ВИЛЬЯ САВИСААР-ТООМАСТ НЕ ЖАЛЕЕТ О ПРОШЛОМ И БОЛЬШЕ ДУМАЕТ О БУДУЩЕМ

tomasДепутат Европарламента Вилья Сависаар-Тоомаст — известный эстонский политик. Долгие годы ее имя было связано с именем лидера Центристской партии мэра Таллина Эдгара Сависаара. Однако утверждение, что большая популярность у избирателей была обеспечена исключительно ее семеным положением, было бы искажением истины. Жизнь политика протекает на виду у всех. Личная жизнь — в том числе. И когда стало очевидно, что их брак трещит по швам, авторитет официальной супруги мэра в обществе ничуть не пошатнулся: Вилья вела себя весьма достойно в, скажем так, не самых приятных для нее ситуациях.
Став в 2009 году депутатом Европарламента, она через пару лет вышла замуж за оперного певца, преподавателя вокала в Эстонской музыкальной академии Таймо Тоомаста, а в апреле 2012 года покинула ряды Центристской партии. Вместе с ней о своем выходе из партии заявил и ряд видных центристов. Её решение баллотироваться на сентябрьскихимуниципальных выборах от правящей Реформистской партии стало невиданным прецедентом в эстонской топ-политике. В дипломатических кругах даже не исключали, что бывшая жена и соратница лидера крупнейшей оппозиционной партии и нынешнего мэра Таллина бросила вызов бывшему мужу и бывшей партии…
ЖЕНЩИН В ПОЛИТИКЕ ДОЛЖНО БЫТЬ БОЛЬШЕ
Вы по образованию психолог, но свою жизнь связали с политикой. Этим выбором Вы как бы опровергли распространенное в те времена мнение, что женщина и политика — «вещи несовместные».
Я так не считаю. Люди приходят в политику, потому что чувствуют, что могут быть полезны обществу. Мне кажется, что это стремление не определяется принадлежностью к полу. Но если вопрос поставлен таким образом, то, по моему глубокому убеждению, женщин в политике должно быть больше.
Больше, чем мужчин?
Больше, чем есть сегодня. Многие сложности в нашей жизни (и в политике в том числе) зачастую возникают от того, что люди плохо слышат друга, иной раз просто не понимают, чего хочет другой человек. А от этого смещается понимание того, что действительно первостепенно, а что можно на время отложить. Женщины раньше взрослеют, большинству из нас смолоду приходится брать на себя ответственность – за воспитание детей, за семью, за свой дом. Для женщины это естественное состояние, она не считает свои повседневные, обыденные заботы тяжким бременем, поэтому всюду успевает и прекрасно со сем справляется. При этом она ещё работает, проявляя себя в любом деле ничуть не хуже мужчины.
Как показывает история, женщины сыграли в
ней немаловажную роль. Эта роль может быть самой разной: можно быть Жанной д’Арк, а можно быть женой своего мужа, став ему хорошей опорой в государственном деле. Последнее, кстати, было в моей жизни – я была помощником своего мужа, и это тоже была моя работа.
Но главное, на мой взгляд, – продолжает Вилья Сависаар-Тоомаст, – женщины лучше умеют договариваться. Не просто целеустремленно искать выход из, казалось бы, тупиковой ситуации и нащупывать верное решение, но – находить консенсус со своим оппонентом. Политику это умение крайне необходимо. И в этом смысле у меня большой опыт, который дала мне работа на разных уровнях – в столице, где я была старейшиной двух районов Таллина, в Рийгикогу и в Европарламенте. Мне есть с чем сравнивать.
Чем Вы занимаетесь в Европарламенте?
Работаю в двух комиссиях – в транспортной, приоритеты которой – вопросы увеличения финансирования проектов по модернизации и развитию транспортной инфраструктуры Евросоюза, и в комиссии по региональному развитию. Много занималась разработкой Регламента Европарламента об установлении общих правил в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса.
Совместный проект обеих комиссий, в которых я работаю, – проект железной дороги с европейской «узкой» колеей, которая соединит страны Балтии, Восточную и Западную Европу. Мы обеспечили очень выгодное для Эстонии финансирование этого проекта – до 85 процентов из средств Евросоюза и только 15 процентов из бюджета трех балтийских стран. Подготовительные работы уже начались, финансирование откроется в 2016 году, строительство будет продолжаться около семи лет, обеспечив Эстонии большое количество рабочих мест. А пассажиры смогут отправляться из Таллина в Варшаву через Пярну, Ригу и Каунас на скоростном экспрессе. Но при этом у нас останется и нынешняя «широкая» колея – через Тарту и Валга на Ригу.
СТОП-КАДР.
