простое задание — нарисовать карту Европы. Норвежец собрал несколько тысяч таких карт, ни одна из которых не похожа на другую, а все вместе — на настоящую. Оказалось, у каждого народа Европа — своя. Ее очертания все воспринимают по-разному. Ученого, естественно, интересовал вопрос, кто и как воспринимает его родину. Именно здесь разница оказывалась особенно заметной. Если норвежские студенты рисовали огромный выступ, нависающий над весьма скромных размеров территорией, а Британские острова — зачастую забывали, то другие европейцы, тщательно вырисовывая карту континентальной Европы, порой совсем опускали Скандинавский полуостров.
МОНАРХИЯ
Норвежской монархии – более тысячи лет. Осло – единственная из скандинавских столиц, основанная еще в эпоху викингов. Однако уже с XIV века Норвегия находилась в унии – сначала с Данией, а затем – со Швецией.
Предки норвежцев, которые с незапамятных времен плавали вдоль западного побережья Скандинавского полуострова, защищенного множеством островов и шхер и служившего древним мореходам хорошим ориентиром, назвали свою землю Nord Vegr (Путь на север). Норвежцы – прирожденные путешественники, открывавшие для себя мир как на западе, так и на востоке. Путешествия для них всегда ассоциировались с открытиями: ведь жизнь норвежца протекала в узких долинах и глубоких фьордах. В их народных сказаниях нередки образы девушки или парня, с тоской взирающих на горы, которые закрывают собой весь горизонт, и мечтающих узнать, что же скрывается за ними.
Перед своим первым визитом в Россию в 1998 году король Норвегии Харальд V встретился с российскими журналистами. На вопрос «Чем норвежцы больше всего могут гордиться перед миром?» он ответил: прежде всего пионерами-землепроходцами и прежде всего Фритьофом Нансеном. Не только потому, что Нансен исследовал полюса и пересекал на лыжах Гренландию, а еще больше потому, что с помощью освященных его авторитетом документов – нансеновских паспортов – помог многим военнопленным и беженцам вернуться на родину, избежать политических репрессий. Немало русских людей было спасено благодаря Нансену. А вообще, сказал король, мы маленькая нация, так что особенно и не знаю, чем нам гордиться. Харальд V также напомнил, что первыми правителями Руси были варяжские князья.
В 1905 году Норвегия мирным путем восстановила независимость. Форма правления была определена на референдуме. Большинство выбрало монархию – она ассоциировалась со славными временами викингов. Вместе с тем, по Конституции 1814 года, никакие наследственные привилегии не могли впредь жаловаться кому бы ни было. Поэтому Стортинг избрал королем принца Карла, брата короля Кристиана IX. Карл был женат на принцессе Мод, дочери британского короля Эдуарда VII. Вступая на норвежский престол, Карл принял имя Хокона VII (счет – от королей эпохи викингов) и принес перед Стортингом клятву в соблюдении Конституции.
Его единственный сын Александр Эдуард Кристиан Фредерик родился в 1903 году в Англии, с 1957 года он – король Норвегии Улоф V. Нынешний король Харальд V – внук первого короля. Бабка Улофа V – королева Александра – приходилась одной сестрой российской императрице Марии Федоровне.
…Контакты с Россией на высшем уровне возобновились в 1996 году, когда президент Борис Ельцин по приглашению Харальда V посетил Осло. Через два года состоялся ответный визит. Накануне поездки король признавался, что ничего знает о России, а его жена Соня смогла вспомнить только Достоевского и Фаберже. При этом королева отмечала, что народные костюмы Русского Севера порой трудно отличить по крою и колориту от народных костюмов северонорвежцев. Это оценка специалиста, так как по своему первому образованию королева Соня – портниха, дизайнер одежды, а по второму, университетскому, – бакалавр изящных искусств.
ВСЁ МОГУТ КОРОЛИ…
В нынешние времена свадьба двух отпрысков королевских кровей – гораздо большая редкость, нежели морганатические браки, которые, впрочем, случались и в прошлом. так, младший брат русского императора Николая II великий князь Михаил, в 1912 году сочетавшийся браком с бывшей женой гвардейского офицера Натальей Вульферт, в результате потерял права на престол.
