БАЛТИЙСКИЙ РЕГИОН ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ

Энергетический сектор восточного побережья Балтики– своего рода зеркало, в котором отражаются проблемы и достижения энергетики европейского союза в целом. Тот, кто способен определить потребность в том или ином виде энергии и доставить ее потребителю по оптимальным ценам, – пожинает сегодня плоды успешного труда.
Энергетическая ситуация в трех постсоветских государствах Балтики различна. В Латвии полностью «выбран» ресурс крупнейшей реки региона Даугавы – к существующему каскаду гидроэлектростанций добавить нечего. Эстония, вырабатывая энергию на Нарвской ГЭС и тепловых станциях, получает электричество еще и по энергетическому мосту из Финляндии. При этом эксперты настаивают на строительстве терминала для приемки сжиженного газа. В Литве закрыта атомная станция, построенная еще при СССР. Ведутся разговоры о строительстве новой. Кажется, что Литва находится дальше всех от заветной цели – энергетической независимости.
Как достичь этой цели?
ЗЕЛЕНАЯ, НО НЕВЫГОДНАЯ
«Зеленая» энергия и когенерация (процесс совместной выработки электрической и тепловой энергии) являются наиболее перспективными видами получения энергии. Тем печальнее, что существующая, например, в Латвии система поддержки «зеленой» энергии заработала репутацию «политического бизнеса».
Страна помнит относительно недавнюю историю возведения малых ГЭС, «случайно» принадлежавших супругам очень уважаемых государственных деятелей. Сегодня же практически любое производство энергии с приставки «био» не менее «случайно» связано в Латвии с приближенными к власти бизнесменами. И потому нельзя не согласиться с министром экономики Даниэлем Павлютсом, когда он призывает к реформам и достижению прозрачной системы управления энергетикой.
Министерство экономики представило правительству инициативы, направленные на внедрение новых прозрачных и эффективных стандартов системы поддержки возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и когенерации. Политика ЕС направлена на увеличении доли ВИЭ в общем объеме конечного потребления энергии. Делается это в целях сокращения зависимости от ископаемых ресурсов. Латвия взяла на себя обязательства к 2020 году обеспечить в общем объеме энергопотребления 40% энергии из ВИЭ. «Я убежден, что это важная цель, и мы должны поддерживать производителей альтернативной энергии. Однако нельзя ради статистических показателей жертвовать возможностями для роста народного хозяйства и улучшения благосостояния жителей. Мы не можем допустить, чтобы под прикрытием движения к условной евросоюзной цели в Латвии сохранялась неэффективная и непрозрачная система поддержки, уже создавшая за счет налогоплательщиков новую элиту зеленых спекулянтов», – заявляет министр экономики.
Сегодня для поддержки производителей «зеленой» энергии в Латвии действует принцип обязательной закупки: Latvenergo должно приобретать электроэнергию от ВИЭ и когенерационных производителей по тарифу, значительно превышающему рыночную цену. Возникающую разницу солидарно делят между всеми конечными потребителями, то есть каждым из жителей страны.
Что же делать в такой ситуации? Очевидно, повышать эффективность производства энергии и постепенно отказываться от практики неограниченного по времени дотирования. В Литве и Дании поддержка гарантирована производителям электроэнергии на 10 лет, в Венгрии – на 8 лет, в Эстонии 7-летний льготный тариф предоставляют станциям, работающим на биомассе и гидроэнергических ресурсах. Кроме Латвии в ЕС нет другой страны, которая оказывала бы неограниченную поддержку ВИЭ.
«Я хочу верить, что в 2020 году, оценивая результаты реализации Национального плана развития, мы сможем констатировать, что мечта о зеленой, экономически эффективной и конкурентоспособной Латвии стала реальностью, а не разочарованием», – оптимистично замечает Даниэль Павлютс.
МЕЧ ВИСАГИНАСА
Кроме альтернативных источников получения энергии, есть еще атом. В Литве на повестке дня стоит строительство Висагинской АЭС. Поначалу планировалось, что в ее возведении примут участие и страны-соседи. Но Польша и Эстония деликатно дистанцировались. Позиция же Латвии остается неясной.
Говорят, что Висагинас для Латвии – лакомый кусок. Но убедительных доказательств этого пока никто не представил. Политики и некоторые бизнесмены от политики заявляют, что совладение станцией обеспечит латвийских потребителей дешевой электроэнергией. При этом никто не объясняет, каким образом возможна покупка электроэнергии вопреки рыночной цене. Нет ответа и на вопрос о судьбе использованного ядерного топлива. Где и кто будет хранить его? А гипотетический латвийский миллиард евро, предполагаемый для инвестирования в Висагинскую АЭС, молжет быть использован и по другим назначениям.
