ПРОВЕРЕННЫЙ ФАРВАТЕР

В апреле со стапелей верфи «Arctech Helsinki Shipyard» сошел российский ледокол «Алексей Чириков», предназначенный для обслуживания нефтяных платформ на сахалинском месторождении Аркутун-Даги. Спуск этого инновационного снабженца, построенного финской (точнее -российско-финско-корейской) верфью, совместным предприятием ОСК и STX Finland, еще раз подтвердил, что российско-финское партнерство в судостроении движется по проверенному фарватеру.
НЕЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Финляндия строила корабли еще для СССР – с 1960-х на верфях страны Суоми были построены 1200 судов для «большого соседа», многие из которых на плаву и сегодня. Например, до сих пор эксплуатируются шесть атомных ледоколов, построенных финнами; с финских стапелей сошли «Таймыр» и «Вайгач», а также дизельные «Ермак», «Красин» и другие, поэтому заказ российского корабля финнам скорее традиция, чем новость. «Тридцать лет назад на долю СССР приходилась четверть финского экспорта, и суда составляли значительную часть этого», – вспоминает Илпо Коккила, руководитель Центрального союза деловой жизни Финляндии. Сегодня партнерство в области судостроения по-прежнему выгодно как российской стороне, так и финской: объединение опыта и знаний позволяет не только качественно выполнять заказы для собственных нужд, но и претендовать на совместное выполнение заказов международного рынка; большинство экспертов уверено, что российским и финским корабелам эта задача по плечу.
По экспертным оценкам финской Ассоциации морской промышленности, Финляндия контролирует один процент мирового рынка судостроения – неплохой результат для маленькой страны с пятимиллионным населением. При этом доля Финляндии в мировом производстве пассажирских судов и паромов – около 20%, в проектировании и производстве ледоколов и судов ледового класса – почти 60%. Сегодня морской кластер Финляндии дает работу в общей сложности 21 тысяче человек, которые заняты в шестидесяти с лишним компаниях. Годовой оборот отрасли – около 6 миллиардов евро. Россия рассматривается здесь как важнейший стратегический партнер, а наиболее перспективное направление партнерства – арктическое кораблестроение.
«Потенциал российско-финляндского взаимодействия в Арктическом регионе огромен и в настоящее время используется не полностью», – считает российский торгпред в Финляндии Валерий Шлямин. Национальные стратегии по Арктике, принятые в обеих странах, открывают перспективы использования расширяющихся транспортных возможностей региона и освоения его природных ресурсов, прежде всего энергоносителей: по прогнозам, здесь сосредоточено около четверти всех мировых неразведанных запасов углеводородов.
Освоение арктического шельфа РФ уже к 2030 году потребует создания технических средств для добычи и транспортировки около 110 млн тонн нефти и 160 млрд куб. метров газа с необходимой инфраструктурой обслуживания. Предполагаемая экспертами потребность в гражданских судах и морской технике до 2030 года может составить около 150 единиц – 30 платформ и терминалов, около 50 специальных транспортных судов и порядка 70 обслуживающих судов. Эксперты полагают, что удовлетворить столь масштабный спрос силами одной лишь российской судостроительной промышленности невозможно, тем более что освоение Арктики требует также модернизации ледокольного флота, а нефтегазовая отрасль испытывает потребность в газовозах для сжиженного природного и углеводородного газа, танкерах, контейнеровозах, а также в универсальных многоцелевых судах.
«На этом фоне Россия и Финляндия имеют все возможности эффективно, с обоюдной выгодой развивать сотрудничество, как в области судостроения, так и в создании совместного морского кластера», – считает российский торгпред. Будущее этого кластера стало одной из тем заседания российско-финляндской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и приуроченного к нему представительного бизнес-форума «Российско-финляндское партнерство в модернизации национальных экономик». Оба события прошли в Турку в конце марта.