А в 1936 году британский король Эдуард VIII отрекся от престола ради любви к дважды разведенной Уоллис Симпсон. Приходилось выбирать между короной и любовью.
Прецедент иного рода был создан в Норвегии. Будучи как-то в гостях, 22-летний кронпринц Харальд познакомился со своей ровесницей, фрекен Соней Харальдсен. Девушка была дочерью владельца небольшого магазина в Осло, ее семья имела среднее состояние и самое простое происхождение. знакомство переросло в любовь, и вскоре сын заявил о намерении жениться на «девушке из низов» своему отцу – королю Улофу V.
Улоф V был человеком демократичным, получившим прозвище «народный король» – настолько он был близок к своим подданным и доступен для них. Он регулярно прогуливал своих собачек в центральном парке столицы, куда ездил на городском автобусе, и любой норвежец мог подойти к королю, пожать ему руку и справиться о монаршем здоровье.
Несмотря на искренний демократизм, Улоф V долго не соглашался принять в семью простолюдинку. Рассчитывая на то, что юношеская влюбленность принца пройдет, король посылал его в длительные зарубежные поездки, надеясь, что тот приглядит себе «ровню». Конечно, рассуждал отец, времена изменились, принцы могут сами выбирать себе спутниц по сердцу. Вот, например, король бельгийцев женился в 1960 году на испанской аристократке. А два года спустя наследник испанского престола сочетался узами брака с греческой принцессой, а еще через два года молодой греческий король взял в жены датскую принцессу, и браки получились счастливыми. Но принц стоял на своем, и через девять лет король уступил. Парламент, лидеры политических партий и видные общественные деятели страны, с которыми он совещался, втайне надеясь, что они его поддержат, взяли сторону принца. В Норвегии нет ни аристократии, ни дворянства, и потому нет сословных предрассудков. Главное, чтобы невеста принца была девушкой добропорядочной и образованной. Соня Харальдсен полностью отвечала этим требованиям – позади столичный университет, где она изучала историю искусств, а также английский и французский языки. 29 августа 1968 года состоялась долгожданная свадьба.
На свадьбу король подарил молодым поместье Скаугум площадью в 343 акра с домом и фермерскими постройками. Там, на природе, почти в деревенских условиях, вырастали дети Харальда и Сони – старшая Марта Луиза и младший, наследный принц Хокон.
Прошли годы, и 23 июня 1991 года в старинном соборе Нидарос в Тронхейме, где некогда короновали конунгов древней Норвегии, были торжественно возведены на престол Харальд V и его супруга Соня. Впервые со смерти королевы Мод в 1938 году Норвегия обрела не только короля, но и королеву.
В начале 2000 года в норвежской печати появились сообщения, что 26-летний принц Хокон встречается со своей ровесницей Метте-Марит Тьессем Хойби, матерью трехлетнего в то время сына, рожденного ею вне брака. В Норвегии к этому относятся спокойно. Шок был вызван родом занятий («подружка» принца работала официанткой), а также тем, что отец ребенка отбывал срок в тюрьме за наркотики. Журналистам не составило труда дознаться, что и сама Метте-Марит одно время баловалась травкой. Чтобы положить конец пересудам, принц Хокон выступил по национальному телевидению и подтвердил слухи о своей связи, заявив при этом, что намерен жениться на Метте-Марит.
В воздухе запахло скандалом. Но норвежская монархия – не британская. Большинство норвежцев смелость принца восхитила: каждый, даже член королевской семьи, имеет право на чувства и личную жизнь – рассудили они. И королю Харальду не оставалось ничего другого, как дать согласие на брак. Ведь в свое время он сам целых девять лет отстаивал право жениться на «девушке из народа». В интервью в день помолвки Метте-Марит попросила журналистов не копаться больше в ее прошлом, на котором она поставила крест, и дать ей возможность начать новую жизнь. В сентябре 2001 года состоялось бракосочетание принца Хокона и Метте-Марит. Наверное, это был единственный случай в истории королевских свадеб, когда на брачной фотографии рядом с невестой был ее незаконнорожденный ребенок.
