ДУХОВНЫЙ СИМВОЛ РИГИ – РОВЕСНИК ПАРИЖСКОГО НОТР-ДАМ

Домский собор — по-латышски Rigas Doms, для столицы Латвии — то же, что Нотр-Дам де Пари для Парижа или Биг Бен для Лондона, — ее символ, визитная карточка и туристический объект номер один. Самый большой средневековый собор Балтии — не только Domus Dei (Дом Бога) для сотен тысяч верующих. Это и один из лучших концертных залов мира, который славится своим уникальным органом.
Заложенный в 1211 году, собор на 10 лет моложе Риги. И это, по сути, – дата второго рождения города, ведь благодаря основателю Домского, немецкому епископу Альберту, из рядового средневекового поселения Рига стала стремительно превращаться в крупный ганзейский город, и нынешняя столица Латвии – его наследница.
Благодаря Рижской думе во главе с ее мэром Нилом Ушаковым Домский собор удалось спасти от разрушения – буквально в последний момент. Нынешнее самоуправление латвийской столицы, наконец, сделало то, до чего десятилетиями не доходили руки у его предшественников и правительства – взялось за реновацию гибнущего памятника архитектуры мирового значения. Первый её этап продлится два года и будет закончен в 2014 году, когда Рига станет культурной столицей Европы.
РАЗНЫЕ ЛИКИ СОБОРА
Домский собор – сердце и душа древней Риги, определяющий атмосферу Старой Риги. Зимним вечером он темной громадой нависает над площадью, летним жарким днем дарит спасительную тень, в которой прячутся яркие зонтики уличных кафе. И в любое время года над его башней в небесной глубине парят крикливые чайки, как и положено в приморском городе.
Свой нынешний вид здание обрело в конце XVIII века, после масштабной перестройки. За восемь с лишним веков облик главного храма Риги гармонично впитал в себя множество архитектурных стилей. Домский начали строить в типичном для того времени величественном романском стиле, следующие поколения зодчих обогатили его готической устремленностью ввысь, пышностью барокко, строгостью классицизма. И поэтому с разных сторон собор выглядит совершенно по-разному.
Высокая кирпичная стена, окружающая собор и монастырский комплекс, тянется вокруг всего квартала, то исчезая за построенными в разные исторические периоды домами, то вновь появляясь. Например, на улице Яуниела, более известной под названием Цветочная, где снимались кадры культового советского сериала «Семнадцать мгновений весны». К древней ограде собора прилепился и домик миссис Хадсон, знакомый по знаменитой картине «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».
В одном из прилегающих к Домскому собору узеньких тупичков кирпичная поверхность ограды выложена белыми плитами. Это надгробья. В Домском соборе покоится прах первого епископа Ливонии Мейнарда и ее последнего духовного отца Валтера фон Плетенберга. Хоронить в соборе и его окрестностях перестали в 1772 году, по указу российской императрицы Екатерины Второй.
ОТКУДА СВЕТ ПОШЕЛ…
Домский монастырь всегда был духовным и образовательным центром. Здесь заседал капитул – высшее духовенство Ливонии, во многом определявший жизнь балтийского региона.
Домская школа, которая готовила не только будущих священников, но и желающих поступить в университеты, старейшее учебное заведение в Ливонии. В XVI веке эта школа стала высшей, её возглавил Якоб Батус, сподвижник отца Реформации – Мартина Лютера. Здесь преподавали известный публицист Гарлиб Меркель и философ Иоганн Гердер, памятник которому стоит в названном его именем скверике возле главного входа в собор. Вольнодумцы, они резко выступали против крепостничества, за расширение прав латышей, угнетенных немецкими баронами. И мечты их, как видим, сбылись…
Обучение в Домской школе сначала велось на латыни, потом на немецком языке, с 1772 году преподавать стали и на русском. Сегодня преемница Домской школы именуется Первой государственной гимназией, которая считается лучшим средним учебным заведением страны. Её окончили многие известные люди Латвии, в том числе два премьера независимой Латвии – Эйнар Репше и Ивар Годманис.