Судостроение наряду с биотехнологиями было названо на этом форуме предпринимателей, экспертов и политиков наиболее перспективным направлением двустороннего инновационного сотрудничества. В скором времени здесь появится немало нового – в первую очередь, будет поэтапно формироваться тот самый совместный российско-финляндский морской кластер, значимый и признанный в международном масштабе. Его перспективы оценили участники круглого стола «Вызовы в морской промышленности в российско-финляндских отношениях – арктическое сотрудничество», состоявшегося в рамках бизнес-форума в Турку при участии почти 90 представителей отрасли, в том числе около 30 – российских, делегированных судостроительными и машиностроительными компаниями и научно- исследовательскими организациями.
Задачей российско-финского морского кластера в географических границах Санкт- Петербург – Хельсинки – Выборг, подчеркнули участники этого круглого стола, станет создание «трансграничных технологических цепочек и сетей субпоставщиков и эффективное использование международного разделения труда». При этом, однако, важно наращивать долю российского участия в совместных проектах, реализуемых для России, а также объем российских поставок материалов, полуфабрикатов, оборудования и приборов для финской морской промышленности. Естественно, что сотрудничество в рамках морского кластера – не просто производственная кооперация: оно означает также сотрудничество научно-исследовательских и проектных организаций, совместную разработку новых концептуальных направлений в судостроении и т.д.
Совместные предприятия, которые появятся в рамках российско-финского морского кластера, будут специализироваться на производстве двигателей, электротехнического и судового оборудования гражданских судов и морской техники для использования в водах Балтики и Арктических морей. При этом ставится задача развивать новые, экологически чистые технологии, такие, например, как использование энергетических установок, работающих на двух видах топлива. Инновационное сотрудничество найдет свое применение, в том числе, в разработке новых материалов для эксплуатации в арктических условиях. Россия и Финляндия будут совместно строить суда для работы на шельфе, платформы для бурения и добычи нефти и газа, многофункциональные специализированные ледоколы для рыболовства и исследований в особых условиях и др.
Идеи модернизации существующей судостроительной инфраструктуры и создания новой будет развивать новый российско-финский технопарк, который намечено создать на острове Котлин под Санкт-Петербургом на базе Кронштадтского морского завода. Работа по его созданию признана в обеих странах приоритетным направлением.
«БЕРИНГ» И «ЧИРИКОВ» –
СНОВА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ
Все принципы будущего партнерства уже отнюдь не будущее – они воплощены в совместном строительстве ледоколов для сахалинских месторождений. Созданная в декабре 2010 года верфь “Arctech Helsinki Shipyard” рассматривается специалистами как база, на которой уже сейчас формируется Арктический центр судостроительных компаний, деятельность которого ориентирована, прежде всего, на заказчиков, нуждающихся в модернизации своего арктического флота. Это обусловило основные направления российско-финской кооперации здесь: строительство высокотехнологичных судов – ледоколов, снабженцев, других специализированных кораблей ледового класса.
Новая серия российско-финских ледоколов именно такова. Ее фирменный стиль – косой дизайн с асимметричным корпусом и несколькими двигательными установками, что позволяет кораблю эффективно работать на переднем и заднем ходу, а также при боковом перемещении. Мощность этого дизель-электрического ледокола в 13 МВт позволит ему разрушать льды толщиной до 1,7 метра и находиться в плавании до 20 суток при температуре до минус 35 градусов Цельсия. Стоимость двухлетнего проекта – 75 млн евро. Использование таких судов позволяет снабжать добывающие платформы и защищать их от льдов. «Возможно, это уникальнейший корабль из существующих, один из лучших в своем классе», – полагает глава «Совкомфлота» Сергей Франк.
Головной ледокол серии, получивший имя легендарного мореплавателя Витуса Беринга, уже несет свою вахту на Тихом океане. На подмогу ему спешит «Алексей Чириков» – второй ледокол серии, получивший имя знаменитого российского мореплавателя и исследователя северной части Тихого океана, сподвижника Беринга в его Камчатских экспедициях. Как и три столетия назад, имена этих моряков снова рядом в тех же морях. На “Arctech Helsinki Shipyard” надеются, что за этой парой ледоколов, построенных в кооперации с ОАО «Выборгский судостроительный завод», последуют третий и четвертый, однако заказчик – «Совкомфлот» – напоминает о том, что современное судостроение – это конкуренция, а Россия может строить подобные суда и на своих предприятиях. Победит в конкурсе тот, кто предложит лучшее. «Конкуренция сейчас зависит не только от денег, но и от знаний», – подчеркивает Сергей Франк.