«Латвия должна вложить миллиард евро не в литовскую экономику и строительство Висагинской АЭС, а в собственную экономику», – полагает Юрис Савицкис, президент газовой компании “Itera Latvija”. И хотя он представляет интересы конкурирующего газового сектора,
но поддерживает не только строительство АЭС в Висагинасе, но и создание атомных электростанций в Белоруссии и Калининградской области. Однако, по его мнению, Латвии в Висагинском проекте, который будут полностью контролировать литовцы и стратегический партнер, японская корпорация “Hitachi”, нужно ограничить свое участие подачей заявок на различные конкурсы на выполнение работ в ходе реализации проекта.
Висагинская атомная – не просто электростанция. Это большой и выгодный для Литвы проект, который сдвинет с мертвой точки застойную экономику этой страны. «Зная соседей, я нисколько не сомневаюсь, что большинство заказов для нужд АЭС будет выполнено в Литве, что именно литовцы победят в тендерах. Всё, что для АЭС можно произвести в Литве, будет там и произведено. Конечно, турбину в Литве не изготовят, а уран поставят американцы, с которыми сотрудничает “Hitachi”», – констатирует Савицкис. В чьих руках будет контроль над всем проектом? Естественно, в руках литовцев и “Hitachi”. Конечно, Вильнюс заинтересован в латвийском миллиарде евро.. .
Что можно построить на него в Латвии? Например, вместительное газовое хранилище в Добеле. Вкупе со строительством собственного терминала сжиженного газа. Это дорогой инструмент, но он будет латвийским. Можно вложить миллиард в «зеленую» энергетику. И кроме энергетики найдутся отрасли-реципиенты, где требуются инвестиции.
Немаловажно и то, что граждане Литвы не выразили поддержку проекту АЭС на рекомендательном референдуме, состоявшемся вместе с парламентскими выборами. За строительство АЭС проголосовали 34,09% избирателей, против – 62,68%.
ДАВИ НА ГАЗ
Как известно, газа в странах Балтии в промышленном масштабе не обнаружено. Его приходится закупать в России. За семь месяцев 2012 года Латвия импортировала природного газа почти на 400 млн долл., на 24,5% больше, чем за тот же период 2011 года, сообщает центральное статистическое управление страны.
Импортом газа в Латвию занимается компания “Latvijas gāze”, она закачивает газ в Инчукалнское газохранилище и поставляет его латвийским, эстонским, российским и литовским потребителям. В Латвию газ поставляют российские компании «Газпром» и “Itera Latvija”, входящая в международную группу энергопредприятий “Itera”. Только в 2011 году объем поставок составил более 200 млн долл., на 52,2% больше, чем в 2010 году, а прибыль превысила 16 млн долл., что на 60,9% больше предыдущих показателей. Об этом свидетельствует финансовый отчет предприятия.
Министр энергетики Литвы Ярослав Неверович сообщает, что на переговорах с «Газпромом» Литва стремится обеспечить для себя конкурентные цены на газ. Главный инструмент к достижению этой цели – возведение терминала сжиженного газа (ТСГ). Литва хотела бы построить его в Клайпеде, чтобы обеспечивать также потребности Латвии и Эстонии. Латвийские эксперты полагают, что ТСГ выгоднее строить в Латвии. Здесь уже существует развитая инфраструктура в подземном хранилище в Инчукалнсе. Есть и перспективное место для нового газохранилища на границе с Литвой. Согласно некоторым исследованиям, ТСГ может снизить зависимость стран Балтии от «Газпрома» со 100% до 59%.
В споре вокруг ТСГ есть и альтернативные точки зрения. Так, консалтинговая компания Booz&Company полагает, что одинаково выгодно строить его в Эстонии или в Финляндии. Но никак не Литве или Латвии.
СЛАНЕЦ КАК КОНТРАРГУМЕНТ
Как известно, базовая технология получения сланцевого газа позаимствована американцами у нацистской Германии. Лишённая источников нефти Германия научилась делать синтетический бензин из угля.
Для Европы в целом оценки возможных геологических ресурсов сланцевого газа (Shale Gas Resources In-Place) колеблются от 19,4 до 91,4 трлн куб. м. Оценки технически извлекаемых ресурсов колеблются вокруг 15 трлн куб. м. Лишь Управление энергетической информации США придерживается другой точки зрения – 22,6 трлн.
