ТАНЕЦ ЖИЗНИ МАРИСА ЛИЕПЫ

27 июля выдающемуся артисту балета Марису Лиепе исполнилось бы 75 лет. Его дети Илзе и Андрис посвящают этой дате особый юбилейный проект, в рамках которого в разных городах пройдет гала-концерт звезд балета «Душой исполненный полет» и фотовыставка, а также будет установлен памятник их отцу в его родном городе – Риге. скульптурная композиция «Танец жизни» этим летом появится неподалеку от здания Латвийской национальной оперы – театра, в котором Лиепа начинал свой творческий путь.
О том, что в Риге будет памятник Марису Лиепе, публично было объявлено в его день рождения – 27 июля 2010 года – во время гастрольного концерта звезд балета, который Андрис Лиепа посвятил памяти отца. тогда на сцену Латвийской национальной оперы поднялись частные меценаты проекта – Борис и Инара Тетеревы, давние друзья Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы.
На здании Рижской хореографической школы, которую оканчивал Марис Лиепа, есть памятная доска. И это все, чем город увековечил память о своем прославленном земляке. Не один год рижские журналисты донимали Андриса Лиепу вопросом: «Так, когда же в Риге будет установлен памятник Марису Лиепе?». Но не от него одного это зависело. И меценаты были готовы, но на городском уровне находились причины отложить обсуждение вопроса. грядущий юбилей, до которого, к сожалению, не дожил Марис Лиепа, стал веским доводом сдвинуть дело с мертвой точки.
Инициативу двух благотворительных фондов – Фонда имени Мариса Лиепы и Фонда семьи Тетеревых – поддержал новый состав Рижской думы. Не осталось в стороне и министерство культуры Латвии. Под его эгидой был объявлен международный конкурс эскизов памятника. Всего было подано 15 заявок. Не так и много. Может быть, поэтому жюри не увидело среди поданных эскизов выдающихся работ. Фаворитов не было. Первую и вторую премии решили не вручать. Памятник заказан обладателю третьей премии (она составила 2 тысячи евро) – 24-летнему скульптору Гайту Бурвису.
ОТ ГАЙТА –« ВОЛШЕБНИКА »
Бурвис переводится с латышского как «волшебник». Этот молодой человек действительно творит чудеса – не только из металла, но и из песка и льда на фестивалях песчаных и ледовых скульптур. Эскиз, поданный на конкурс, он назвал «танец жизни».
Памятник, по задумке молодого автора, это скульптурная композиция из девяти плоских силуэтов Мариса Лиепы в ролях разных лет, символический путь танцовщика от дипломного выступления в хореографической школе к знаменитому прыжку Красса в «Спартаке», где он, прогнувшись, рассекает грудью воздух. Создавая эскиз, Гайт Бурвис пересмотрел множество фотографий Мариса Лиепы и кадров кинохроники. Фигуры будут из стали, а одна, в прыжке, – из отшлифованной бронзы.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАМЯТНИКА
ОПЛАТИТ СЕМЬЯ ТЕТЕРЕВЫХ
– Памятник Марису Лиепе станет достопримечательностью Риги и украсит наш город, – уверен Борис Тетерев (в Москве у него был свой автобизнес – компания Musa Motors – прим. авт.). – Хотелось бы, чтобы рижане гордились своими прославленными земляками: Верой Мухиной, Михаилом Талем, Марисом Лиепой… Мы рады, что увековечивание памяти последнего теперь интересует не только Андриса и Илзу Лиепа и семью Тетеревых, но также город и страну.
Андрис Лиепа хотел, чтобы памятник у Оперы не был просто бронзовой фигурой отца, а стал символом театра, где тот танцевал. Потому сын танцовщика установил очень высокую планку для скульпторов. «Танец жизни» расположил его к себе тем, что может стать памятником труду всех артистов латвийского балета.
– Все люди, которые работали и работают в этом театре, символически станут частью этой композиции. А отец пусть будет объединяющим символом, – поясняет Андрис Лиепа, сам в прошлом артист балета, а ныне режиссер концертов и творческих вечеров звезд балета (в частности юбилейного вечера Майи Плисецкой в Большом театре в ноябре 2010 года).
