ПРОЗРАЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ЧЕРЕЗ ПРОЗРАЧНЫЕ ГРАНИЦЫ

На вопросы «Янтарного моста» отвечает Дарья Ахутина, генеральный директор Ассоциации сотрудничества со странами Северной Европы «Норден».
Дарья Владимировна, что такое ассоциация «Норден»?
Ассоциация была основана в 1996 году на базе четырех обществ дружбы, которые ранее входили в состав Союза советских обществ дружбы. К тому моменту во всех Северных странах, кроме Финляндии, общества дружбы с Советским Союзом / Россией также перестали существовать. Возникла потребность в новом формате общественной дипломатии, в обогащении прежнего опыта новыми методами взаимодействия, возникшими в середине девяностых годов и на рубеже веков.
С 2001 года ассоциация «Норден», будучи межрегиональным общественным объединением, стала национальным координатором ежегодного Форума неправительственных организаций регионов Балтийского моря. И с этого времени наша деятельность охватывает не только Северные страны и северо-западные регионы России, но и все страны, входящие в Совет государств Балтийского моря.
В России мы работаем с некоммерческими организациями регионов от Мурманска до Калининграда. Мы оказываем им информационную и логистическую поддержку. Речь идет, прежде всего, не о больших и давно вставших на ноги организациях, а о молодых, зачастую неопытных субъектах гражданского общества, которым такая поддержка жизненно необходима. Они обращаются к нам с просьбой о поиске партнеров, с просьбой поделиться опытом рациональной реализации проекта. Ведь получить деньги на проект зачастую только «полбеды», надо еще правильно отчитаться перед грантодателем и потом удержать начатый проект в руках.
Когда Вы говорите «мы», «у нас», сколько вас и где вы?
В каждом регионе у нас есть партнерские организации, представляющие интересы ассоциации и её проекты на Северо-Западе России. Такие организации у нас есть в Петрозаводске, Архангельске, Мурманске, Калининграде, во Пскове, в Новгороде и Выборге. И поэтому вновь подчеркну – мы не петербургская организация, а межрегиональная. Мы работаем как нормальная общественная организация, и наш постоянный штат насчитывает всего семь человек. Кроме того, мы ежегодно задействуем 20-30 экспертов для реализации проектов – ведь мы не можем быть одинаково компетентны во всех сферах нашей деятельности.
Сегодня одна из актуальных тем — проверки, которые осуществляют компетентные органы России, в некоммерческих и в неправительственных организациях. Вас не беспокоили? Вы же тратите, в том числе, деньги, поступающие из зарубежных источников.
В распространяющейся информации об иностранном финансировании меня более всего удивляет то, что мы узнаем только о самом его факте, а также о размерах. Но никто не говорит о том, из чего складываются соответствующие суммы. Большая часть финансирования НКО Северо-Запада России поступает из совместных фондов. Не надо забывать, что у России и Евросоюза есть совместная программа «Северное измерение», которая включает в себя четыре партнерства. В частности, на наш самый большой проект по культурному наследию эпохи викингов мы получили финансирование формально из Брюсселя. Но это же и российские деньги тоже. Российская Федерация инвестировала 122 млн евро в общий фонд – Европейский инструмент соседства и партнерства. Все проекты принимаются Steering Committee, то есть экспертным наблюдательным советом, в состав которого входят и представители российских властей. Обособленным источником средств является Совет министров Северных стран, но и он взаимодействует с Правительством Российской Федерации с 1995 года и поддерживает очень много проектов, значимых, в том числе, для российских региональных властей.
В этом контексте хотела бы обратить внимание на то, что кардинально отличает региональное сотрудничество на уровне общественных организаций от любого другого. Здесь нет преследования интересов одной из сторон. Мы объединены территорией, мы дышим общим воздухом, пьем одну воду и болеем одними болезнями. Мы живем вдоль сухопутной границы протяженностью 1200 километров и в общем бассейне Балтийского моря, и естественно, что всё, что заботит нас, заботит и наших соседей. Здесь нет политических интересов, за исключением того, что любая страна заинтересована в спокойном социальном климате вдоль своих границ.
За прошедшие семнадцать лет, что является предметом Вашей наибольшей гордости?
В жизни любого человека и в деятельности любой организации есть много сторон – гораздо больше, чем черная и белая. Предметом нашей особой гордости является то, что мы до сих пор существуем. Не так уж много некоммерческих организаций, созданных в девяностые годы, до сих пор живы, функционируют и расширяются. Мы гордимся и своим коллективом, и той партнерской сетью, которая сложилась в одиннадцати странах региона.
В контексте сегодняшнего, одиннадцатого, форума не могу не вспомнить второй форум, прошедший в 2002 году здесь, в Петербурге. Если бы мы его не провели, форум НПО Балтийского моря никогда не стал бы ежегодным. Самый первый форум был проведен в 2001 году в Любеке, в германское председательство в СГБМ, по инициативе МИД Германии. Организаторы воспринимали его как разовое мероприятие. Проведение в Петербурге в 2002 году огромного форума было доброй волей администрации города и МИД России. Это сегодня ассоциацию «Норден» многие знают, знают, на что мы способны. А тогда поставить на нас как организаторов был огромный риск. Я никогда не забуду огромные глаза Ханс-Юрген Хаймсот, который за год до того возглавлял Комитет старших должностных лиц от Германии и проводил форум в Любеке. Он приехал к нам как гость и, как-то сидя в президиуме, сказал мне: «Дарья, за мной стоял МИД Германии. Скажи, как вы-то всё это сделали?!». Ведь мы организовали и тот форум, и этот силами НКО. Естественно, МИД оказывает нам политическую и моральную поддержку, но наши финансовые ресурсы весьма ограниченны.
Но если вернуться к предыдущему вопросу, надо указать на еще один предмет гордости: к чести нашего бухгалтера, за все годы существования ассоциации нам как-то начислили пеню в три рубля. Надо иметь в виду, что мы выплачиваем западным экспертам деньги, мы являемся работодателем.
Теперь вопрос — недоумение. Если Ваша ассоциация существует уже почти семнадцать лет, почему тогда не уделяете много внимания своему сайту в Интернете? Старые организации так или иначе приходят к тому, что делают респектабельный сайт.
Это очень трудоемкий процесс. Даже если Вы пробовали вести свой блог или быть все время в Фейсбуке, в Твиттере, это отнимает огромный ресурс времени, человеческий ресурс. Мы пробовали это делать, но это слишком затратно. А на нас сейчас возложена ответственность по реализации очень крупного европейского проекта «Общее историческое прошлое – для общего будущего», в результате которого в Батецком районе Новгородской области будет открыт археологический музей эпохи викингов под открытым небом. В этом проекте с нами работают крупнейшие музеи эпохи викингов – Музей Готланда (Швеция) и музей города Вейле (Дания), а также ведущие российские археологи и историки.
Спасибо за интервью. Удачи Вам на столь интересном, но беспокойном поприще!
Дмитрий Соколов,
специально для «Янтарного моста»
36 ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2013. № 2 (10)

Яндекс.Метрика