Свою страницу в истории морганатических браков написала и дочь короля Харальда и королевы Сони, принцесса Марта Луиза, выбравшая в качестве спутника жизни норвежского писателя Ари Бена, известного не только литературными трудами.
КОРОЛЬ ХАРАЛЬД V
Король – символ норвежского государства. Формально он глава государства и исполнительной власти. Но, как и любой монарх в современной демократической стране, никакой эффективной, постоянной исполнительной властью лично не обладает. Эта функция на практике принадлежит премьер-министру и правительству. Король поручает формирование правительства лидеру партии, победившей на выборах в Стортинг. если их результаты не однозначны, он приглашает лидеров фракций партий, вошедших в парламент, и проводит консультации. По итогам консультаций король просит сформировать правительство ту политическую силу, которая имеет лучшие шансы.
Принц Харальд родился 21 февраля 1937 года в королевской резиденции Скаугум и стал первым за 567 лет принцем Норвегии, появившимся на свет на территории страны. Родители Харальда – наследный принц Норвегии Улоф и наследная принцесса Марта (из шведской королевской семьи).
9 апреля 1940 года гитлеровские войска вторглись в Норвегию. За несколько часов до появления оккупантов в Осло королевская семья покинула столицу. Король Хокон VII оставался в стране до капитуляции Норвегии в июне того же года, после чего отправился в изгнание. 10 апреля наследная принцесса Марта с детьми перешла границу со Швецией, из которой позднее выехала в США. Семья наследного принца (в том числе Харальд) прожила в пригороде Вашингтона до 1945 года.
В эмиграции маленький принц ощутил, что на нем лежат определенные обязанности. На Рождество 1942 года (ему не было и шести лет) Харальд выступил по радио с обращением ко всем норвежским детям. Вместе с матерью и сестрами Рагнилд и Астрид он участвовал во встречах с норвежскими моряками торгового флота, с гражданскими и военными норвежцами. Вместе с Хоконом VII и кронпринцем королевская семья стала живым символом свободной Норвегии. Самым запомнившимся событием стало посещение семьей кронпринца «Маленькой Норвегии» (“Little Norway”) – тренировочного лагеря норвежских ВВС, созданного в ноябре 1940 года в Канаде. Сюда разными путями прибывали сотни норвежских добровольцев, сюда была доставлена закупленная еще до войны техника – учебные самолеты, истребители и бомбардировщики, средства связи. Одним из первых официальных поручений пятилетнего Харальда стало крещение этих самолетов, за что ему было присвоено звание почетного фенрика. юный принц серьезно воспринял свое производство в чин, и, пока семья находилась в «Маленькой Норвегии», он вместе с летчиками рано вставал на утреннюю зарядку, бегал босиком по снегу и прыгал в холодные волны, внимательно слушал на занятиях. Рано утром 6 июня 1945 года Харальд, стоя вместе с дедом на палубе британского крейсера «Норфолк», увидел берега родной Норвегии. На следующий день утром на борт «Норфолка» поднялся отец, кронпринц Улоф, и с торжественным эскортом крейсер направился по Ослофиорду в столицу, где короля с нетерпением ожидали многотысячные толпы.
Для Харальда началась новая жизнь на родине. Осенью он пошел в школу в Сместаде, неподалеку от Осло, около которого располагалось поместье четы наследного принца Скаугум. Наверное, впервые в Европе особа королевских кровей сидела за одной партой с простыми мальчишками и девчонками, и жизнь будущего короля мало отличалась от жизни других школьников из состоятельных семей, разве что в школе присутствовал полицейский для охраны. Маленькие норвежцы буквально с пеленок встают на лыжи, а Харальд в США был лишен такой возможности. Теперь ему пришлось наверстывать упущенное. С десятилетнего возраста Харальд стал увлекаться, как и отец, парусным спортом.