ВСТРЕЧИ
С МАРИСОМ ЛИЕПОй
Когда твой отец – гениальный танцор, Марис Лиепа, а мать – талантливая драматическая актриса, Маргарита Жигунова, когда с самого детства проводишь все свое время за кулисами, а телевизор смотришь, сидя на шпагате, вполне естественным кажется желание связать свою жизнь с балетом.
– Отец был фантастическим профессионалом и, возможно, многое в жизни потерял из-за того, что всегда говорил правду. Он ушел из жизни в 52 года. Прошло столько лет, а его помнят. После смерти он продолжает жить в человеческой памяти. Это самое главное, – говорит Андрис Лиепа.
Очень многое для этого делает он сам. Создал и возглавил Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы. На протяжении шести лет привозил в Ригу гала-концерты звезд российского балета. Два года с большим успехом в Риге шли «Русские сезоны. XXI век» – масштабный проект Андриса Лиепы по восстановлению балетов Дягилева. И всегда был теплый прием со стороны рижской публики. Приходило много артистов балета, в том числе тех, кто лично знал Мариса Лиепу. Неизменно приглашался на такие концерты Маэстро Раймонд Паулс, который дружил с Марисом Лиепой и учился вместе с ним в школе.
К юбилею отца Андрис Лиепа начал готовиться загодя. Минувшим летом в его день рождения, 27 июля, устроил в Риге не вечер памяти, а вечер встречи с отцом «Марису Лиепе посвящается…». Показал 10-минутный фильм с документальными фрагментами выступлений Мариса Лиепы из балетов«Дон Кихот»,«Видение розы»,«Корсар», «Спартак». Затем молодые артисты танцевали на сцене в честь Мариса Лиепы то, что ранее исполнял он. Это было очень символично – выдающийся танцовщик много работал с молодежью, делился своей энергетикой и творческим порывом.
ПРОДОЛЖАТЕЛИ ФАМИЛИИ
В воспоминаниях Ильзе и Андриса отец выглядит одновременно властным, импозантным, обходительным мужчиной, трепетно относившимся к прекрасному, – и вообще, словно бы отмеченным знаком избранности. Кроме того, этот человек обладал потрясающим чувством юмора и предельно серьезным отношением к работе.
Марис Эдуардович имел очень тонкий вкус. Вместе с женой Маргаритой они собирали картины, фарфор, но дом, на удивление, не казался захламленным, везде царил порядок и гармония. Вообще острое ощущение гармонии, передавшееся и младшему поколению, пронизывало всю деятельность звезды балета: как в творчестве, так и в быту. Много позже Ильзе Лиепа будет рассказывать, как однажды утром отец зашел к ней в комнату с гравюрой и молотком, чтобы прибить гвоздь и повесить ее на стену. «Когда ты просыпаешься утром, ты должна видеть перед собой что-то красивое», – эти слова на всю жизнь врезались в ее память.
Будучи эстетом во всем, Марис любил и умел устраивать праздники. Например, он всегда поражал феерической сервировкой стола – какое-нибудь тривиальное блюдо после определенных манипуляций оказывалось кулинарным шедевром. И пока взрослые общались за праздничным столом (Марис Эдуардович всегда ценил приятную беседу), Ильзе и Андрис получали практически беспрепятственный доступ к маминым шкафам и отцовскому столу, которые манили детское воображение. В недрах ящиков находились потрясающий розовый пеньюар (Ильзе тайком его надевала, а однажды на Новый год ей даже разрешили в нем походить), цветные бусы, подарки, приготовленные к празднику и спрятанные от любопытных глаз, и, конечно, сладкое. А еще, занимая себя, сестра с братом играли в геологов: у секретера в комнате Андриса открывалась крышка, на нее накидывалось покрывало и получалось что-то вроде шалаша.
Что касается сладостей, Лиепа-старший держал себя в строжайшей форме, ведь тело – его инструмент. Это проецировалось и на рацион детей: каждое утро им варили кашу, подавали морковный сок. Отец сидел в шелковом халате и носках – ноги приходилось беречь. После завтрака Марис иногда брал кого-нибудь из отпрысков с собой в мастерские Большого театра, где его с улыбкой встречали все: от обувщиц до работниц пошивочного цеха. А в день спектакля можно было сидеть него в гримерке, рассматривая бесчисленные кисти для нанесения грима, а потом и за кулисами у самого выхода на сцену, где детям предназначался высокий откидывающийся стул, – видно оттуда было превосходно, хотя ноги до пола и не доставали.