Основные сланцевые бассейны расположены на территории Северной Германии, Франции, Великобритании, Норвегии, Швеции, Польши, Украины и стран Балтии, а технически извлекаемые ресурсы сланцевого газа, по оценкам того же Управления, сосредоточены в Польше (6,6 трлн куб. м.), Франции (6,4), Норвегии (2,9), Украины (1,5), Швеции (1,4), Дании (0,8) и Великобритании (0,7 трлн куб. м).
ОСНОВНЫЕ СЛАНЦЕВЫЕ
И ГАЗОУГОЛЬНЫЕ БАССЕЙНЫ ЕВРОПЫ
Иcходя из подобных оценок, сланцевый газ, который можно добывать рядом с районами потребления при минимальных затратах на транспортировку, в Европе ищут более 40 компаний, в числе которых “Shell”, “Chevron”, “Exxon Mobil”, “Conoco Phillips”, OMV, “Halliburton” и другие гиганты. В Польше, Венгрии, Швеции, Испании, Франции, Англии имеет место настоящий газосланцевый бум, мотивированный надеждой повторения американской сланцевой революции.
Впрочем, слышны и скептические голоса. Как полагает, например, глава британского энергетического регулятора “Office of Gas and Electricity Markets” Алистер Бушанан, добыча сланцевого газа в Европе не будет существенной ранее 2025 года, и лишь к 2030 году объёмы возможной добычи достигнут 15 млрд куб. м. По оценкам ВР, суммарная добыча всех видов нетрадиционного газа (сланцевого, метана угольных пластов и др.) составит в Европе к 2030 году порядка 50 млрд куб. м. Поэтому импортный газ ещё долгое время будет играть главную роль в газоснабжении. По оценкам той же ВР, в 2030 году на него будет приходиться 75% всего газопотребления в ЕС. И более половины (почти 60%) импортного газа будет поступать по трубопроводам.
Латвийские ученые в целом весьма скептически относятся к перспективам добычи сланцевого газа в Латвии. Но некоторые политики обещают «освободить Европу» от российского природного газа именно за счет этого латвийского сланцевого газа.
Как пишет латвийский геолог доктор Людмила Картунова, в недрах Латвии есть почти вся таблица Менделеева. Но недра эти, как, впрочем, и в большинстве европейских стран, устроены существенно иначе, чем в Северной Америке. И потому за некоторыми полезными ископаемыми дешевле летать на Луну, чем добывать их дома.
ЛУЧШЕ БЕЗ СЕНСАЦИЙ
К 2030 году половину произведенной в Латвии энергии планируется производить из возобновляемых ресурсов. «Сейчас в Латвии из рапса и зерновых производится биотопливо первого поколения, какое-то время это производство продолжится, однако эти продукты не удовлетворяют критериям долгосрочности. К 2030 году будет осуществлен переход к производству биотоплива второго, а возможно, даже третьего поколения. Уже в 2017 году в Латвии может появиться завод по производству биотоплива из древесины», – сообщил госсекретарь Минэкономики Латвии Юрис Пуце.
Рапсовое масло, из которого сегодня пытаются получить биотопливо, при хорошей очистке вполне пригодно для употребления в пищу, хотя, конечно, на любителя. К сожалению, в Латвии сегодня больше половины полей всё еще засевается этим красивым, но очень вредным для сельского хозяйства растением…
Что же делать странам Балтийского региона, чтобы обеспечить свою энергетическую самостоятельность? Как минимум, не надеяться на сенсационные решения.
Например, “Latvenergo” до 2021 года планирует провести реконструкцию каскада Даугавских ГЭС, заменив все 23 агрегата с целью увеличения их мощности. К настоящему времени реконструированы восемь из десяти гидроагрегатов Плявиньской ГЭС и четыре из семи гидроагрегатов Кегумской ГЭС. Общие затраты на проект составят свыше 200 млн долл. Но эти затраты вернутся сторицей.
Перспективу снижения тарифов открывают строительство трех атомных станций – для нашего региона явный перебор.На морском побережье перспективны ветрогенераторы.
Что еще? Остаются леса и болота, дрова и торф. Но дровами регион не согреешь…
Валерий Зайцев, Валерий Горбов, специально для «Янтарного моста»
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2013. № 1 (9)

Яндекс.Метрика