С 1950 года принц Харальд учился в Кафедральной школе в Осло. После ее окончания в 1955 году он поступил в Кавалерийскую офицерскую школу, откуда перешел затем в Военную академию, которую окончил в 1959 году в звании лейтенанта. За два года до окончания, в 1957 году, после кончины деда Хокона VII и вступления на престол отца, Харальд был провозглашен наследным принцем Норвегии. тогда же впервые он занял место слева от отца за длинным столом в королевском дворце, за которым раз в неделю, по пятницам, собирался Государственный совет Норвегии – правительство страны. В 1960–1962 годах Харальд учился в Оксфорде, в колледже Баллиол, где тремя десятилетиями раньше получил высшее образование его отец. Там он изучал политическую экономию и историю.
В 1964 году принцу было доверено нести флаг Норвегии во главе команды страны на летних Олимпийских играх в токио. В отличие от отца, Улофа V, который в 1928 году в Амстердаме стал олимпийским чемпионом, Харальд не поднимался на Олимпийских играх выше 8-го места, зато добился успеха на чемпионатах мира и Европы. В 1982 году на чемпионате мира он стал серебряным призером в классе средних яхт. В 1987 году завоевал золото в гонках мирового чемпионата на яхтах-одиночках, а на следующий год – бронзовую медаль. В 2005 году, уже будучи королём (через два месяца после операции на сердце), победил со своей командой на европейских соревнованиях в Швеции. Если бы сегодня, как в далеком прошлом, короли получали прозвища – Прекрасноволосый или Синезубый, – Харальду подошло бы Спортивный.
Выше уже упоминался «транспортный демократизм» норвежских королей. Улоф V во время топливного кризиса 70-х годов ездил «на службу» на велосипеде, а на отдых – на трамвае или метро, пресекая попытки контролеров освободить его от платы за проезд. его сын Харальд V предпочитает автомобили «демократичных» марок и серий, без сопровождения. Единственная привилегия короля – право на приобретение авто без уплаты налога на ввоз. злые языки говорят, что благодаря этому он стал самым преуспевающим в стране продавцом подержанных машин, которые сбывает после их службы в королевском гараже по ценам, превышающим стоимость покупки.
КРОНПРИНЦ ХОКОН
В 1990 году в Конституцию Норвегии была внесена поправка, позволяющая женщинам наследовать престол. Однако с оговоркой, что это правило не распространяется на лиц королевской крови, рожденных до 1990 года. Поэтому наследником престола сегодня является именно принц Хокон.
Кронпринц Хокон, представляющий четвертое поколение королевской семьи, родился 20 июля 1973 года. Хокон также посещал обычные детский сад и среднюю школу, затем перешел в Христианскую гимназию, которую окончил в 1992 году. Здесь в качестве профилирующих предметов он выбрал экономику и правоведение. Летом 1992 года Хокон поступил в Военно-морскую подготовительную школу в Ставангере, откуда был переведен в Военно-морское училище в Хортене, на берегу Осло-фиорда. Избрав службу в военно-морском флоте, он пошел по стопам своего прадеда и тезки, до своего вступления на норвежский трон бывшего офицером датского ВМФ. В 1995 году принц Хокон поступил вольноопределяющимся офицером на торпедный крейсер. В 1996–1999 годах изучал политические науки в Беркли (Калифорния), в 1999–2000 годах посещал лекции на факультетах права и общественных наук Университета Осло, после чего в течение года работал в Министерстве иностранных дел. В 2002–2003 годах кронпринц посещал Лондонскую школу экономики вместе со своей супругой, наследной принцессой Метте-Марит.
Подобно остальным членам норвежской королевской семьи, наследный принц Хокон увлекается лыжами и парусным спортом.
В 2012 году страна отпраздновала 75-летие короля. В отличие от своего далекого предка Харальда III Сурового, Харальд V довольно часто улыбается. его страна процветает, имея неоспоримый международный авторитет.
Григорий Потапов,
специально для «янтарного моста»
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2012. № 4 (8)

Яндекс.Метрика