Под просторными сводами Домского собора родилась и первая библиотека Ливонии. Собранные монахами рукописи и книги затем были переданы в первую публичную библиотеку Латвии, которая ныне находится в ведении Латвийского университета.
Один из старейших музеев Европы – истории Риги и мореходства – тоже часть монастырского комплекса. Он создан в 1773 году на основе частной коллекции рижского врача Николауса фон Химзеля. Впрочем, многие экспонаты – монеты, рыболовные принадлежности, утварь – найдены уже при раскопках рядом с собором.
ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ АЛЬБЕРТ
Краеугольный камень в основание собора 25 июля 1211 года заложил епископ Альберт, прибывший в Ригу из Бремена, чтобы обращать в христианство балтские языческие племена. Его корабли бросили якорь там, где в Даугаву впадала речка Ридзене. В конце XVII века она обмелела, а потом и вовсе исчезла, и сейчас это место – между улицами 13 января, Алксная и Вецпилсетас – называется площадью Альберта. В начале 1960-х годов во время археологических раскопок здесь обнаружили останки двух кораблей, напоминающих судна викингов. Как полагают ученые, из той епископской флотилии…
Как выглядел отец Риги, история умалчивает. Его портрет не сохранился, если не считать нечеткого изображения на полустершихся старинных монетах. В преддверии 810-летия Риги Банк Латвии выпустил их современные копии. Но черт лица – как ни присматривайся – не разглядеть, только видно, что человек он был весьма тучный.
Не претендует на сходство с оригиналом и памятник Альберту, который стоит во дворе собора. Его недавно восстановили на свои средства балтийские немцы, вернее, их потомки, проживающие в Германии. Подлинный же монумент так и пропал в эвакуации во время Первой мировой войны. Историки до сих пор не могут сойтись и в оценке деятельности епископа. С одной стороны, он открыл «зеленую улицу» завоеваниям крестоносцами Балтии, писал историк Леонид Федосеев. Ведь Альберт фон Буксгевден был не столько христианским просветителем, сколько рыцарем Ордена меченосцев, который огнем и мечом завоевывал местные племена, объединяя их под властью Ливонии.
Но, с другой стороны, можно сказать, что Альберт сделал латышей… латышами, ведь нынешняя Латвия – это та часть территории балтов, которую крестоносцы не позволили поглотить растущей Литве. Если бы не бравый епископ, то современная Латвия была всего лишь окраиной Литвы. Впрочем, кто знает? Очевидно лишь одно, что Альберт изменил судьбу Риги.
БОЖЕСТВЕННЫЕ ЗВУКИ
Изящный Домский орган моложе самого собора на 600 лет. Построенный в 1883 году германским предприятием E.F.Walcker&Co, он справедливо считается одним из самых ценных в мире.
Сложная конструкция – 124 регистра и 6718 труб разной величины – от 10 метров до 13 миллиметров – обеспечивает уникальность звучания этого музыкального инструмента. Ференц Лист свою композицию, посвященную «премьере» Домского органа, назвал «Восхваляя Господа». Органом восторгался и художник, философ Николай Рерих.
Органистка Евгения Лисицына играет на Домском органе более полувека. Ради этого она переехала из Ленинграда в Ригу и – счастлива.
– Лучше Домского органа в мире нет! – уверена она.
Вместе с Евгенией мы поднимаемся по узкой лестнице на хоры, к органу. Каменный свод теперь почти над головой. Эхо усиливает каждое слово: еще одно чудо – знаменитая акустика Домского собора…
Евгения переобувается (игра на органе требует, чтобы обувь была кожаная, со скользкой подошвой и широким каблуком), кладет руки на клавиши и… Собор до краев наполняется волшебными звуками Баха – то ли волны набегают на берег, то ли ветры гудят в поднебесье. Хорошо на душе. Спокойно. Легко думается.
– Я купаюсь в этой музыке. Каждый раз умираю от восторга, – говорит Евгения, дождавшись, когда в просторном зале стихнет последний отзвук.