Значение, которое придают партнерству в сфере судостроения в обеих странах, демонстрирует, например, тот факт, что в церемониях имянаречения ледоколов, прошедших в Санкт-Петербурге и Хельсинки, приняли участие главы государств – «Витус Беринг» получил свое имя в присутствии президента Владимира Путина, «Алексей Чириков» – в присутствии президента Финляндии Саули Ниинистё.
«Для нашей компании это значит много, – подчеркнул гендиректор “Arctech Helsinki Shipyard” Эско Мустамяки. – Хорошие контракты требуют большой работы, и нынешние открывают новую эру арктического кораблестроения». «Уверен, что через пять лет “Совкомфлот” станет крупнейшим оператором в арктических широтах, и “Arctech” будет поставлять суда для его арктического флота», – полон оптимизма руководитель хельсинкской верфи.
УДЕРЖАТЬСЯ НА ПЛАВУ
Финские аналитики отмечают, что «Арктех Хельсинки Шипъярд», учрежденная российской ОСК и финской STX Finland (подразделение STX Europe в составе корейской STX Business Group), сейчас является наиболее успешной составляю- щей бизнеса своих финских совладельцев. STX Finland принадлежат еще две верфи в Финляндии: Turku Shipyard в Турку и Rauma Shipyard в городе Раума. Всего на предприятиях STX Finland работают 2500 человек. В январе 2013 года Финляндия признала, что ее судостроительная отрасль переживает глубокий кризис, усилившийся после того, как верфь STX Finland в Турку недавно упустила крупный заказ на строительство круизного лайнера класса «люкс» для американской компании Royal Caribbean Cruises. Миллиардный контракт достался подразделению STX Europe во Франции, что было воспринято как удар по финскому судостроению, поскольку заказ, по подсчетам финских экономистов, мог бы обеспечить работой в общей сложности 23 тысячи человек. Финское правительство отказалось поддержать предприятие гарантиями на сумму около 50 миллионов евро, заявив, что не имеет права рисковать деньгами налогоплательщиков для поддержки убыточной компании и что верфь должна предпринять собственные усилия для получения заказа.
Нехватка заказов постепенно начинает сказываться и на российско-финской верфи в Хельсинки, где в феврале начались переговоры о временном сокращении персонала. Их итогом стала отправка в вынужденный неоплачиваемый отпуск пятнадцати человек. По словам Эско Мустамяки, завод «не получил достаточно заказов для полной занятости всего персонала». В такой ситуации партнерство с российскими судостроителями становится для финнов не только точкой роста, но и путем к выживанию.
Эти мнения получили более широкое распространение после того, как весной 2013 года корейские, а вслед за ними и финские СМИ объявили, что STX может продать свои дочерние верфи за рубежом, в том числе в Финляндии, чтобы собрать средства для материнской компании и сохранить приоритетные направления производства. Новость стала полной неожиданностью для финских судостроителей, но аналитики все активнее поговаривают о том, что в самой Финляндии нового владельца верфей найти вряд ли удастся. «На верфях сложилась нестабильная ситуация, которая может привести к смене владельца», – констатировал премьер-министр Финляндии Юрки Катайнен, отметив при этом, что продажа этих предприятий частному владельцу может стать «шансом для финской экономики».
Финские эксперты и СМИ осторожно, но все более настойчиво высказывают предположения о том, что такой владелец может найтись по другую сторону границы – в России. «В ближайшие десятилетия значительно возрастет роль арктического кораблестроения, а Россия является крупным игроком на этом рынке, следовательно, существует потребность в сотнях новых кораблей и в дополнительных мощностях для их постройки», – заявил газете финских деловых кругов профессор Йорма Тайна, один из ведущих финских специалистов в области мореходства. На этом основании он, как и многие в Финляндии, делает вывод о том, что «Россия может заинтересоваться покупкой финской верфи». Насколько правы в своих предположениях аналитики страны Суоми – покажет время.
