В начале 70-х годов минувшего столетия Дания практически полностью зависела от импорта энергоносителей, а доля нефти в топливном балансе страны составляла более 90%. В результате нефтяного кризиса цены на «черное золото» подскочили в четыре раза, а поставки стали нестабильными. Тогда, однако, судьба сделала датчанам подарок: в 1979 году они обнаружили в своих территориальных водах месторождение нефти и газа. Благодаря этому открытию, к концу 1990-х годов Дания стала нетто-экспортером углеводородного сырья и получила желанную энергетическую независимость.
Предусмотрительные датчане, однако, прекрасно понимали, что запасы сырья когда-то истощатся, и поэтому приняли амбициозное стратегическое решение, которое и сегодня некоторым кажется фантастическим, – постепенно сократить, а в перспективе полностью отказаться от потребления ископаемых видов топлива – угля, нефти, газа.
Став мировым лидером в области обновляемой энергетики и энергосбережения, Дания возглавила международное движение за «зеленое развитие» и предпринимает впечатляющие усилия по продвижению чистых энергетических технологий.
Не теряя времени на споры, они засучили рукава и принялись за работу, которая развернулась по двум основным направлениям: развитие возобновляемых источников энергии, а также разработка и внедрение энергосберегающих технологий. В этом направлении в Дании были проведены впечатляющие преобразования практически во всех сферах энергетики и потребления энергии.
Один из крупнейших производителей ветроэнергетических установок страны – компания «Вестас», которой принадлежит около 20% мирового рынка. Каждая четвертая ветроустановка, запущенная на планете в 2008 году, была изготовлена в Дании. В самом северном королевстве более 5 тысяч ветряных турбин обеспечивают 20% потребностей в электроэнергии, а к 2025 году этот показатель планируется довести до 50-75%. 80 турбин ветропарка «Хорнс Рев», расположенные на шельфе западного побережья полуострова Ютландии, могут вырабатывать 160 мегаватт электроэнергии. Так что, если где-то деньги и берут из воздуха, то это – в Дании. Исследовательский центр «Вестас» в Орхусе – международный «мозговой центр» по разработке инновационных решений в бласти использования энергии ветра.
Известно, что 40% парниковых газов в западных странах выбрасывают в атмосферу жилые массивы. Поэтому в Дании строятся дома, которые при помощи коллекторов солнечной энергии, тепловых насосов и специально разработанных материалов производят больше энергии, чем потребляют. В ходе государственного визита в страну, который состоялся в апреле 2010 года, президент России Дмитрий Медведев посетил в Копенгагене энергосберегающий дом «Зеленый маяк». После этого новинкой заинтересовалась российская компания «Загородный проект», которая в настоящее время вместе с датской компанией «Велюкс» строит такой дом в Наро-Фоминском районе Москвской области. «Надеемся, что этот проект станет в России “первой ласточкой”, – сказал глава датской компании Йорген Танг-Йенсен. – Сегодня энергоэффективные строения способны делать гораздо больше, чем просто сохранять тепло».
Став мировым лидером в области обновляемой энергетики и энергосбережения, Дания возглавила международное движение за «зеленое развитие» и предпринимает впечатляющие усилия по продвижению чистых энергетических технологий во всем мире.
Глобальные проблемы можно решить только сообща. Поэтому Дания охотно делится своим прогрессивным опытом энергосбережения, особенно с соседями по Балтийскому региону, в том числе – Латвией, Литвой, Эстонией и Северо-Западным округом Российской Федерации. В рамках Совета государств Балтийского моря (СГБМ) и Организации энергетического сотрудничества стран Балтики (БАСРЕК) разработаны и выполняются региональные и двусторонние программы, позволяющие Дании укреплять связи с балтийскими странами, оказывать им помощь и распространять свой опыт, удачно сочетая таким образом политику, бизнес и экологию.
Удачно совпали в этой области российско-датские интересы. После того как президент Дмитрий Медведев назвал энергоэффективность и энергосбережение первым из пяти направлений, в которых России нужен технологический прорыв, влиятельная «Берлингске тиденде» писала: «Намерения российского правительства открывают двери в Россию для датского “зеленого” экспорта». С энтузиазмом откликнулись на этот призыв менеджеры датских компаний. Так, директор российско- го отделения фирмы «Логстор», производящей, среди прочего, трубы для централизованного теплоснабжения, Эрик Расмуссен заявил, что Россия – это крупнейший в мире рынок для подобных компаний.
Бескрайние российские просторы и безграничные экономические возможности с давних пор привлекали инициативных датчан. Свидетельством тому любой из актов «Копенгагенского архива» (Щербачев Ю.Н. Копенга- генские акты, относящиеся к русской истории. Первый выпуск. 1326-1569 гг. М.,1913. С. 2), повествующих о взаимоотношении наших стран в тот период.
На рубеже ХIХ-ХХ веков Россия и особенно Сибирь воспринимались в датских деловых кругах как «новая Америка». Так, в середине 1850-х годов промышленник Карл Фредерик Титген основал «Большую северную телеграфную компанию», сумел получить долгосрочные концессии в России на международную телеграфию и соединил в 1872 году Северную Европу через Сибирь с Восточной Азией. В 1878 году Карл Андреас Кофод приехал в Россию, где был правой рукой Петра Столыпина и внес большой вклад в реформу российского сельского хозяйства. После большевистской революции 1917 года он был вынужден уехать на родину, однако в 1924 году вернулся в Москву в качестве датского дипломата.