Евгения Лисицына – яркий представитель Домской органной школы, родившейся в начале 1960-х годов, когда собор обрел статус концертного зала. Как и Петерис Сиполниекс, Ольгертс Цинтиньш, Лариса Булава, Айварс Калейс и другие, она ученица Николая Ванадзиньша, патриарха латвийской органной музыки. Выпускник Петербургской консерватории, он вырастил целую плеяду блестящих музыкантов. Один из них – Таливалдис Декснис – сегодня ведет класс органа в Латвийской музыкальной академии. На эту специальность всегда конкурс, и новое созвездие молодых органистов – Эдита Алпа, Ивета Апкална, Илзе Рейне, Вита Калнциема, Роберт Хансон, Янис Пельше, Атис Степиньш – уже уверенно заявило о себе.
С 1988 года Домский собор каждый год в середине лета принимает Международный фестиваль органной музыки. Невероятной популярностью среди туристов и рижан пользуется ежедневный 20-минутный Piccolo концерт в 12 часов дня. А всего в Домском соборе каждый год проходит 270 концертов, и многолетний администратор концертов собора Сильвия Заке с гордостью говорит, что далеко не каждый концертный зал может похвастаться такой зрительской популярностью.
ПОД БРЕМЕНЕМ ЛЕТ
Стихийные бедствия не щадили собор. Не раз в вознесенный над городом шпиль ударяли молнии. Случались пожары и по вине людей. Как свидетельствует протокол судебного заседания, в 1696 году, «в субботу, перед первым предрождественским воскресеньем, органный мастер Брандисий… будучи… не в духе, швырнул в сторону горящую свечу, которая упала в кучу сухого мусора между скамейками…». Пламя мгновенно охватило пол у органа. Еле потушили…
Случались и наводнения – пологий берег Даугавы в то время был намного ближе к зданию, чем сейчас. В апреле 1709 года вода поднялась так высоко, что монахи выловили двух рыб… у алтаря. Через 35 лет потоп повторился, после чего на берегу реки начали строить насыпи. Если раньше к порогу главного бокового портала нужно было подниматься по лестнице, то сейчас к нему приходится спускаться вниз на 11 ступенек.
ГЛАВНЫЙ НЕДРУГ ДОМСКОГО – ВРЕМЯ
Собор – как живое существо, говорят ученые, которые с применением самых современных приборов следят за состоянием «пациента». Мощное здание, построенное на зыбучих прибрежных песках, постепенно оседает, от чего по стенам бегут паутины трещин. В 2005 году состояние жемчужины архитектуры было признано критическим – башня собора отклонилась от вертикали на 34 сантиметра. Острословы тут же окрестили собор Домско-Пизанским, а ЮНЕСКО внесло его в список ста культурных объектов, которые находятся в наибольшей опасности.
В это время Домский уже перешел в собственность евангелически-лютеранской церкви Латвии, и парламент страны принял закон о сохранении ценнейшего архитектурного ансамбля. Правда, от этого ничего не изменилось… Собор, который в последний раз ремонтировали в 1909 году, продолжал разрушаться.
Катастрофу удалось предотвратить. Рижская дума объявила сохранение святыни своим приоритетом, выделив на это благое дело четыре миллиона долларов США. Еще почти столько же удалось получить из Европейского фонда регионального развития (ERAF) в рамках программы сохранения памятников культуры.
– Мы приняли правильное решение, – уверен мэр Риги Нил Ушаков. – через пару лет, когда собор начал бы рассыпаться, за его восстановление пришлось бы заплатить намного больше.
Мэр оказался прав. В ходе работ проявились неприятные сюрпризы. Оказалось, что южная стена треснула, и восточный фасад, который со стороны выглядел вполне благополучно, также нужно срочно укреплять. Реновацию важнейшего для города объекта сегодня ведет строительная компания RE&RE. Их главная задача – сохранить и укрепить, по выражению архитекторов, «скорлупу», то есть крышу, стены и окна.
ЗАПАС ПРОЧНОСТИ
Временный лифт поднимает гостей собора на крышу, откуда Старая Рига и пестрая лента Даугавы как на ладони и где ветер дует так сильно, что, кажется, унесет… Золотой петушок, старинный Риги, совсем близко, и видно, какой он большой.