Марис Лиепа свой день рождения старался проводить в Риге – у мамы Лилии Кришьяновны Лиепы. Андрис и Илзе Лиепа всегда подчеркивают, что они – за традиции в семье и в искусстве. Поэтому этот день очень важен для них. И теперь уже дети Мариса Лиепы стараются провести 27 июля в Риге. Они идут на кладбище, где похоронены все их родственники. А накануне в Москве посещают Ваганьковское кладбище, где покоится отец.
Брат и сестра Лиепа, пошедшие по стопам отца, усвоили главное – что их профессия – это труд, труд и труд. Илзе участвует в проектах Андриса и гордится тем, что она ему нужна, что она его балерина.
Андрис для нее человек «номер один» – как критик, как советчик,как педагог. Она самая преданная его ученица, бесконечно ему доверяющая. Быть в проектах брата не ведущей, а ведомой она считает почетной миссией для себя.
Илзе говорит, что именно брат дает ей энергию для того, чтобы все еще существовать в профессии. Ему она обязана быстрым возвращением в балет после родов. Когда-то он убедил ее за десять дней собраться и прийти в форму после тяжелой болезни, чтобы станцевать Шехерезаду.Тот феноменальный опыт преодоления себя дал ей возможность повторить этот шаг уже после рождения дочери Наденьки. Приняв предложение Николая Цискаридзе, через два с половиной месяца после родов она вышла на сцену Большого театра в «Пиковой даме». Это стоило ей нечеловеческих усилий, но фамилию подвести было нельзя.
Памяти отца Илзе посвятила балетный номер «Встреча», специально созданный для нее литовским хореографом Юриусом Маригинасом дляконкурса «Новая волна» в Юрмале. Это необычное посвящение: Илзе в одном лице исполняет сразу две роли: мужскую и женскую, объединяя два поколения. Она танцует на сцене, а ее отец в это же время на экране – на кадрах документальной хроники.
Илзе, как и Марис Лиепа в свое время, много работает с подрастающим поколением. В Москве у нее есть своя балетная школа, в которой она учит танцевать детей.
МОМЕНТЫ ПАМЯТИ
В Риге живет тетя Илзе и Андриса Эдите, сестра Мариса Лиепы, бережно хранящая фотографии своего звездного брата. Недавно в Риге в рамках 16-го Балтийского фестиваля балета прошла выставка портретов Мариса Лиепы – фотографий и рисунков. Часть экспонатов предоставила Эдите Эдуардовна. Организовала выставку латвийский кинорежиссер-документалист Лайма Жургина. Ее дипломной работой во ВГИКе был 20-минутный фильм «Марис Лиепа», с чего и началась их дружба.
– Он действительно один из самых выдающихся танцовщиков XX века, – убеждена Лайма Жургина. – В отличие от его знаменитых и очень техничных сверстников, Марис был не просто танцовщиком, но и актером, человеком тонкой души. Он очень органично передавал образы своих героев и поэтому, я думаю, стал любимцем публики. Его вклад в развитие мужского танца неоценим. Недаром о нем говорили: «Его мозг танцует, а тело думает». Естественными переживаниями на сцене он покорял зрителей в Риге, Москве, Париже, Лондоне и других городах мира. Где бы он ни находился, его сопровождали поклонники и поклонницы. Его обожали все, даже уборщицы театров, которым он мог преподнести букетик цветов. Марис был многогранной личностью: он не только танцевал, но и занимался скульптурой, пел, снимался в кино…
Этим летом в Риге будет еще одна фотовыставка, приуроченная к 75-летию Мариса Лиепы. Андрис Лиепа привезет 40 планшетов с фотографиями, где его отец запечатлен с близкими и за работой. Эта выставка прошлым летом демонстрировалась в Ростове-на-Дону, а в конце апреля – в Минске, где уже прошел гала-концерт «Душой исполненный полет» с участием звезд балета. Концерт в Риге еще впереди. По словам Андриса Лиепы, он будет очень необычным и интересным.
В рамках юбилейного проекта будет переиздана книга и выпущен DVD, а Первый канал покажет фильм о легендарном танцовщике Большого театра, хореографе и педагоге, народном артисте СССР Марисе Лиепе.
Оксана Донич

Яндекс.Метрика