В двусторонних отношениях в начале нынешнего века был краткий период похоло- дания, замечает председатель Датско-российского общества, профессор Копенгагенского университета Карстен Фледелиус. Первые ростки возобновления сотрудничества появились в 2005 году – это связано с поездкой в Екатеринбург принца Иоакима. Символическое значение имел перенос в 2006 году останков императрицы Марии Федоровны, бывшей датской принцессы Дагмары в Петропавловский собор в Санкт-Петербурге. «Когда российский посол положил знамя на гроб императрицы, произошла встреча с прошлым, и разорванные нити были вновь связаны», – говорит Фледелиус.
В результате 27-28 апреля 2010 года состоялся государственный визит в Данию президента России Дмитрия Медведева, который стал важной вехой в истории отношений между двумя странами.
«Эта встреча – прекрасная возможность подчеркнуть дружбу, которая существует между двумя странами», – заявила в преддверии визита королева Маргрете II, добавив, что особенно рада принять главу российского государства во дворце Фреденсборг, где неоднократно бывала императрица Мария Федоровна.
«Между Данией и Россией развивается замечательное сотрудничество и сложились прекрасные дипломатические отношения, – подчеркнул премьер-министр Ларс Лекке Расмуссен. – Надеюсь, что визит российского президента позволит еще больше укрепить наши тесные связи и плодотворное сотрудничество».
В ходе визита был учрежден российско-датский бизнес-форум. Выступая на учредительной конференции, Дмитрий Медведев отметил участие датских компаний в программе модернизации энергообъектов и создание систем энергоэффективного центрального теплоснабжения в российских регионах. «Если говорить о дальнем горизонте планирования, то датские передовые разработки и опыт их внедрения особенно полезны при создании энергоэффективных, “зеленых” городов будущего», – подчеркнул глава государства.
Примечательно, что между российскими и датскими деловыми партнерами установились прагматичные отношения, не замутненные посторонними политическими соображениями. «Датчане откровенно говорят о своих интересах и в рамках своих возможностей готовы поддерживать развитие России, – отмечал посол РФ в Дании Теймураз Рамишвили. – У нас даже на последней сессии Межправительственного совета по экономическому сотрудничеству была тема: “Участие Дании в модернизации российской экономики”. На мой взгляд, датчане убеждены в том, что экономически и демократически развитая Россия станет еще более приоритетным партнером для Дании».
В Данию, ставшую «меккой энергосбережения», тянутся за опытом хозяйственники со всего мира, и Россия не является исключением. Нередкие гости здесь губернаторы российских регионов, ознакомительные поездки в страну организует деловой форум «Россия – Дания», который подготовил целевую программу «Энергия 2030. Датский эффект», а в международной конференции «Всемирные климатические решения», проходившей в Копенгагене в сентябре 2010 года, принимала участие представительная делегация Северо-Западного федерального округа, приглашенная в датскую столицу Советом министров северных стран в рамках региональной программы сотрудничества «Энергоэффективность и энергосбережение в регионах и муниципальных образованиях».
По словам одного из руководителей энергетического комплекса российского региона Веры Гришиной, специалистов сейчас «интересуют нетрадиционные инженерные и архитектурные решения в строительстве энергоэффективных зданий, схемы и механизмы возобновляемой энергетики, в частности – ветряной, а также конкретный датский опыт перехода к централизованным системам теплоснабжения городов. Используя датскую и шведскую методику, мы осуществили энергоаудиторский проект переоснащения зданий социальной сферы в Архангельской и Мурманской областях, заменив системы отопления и освещения».
Иначе видит проблему Игорь Башмаков, который входит в группу экспертов по изменению климата (МГЭИК), удостоенную в 2007 году вместе с Альбертом Гором Нобелевской премии мира. Он напомнил, что «все российские регионы приняли программы энергосбережения, однако в этих документах очень мало нового. В них в основном репродуцируются решения, которые на Западе применялись 10-20-30 лет назад и уже не применяются. Мы же упрямо хотим пройти этот путь след в след. Между тем, есть такое понятие: leap frog – прыжок лягушки. Это значит, что можно перескакивать определенные этапы технологического развития.
Технический потенциал энергосбережения в России – это 45% от того, что мы потребляем, – утверждает Башмаков. – Другими словами, мы могли бы потреблять почти в два раза меньше, если бы пользовались энергией более эффективно. Широко распространен предрассудок, согласно которому “зеленые” решения – очень дорогостоящие. Однако, мы провели ряд исследований, которые показывают, что степень энергоэффективности лишь незначительно влияет на цену различных товаров – от квартиры до холодильника – или совсем не влияет.
Многие в России считают, что мы должны по-прежнему жить за счет продажи энергоносителей. Между тем, согласно расчетам нашего центра, нефти и газа в России хватит примерно до 2030 года. На Западе многие нефтедобывающие компании уже давно вкладывают деньги в развитие обновляемых источников энергии. Конечно, переход к безуглеводородной энергетике имеет определенную цену, но ее нужно сравнивать с суммой, в которую нам обойдется бездействие. Без повышения эффективности использования энергии перспектив устойчивого долгосрочного экономического роста, а, значит, дороги в будущее у России нет».
Николай Морозов,
ИТАР-ТАСС
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