Крыша – первое, за что взялись чего строители, и осень 2011 года, как по заказу, в Риге выдалась теплая и сухая. Прогнившие за века стропила уже заменены, своды покрыты медью. Сегодня её листы уже потемнели, обретя положенный благородный оттенок, а ещё летом крыша древнего собора легкомысленно сверкала в солнечных лучах. Обретенного запаса прочности, надеются строители, хватит на ближайшие триста лет.
Уже приведена в порядок уникальная Крестовая галерея, которая на 118 метров тянется вдоль внутреннего дворика. Сегодня эта жемчужина готической архитектуры открыта для посетителей, желающих прикоснуться к седой старине. Отреставрировано самое старинное помещение собора – зал капитула. Оно находится в полуподвале, и вода веками сочилась по его стенам, пропитывая каменную кладку и оставляя на ее поверхности соль. Кирпичи, современники епископа Альберта, бережно очищены. Под каменными сводами, где некогда происходили собрания высшего духовенства Ливонии, будут проводиться концерты и бракосочетания.
Новыми красками засияли и разноцветные витражи. Изготовленные в Германии, они отражают историю Риги и датируются концом XIX века. Более ранние стеклянные шедевры безвозвратно утрачены в церковных погромах времен Реформации. Вечерами по праздникам витражи подсвечивают, и старинное здание собора выглядит, как сказочный замок.
КОГДА ЗАЗВОНЯТ КОЛОКОЛА…
– То, что происходит в Домском соборе, это не просто реновация и, тем более, не ремонт. Это бережная и тщательная реставрация уникального памятника, в ходе которой наши специалисты используют все современные достижения и в то же время опираются на опыт предшественников. Ведь малейшая небрежность может привести к утрате культурных ценностей, – говорит генеральный директор строительной компании Re&Re Дидзис Путниньш.
Если реставрация другого рижского музея, Биржи, была проектом международным, то в Домском соборе работают исключительно местные специалисты – тридцать лучших реставраторов страны, используют в основном латвийские материалы, особое внимание уделяя их «совместимости» со старинными конструкциями. Так, отреставрированные деревянные элементы соединяют по технологии трехсотлетней давности – старинными коваными гвоздями.
Сейчас леса с Домского собора сняты. На первый взгляд, символ Риги выглядит так же, как и прежде. Парадокс: такую задачу и ставили перед собой реставраторы. Ведь чем лучше реставраторы справились со своей работой, тем она меньше заметна со стороны. (Единственное отличие – собор станет доступнее для людей с особыми потребностями – благодаря установленным пандусам.) Работу латвийских мастеров высоко оценил глава Всемирной лютеранской федерации Мартин Юнге, который в прошлом году посетил Ригу специально, чтобы посмотреть, как преображается Домский.
Глава Латвийской евангелически-лютеранской церкви архиепископ Янис Ванагс мечтает о том времени, когда с башни собора будет раздаваться колокольный звон. Колокола уже отреставрированы и стоят рядком во внутреннем дворике собора. Но прежде чем их устанавливать, нужно укрепить башню металлическими конструкциями – иначе она не выдержит веса колоколов.
Старинная рижская легенда гласит, что раз в столетие из глубин Даугавы является дух воды и спрашивает горожан: «Достроена ли Рига?» Если в ответ прозвучит: «Достроена», дух тут же утащит город в пучину. Но Рига постоянно строится, так что зловредному духу всякий раз приходится убираться ни с чем. Эта легенда и к Домскому собору относится. Подсчитано, что на его восстановление потребует не менее 76 миллионов долларов и десяти лет работы. Руководители Рижской думы обещают, что продолжат инвестировать в его «выздоровление».
– Сберечь святыню для следующих поколений – наш долг, – говорит вице-мэр Риги Андрис Америкс. Пока Дом Риги в целости и сохранности, в его городе все будет хорошо. И сегодня, и через сотни лет….
Кристина Лиепиня,
специально для «Янтарного моста»
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2013. № 1 (9)

Яндекс.Метрика