Видимо, стоит напомнить, что когда Эдгар Сависаар был министром внутренних дел, Полиция безопасности провела обыск в частном детективном бюро SIA. Во время обыска были найдены сделанные во время формирования правительства записи телефонных разговоров ряда ведущих политиков. Подозрение пало на Сависаара. Разгорелся скандал, который, с легкой руки президента Леннарта Мери, назвали «эстонским Уотергейтом». Вина Сависаара не была доказана. Всех устроило объяснение его помощницы: Вилья сразу взяла всю вину на себя, дескать, она делала записи по собственной инициативе, не ставя министра в известность.
СТОП-КАДР.
Rail Baltica – проект строительства скоростной железнодорожной магистрали, соединяющий страны Балтии и Западную Европу. Один из приоритетных проектов Евросоюза, реализуется с 2007 года в рамках программы TEN-T (Trans-European Transport Network, Трансъевропейская транспортная сеть). Предусматривает строительство скоростной линии протяженностью 1142 км, которая соединит Таллин и Варшаву и пройдет через Пярну, Ригу, Елгаву, Шауляй и Каунас.
Дальнейшее развитие проекта предполагает строительство тоннеля под Балтийским морем из Таллина в Хельсинки, строительство параллельной линии из Таллина до границы с Польшей (г. Мариямполе), которая пройдет через Тарту, Паневежис и Вильнюс, а также соединение скоростной линией Варшавы с Берлином.
Строительство скоростных железнодорожных магистралей, помимо решения транспортных проблем, подпадает и под программу Европейского союза по снижению выбросов диоксида углерода от транспортных средств на 60% в течение следующих 40 лет. Для решения данной задачи предлагается заменить авиарейсы на коротких расстояниях на скоростные поезда.
Скептики сомневаются в потенциале окупаемости Rail Baltica: на сегодняшний день поток северо-южных перевозок достаточно скромен. Однако можно предположить, что если путь Таллин – Рига станет быстрее и дешевле, чем путь в Хельсинки, то и перевозки станут расти. Ведь сейчас по морю движется из Таллина в Хельсинки и обратно свыше семи миллионов пассажиров в год.
ПОДСЧИТЫВАТЬ ПОТЕРИ –
БЕСПЕРСПЕКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ
Сравнительно недавно Вы во второй раз вышли замуж…
И бесконечно счастлива в этом браке.
Какие чувства вызывает у Вас имя Эдгара Сависаара?
Человеческая жизнь складывается из многих моментов. И у политика, замечу, тоже. У нас прекрасное прошлое, которым мы оба дорожим. Мы были соратниками, мы понимали друг друга. Мы вырастили дочь, которую оба очень любим и гордимся ею. Но наш брак себя исчерпал.
Уверена, многие женщины, которые в своей жизни прошли через развод, меня поймут. Это случается в любой семье, не только у политиков. Иной раз просто трудно общаться, даже встречаться лицом к лицу. Потому что, хотим мы этого или не хотим, наслаиваются личные отношения. Помимо нашей воли, возникает напряженность, которая мешает не только двоим – она мешает делу. По этой причине рухнул не один семейный бизнес. А тут – дело глобальное, и работать вместе в рамках Центристской партии представлялось затруднительным.
Я многое потеряла с распадом этого брака. Но скорбно подсчитывать потери – бесперспективное занятие. Приятно, что с детьми Сависаара у нас сохранились добрые отношения. Его старшая дочь Мария работает в Брюсселе, мы часто видимся. Когда к ней приезжали братья, вместе пошли ужинать. И на эту встречу приехала Росина, наша общая дочь. От того, что мы с Эдгаром больше не муж и жена, у Росины не стало меньше сестер и братьев. Напротив, их стало больше, потому что прибавились дети Таймо, моего нынешнего мужа. Летом наш дом полон детей. Это не важно, что все уже выросли – для родителей они всегда дети.
Признаться откровенно, я перестала бы себя уважать, если бы меня надломил развод с Сависааром. И меньше всего хотела, чтобы моя жизнь в политике закончилась вместе с этим браком.
СТОП-КАДР. Во время осенней предвыборной кампании в муниципальные органы власти Вилье Сависаар-Тоомаст указали на её место в «рабочем строю». Жители района Пыхья-Таллинн, где она баллотировалась, обнаружили в своих почтовых ящиках анонимное письмо, в котором избирателей призывали не голосовать за кандидата Партии реформ Вилью Сависаар-Тоомаст. В письме сообщалось, что Сависаар-Тоомаст после развода не отказалась от фамилии первого мужа (Эдгара Сависаара) лишь для того, чтобы «обмануть и мошенническим путем вынудить проголосовать за Партию реформ и Ансипа».