ПАДЕНИЕ – НЕ ВСЕГДА НЕУДАЧА
В ежегодном информационно-аналитическом издании российского торгпредства «Финляндия – партнер России» тенденции в двусторонних экономических связях можно проследить даже по названию. Если в 2012 году справочник вышел под девизом «Финляндия – экономический партнер России», то в 2013-м страна Суоми была названа партнером России в модернизации национальной экономики. Именно модернизация, поиск новых форм и новых точек роста выходят на первый план в российско-финском деловом партнерстве. Старые методы развития торговли и экономических связей, еще недавно обеспечивавшие стабильные положительные результаты, сегодня постепенно утрачивают прежнюю силу, и новое время ставит новые задачи, а цифры торговой статистики поторапливают с их максимально быстрым решением.
«Наши экономические отношения стоят перед заметным вызовом в виде 10-процентного падения товарооборота, – говорит Валерий Шлямин. – И дело здесь не только в конъюнктуре мирового рынка и снижении активности в еврозоне, вопрос в том, что традиционные формы торговли, в которых 88% приходится на сырьевую составляющую – нефть и нефтепродукты, газ, лес и др., в значительной степени устарели». По мнению торгпреда, сейчас перед Россией и Финляндией стоит задача найти новые сферы сотрудничества, в первую очередь технологического. «Рассчитывать только на наращивание объема экспорта только в натуральном выражении за счет экспорта сырья неверно, – считает торгпред. – Цифры товарооборота могут меняться, но важно, чтобы не менялось технологическое сотрудничество». Очень важен, по его мнению, и региональный аспект взаимодействия.
«Наши связи настолько гибки и многогранны, что нужно соответствовать им в частно-государственном и муниципальном партнерстве», – подчеркивает В.Шлямин.
По итогам 2012 года товарооборот России и Финляндии составил 17 миллиардов долларов, из которых 12 миллиардов – российский экспорт в Финляндию и 5 – финский в Россию. Несмотря на уже упоминавшееся 10% падение показателей, Россия остается крупнейшим торговым партнером Финляндии: ее доля в финском товарообороте составляет 14%. Доля Финляндии в российском товарообороте – 2,1%.
На заседании Межправкомиссии в Турку вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак предположил, что «России и Финляндии удастся в течение ближайшего года-двух восстановить уровень товарооборота». «Россия и Финляндия предпринимают усилия по созданию благоприятного инвестиционного климата, и подписанное сегодня соглашение будет способствовать облегчению пограничных процедур, – отметил он. – Вместе с растущим числом пересечений границы, составляющим сейчас 12 млн в год, это должно дать импульс для роста товарооборота». При этом он напомнил: «Не всё зависит только от нас, мировая экономика пока неустойчива, и давать точные прогнозы будет неправильно».
Финский сопредседатель Межправкомиссии, министр по делам ЕС и внешней торговли Александер Стубб считает, что свою «позитивную роль в восстановлении показателей сыграют такие процессы, как членство России в ВТО и ее дальнейшая интеграция в экономическую структуру Европы – всё это усиливает тенденции, существующие между Россией и Финляндией». Сейчас в России работают около 600 финских предприятий.
Опросы, проводимые Российско-Финской торгово-промышленной палатой, показывают, что новые инвестиции в российскую экономику планирует примерно каждый третий из работающих в РФ финских предпринимателей. Растет бизнес- активность и по другую сторону границы: по данным финской исследовательской компании “Asiakastiedot”, в провинциях Южная Карелия и Кюменлааксо каждая шестая компания, открывшаяся в 2011-2012 годах, была зарегистрирована российскими собственниками. Российский бизнес владеет уже почти 6% частных компаний, действующих в этом регионе в сфере транспорта.
Однако главную ставку по обе стороны границы делают на инновации, и судостроение как сфера, не только открытая инновациям, но и проводящая их в жизнь, на ближайшие годы сохраняет статус одного из наиболее перспективных направлений российско-финляндской кооперации. А значит – и точек совместного экономического роста, столь важного в условиях незавершенной мировой финансовой нестабильности.
Юлия Андреева,
ИТАР-ТАСС, специально для «Янтарного моста»
76 ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2013. № 2 (10)

Яндекс.Метрика