«Вилья Сависаар-Тоомаст предала своих избирателей и Центристскую партию. Если ты проголосуешь за нее, она обманет и тебя», – говорилось в письме. В ответ бывшая супруга Сависаара заметила в социальной сети Facebook, что не может стереть 13 лет своей жизни, что считает себя вправе самостоятельно решать, когда отказаться от второй фамилии, и не сделает это только потому, что кто-то этого требует. «Как вы думаете, это честная и справедливая предвыборная кампания в Пыхья-Таллинн? […] Я потеряла дар речи, видя, насколько далеко могут пойти некоторые ради власти», – прокомментировала она предвыборную листовку.
Количеству набранных ею голосов могли позавидовать самые преданные делу своего лидера центристы.
Участвуя в муниципальных выборах, Вы, видимо, набирали голоса для Партии реформ? Ведь для того, чтобы работать в Городском собрании Таллина, Вам пришлось бы оставить свою работу в Европарламенте.
Нынешний состав Европарламента закончит свою работу в 2014 году. До этого времени я, безусловно, буду работать там, поскольку закон не разрешает работать в двух местах. И потом, у меня в Европарламенте есть дела, которые необходимо завершить. Но по истечении срока, конечно, я готова работать в Таллинском городском собрании.
Как Вы оцениваете политические итоги этих выборов?
В общих чертах, можно утверждать, что они не принесли существенных изменений в политической жизни Эстонии. Все партии надеялись на больший успех, а в действительности новые голоса выиграли только социал-демократы и национально-консервативная партия Союз Отечества и Res Publica, хотя и им предрекали лучший результат.
Позитивно то, что по всей Эстонии в выборах приняли участие много гражданских сообществ и избирательных союзов. И, несмотря на то, что они не добились успеха в Таллине, в общем, это хороший показатель гражданской инициативы и активности. Хотя, конечно, в интересах развития эстонской демократии, прежде всего, важны сильные демократические партии.
Результат прошедших осенью муниципальных выборов пока не позволяет предсказать возможный исход ни весенних выборов в Европарламент, ни выборов в парламент Эстонии, которые состоятся весной 2014 года. Разница показателей популярности партий и их поддержки избирателями настолько мала, что даже с примерной точностью не позволяет говорить о новых коалициях и возможных победителях. Будущие результаты непредсказуемы еще и потому, что, как известно, в следующих выборах будут участвовать новые избиратели.
Что же касается русских и русскоязычных избирателей, то, конечно, радует, что есть Центристская партия, которой они доверяют. Но, видимо, стоит подумать и о том, что нынешний лидер не вечен, а вероятность распада партии в случае его смены очень велика. Мне кажется, если бы русские перестали доверять исключительно одной политической силе, это было бы, прежде всего, в их интересах. Но в любом случае, делая свой выбор перед избирательной урной, гораздо разумнее основываться на своих взглядах на жизнь. Лично я никогда не поддерживала партии, основанные исключительно на национальных принципах.
ОПЫТ ТОЛЕРАНТНОСТИ: РАБОТАТЬ ПРОДУКТИВНО И СООБЩА
Ваше отношение к русскому вопросу?
Я бы не стала его выделять. Работая старейшиной многонационального района Пыхья-Таллинн, никогда не делила своих избирателей по национальному признаку. Но замечу: русские чаще обращались в управу за помощью, чем эстонцы, по самым разным проблемам – квартирным, финансовым и многим другим.
Помощь нужно оказывать тем, кто в ней нуждается.
Сегодня в Эстонии мы наблюдаем противостояние между городом и государством в вопросе русской школы. Как мне кажется, русская школа стала жертвой этой политической борьбы. Если бы я принимала решения на государственном уровне, быть может, нашла более продуктивное и разумное решение. Но ситуация сложилась так, как сложилась: принят закон (кстати, не сегодня и не вчера, а в 1993 году), и его надо исполнять. Но опять же – надо договариваться, а не заниматься политическими спекуляциями в ущерб образованию наших детей.
Работа в Европарламенте дала мне большой опыт толерантности. Там мы говорим на 23 языках и все друг друга понимаем. А когда возникают сложности на уровне языка, приглашаем переводчика. Одним словом, для меня не имеет никакого значения, кто по национальности человек, с которым я работаю. Главное – работать продуктивно и сообща. И сегодня взгляд со стороны помогает мне более отчетливо видеть какие-то перекосы и подсказывает, как лучше их устранить.
У Эстонии замечательно сложились культурные отношения с восточным соседом. Постоянно укрепляются экономические связи между двумя странами. Однако политическая картина, скажем так, не столь радужна. Ваше мнение на сей счет?
Мне очень жаль, что у Эстонии и России нет тесных контактов на политическом уровне. Отсутствие этих отношений, безусловно, очень важных для безопасности Эстонии, понятно и объяснимо. Но я не вижу перспективы быстрого улучшения эстонско-российских политических отношений. Мне кажется, и подписание пограничного договора в этом смысле мало что изменит. То же самое можно сказать и об отношениях между Евросоюзом и Россией.
Элла Аграновская специально для «Янтарного моста»

Яндекс.Метрика