ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ ГАЗОПРОВОДА
«СЕВЕРНЫЙ ПОТОК» – В СТРОЮ
Один знакомый бизнесмен с душой поэта назвал «Норд стрим» «Газовым Гольфстримом» из России. «Знаменитое морское течение Гольфстрим согревает Европу с запада, а „Норд стрим“ начал приносить тепло на континент по морю с востока. Ну чем не Гольфстрим?»,– спросил он меня. Пришлось согласиться.
8 ноября вступила в строй первая очередь газопровода «Северный поток», соединившая РФ и ФРГ по дну Балтийского моря. Тем самым открыт новый этап в энергетическом сотрудничестве не только между Россией и Германией, но и между Россией и Европейским Союзом в целом.
Торжественная церемония открытия уникального транспортного коридора прошла в старинном германском городке Любмин, где располагается береговой терминал для приема российского газа. На нее собрались сотни гостей, в том числе самые высокие представители ряда европейских государств, деловых кругов, общественности.
Под лучами сияющего солнца, бликами вспышек фотокамер и под аплодисменты собравшихся президент России Дмитрий Медведев, федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель совместно с премьер–министрами Нидерландов Марком Рютте и Франции Франсуа Фийоном – стран, чьи энергетические компании являются акционерами компании «Норд стрим», и еврокомиссаром по энергетике Гюнтером Эттингером, а также руководителями компаний–акционеров «Северного потока» – «Газпромом», БАСФ/«Вин- терсхалл» и «Э.ОН – Рургаз», голландской компанией «Газюни» и французской «ГДФ-Суэц» – повернули газовый вентиль, открыв путь «голубому топливу» из Сибири в Европу. Многие граждане государств ЕС вздохнули с надеждой: этой, а также и в последующие зимы они, вне зависимости от капризов погоды и руководства транзитных стран, смогут жить спокойно – в домах и на работе будет тепло и светло. Проектируемая мощность газопровода – 55 млрд кубометров газа в год (каждая нитка по 27,5 млрд кубометров), чего достаточно для обеспечения 26 млн домашних хозяйств.
Проект магистрального газопровода по дну Балтийского моря представляет собой принципиально новый механизм доставки «голубого топлива» из России в Евросоюз. До этого оно поступало только по магистральным веткам на суше, проложенным по территориям Украины и Белоруссии. Теперь же газ будет идти без участия стран–транзитеров, что прежде всего повышает надежность поставок. Никакие случавшиеся в прошлом разногласия между государствами, никакие раздоры теперь не в состоянии воспрепятствовать бесперебойному поступлению газа к потребителю.
Газопроводом управляет компания «Nord Stream», 51% акций которой принадлежит «Газпрому», 15,5% – компании «Винтерсхалл» (дочернее подразделение немецкой BASF), еще 15,5% – немецкой E.On Ruhrgas и по 9% – голландской Gasunie и французской GDF Suez.
Проект недешевый – 7,4 млрд евро. Для прокладки магистралей потребовалось в общей сложности около 200 тыс. труб из высококачественной стали весом 12 тонн каждая. Они закупались в Германии, России и Японии и обошлись примерно в три миллиарда евро. Около двух миллиардов было затрачено на саму прокладку и бетонирование газопровода, которые осуществлялись с помощью трех специализированных судов.
Сырьевая база «Северного потока» – Южно- Русское и Штокмановское месторождения.
Сухопутную российскую часть построил «Газпром». Для соединения с Единой системой газоснабжения России по территории Вологодской и Ленинградской областей был проложен газопровод Грязовец-Выборг (917 км). Строительство, начавшееся 9 декабря 2005 года, было завершено в конце 2010 года. Морской участок, включающий две нитки по 1224 км, был сооружен компанией «Норд стрим», учрежденной в ноябре 2005 года. Штаб-квартира компании находится в г. Цуг (Швейцария), ее филиал – в Москве. Управляющий директор – Маттиас Варниг, председатель комитета акционеров – Герхард Шрёдер.
Первые лица государств и бизнес-лидеры признали«Северный поток» новым надежным звеном в долгосрочном энергетическом партнерстве России и ЕС.
«СЕВЕРНЫЙ ПОТОК»
ВЫГОДЕН ВСЕМ ПАРТНЕРАМ
Запуск газопровода «Северный поток» будет способствовать укреплению режима безопасности в Европе, включая энергетическую безопасность, заявил президент России Дмитрий Медведев на торжественной церемонии. «Это долгожданное событие, которое знаменует укрепление отношений между Россией и ЕС».
«Экономически этому сотрудничеству альтернативы нет и быть не может», – убежден Медведев. «Оно взаимовыгодно и носит долгосрочный характер», – подчеркнул президент, поздравив всех участников церемонии с запуском «Северного потока».
В ближайшие годы с запуском второй очереди объем поставляемого газа достигнет 55 млрд кубометров в год. «Рассчитываем, что экономика ЕС сможет преодолеть все трудности текущего периода, перейти к уверенному росту, и тогда, по прогнозам экспертов, ежегодные дополнительные потребности в газе могут увеличиться до 200 млрд куб м газа в год, – заявил Д.Медведев. – Проект позволит обеспечить бесперебойное снабжение газом и сделать жизнь миллионов людей комфортнее».
«Северный поток» – «стратегический проект сотрудничества между Россией и Евросоюзом, который будет способствовать безопасному энергоснабжению Европы, – согласилась канцлер ФРГ Ангела Меркель. – Это крупнейший проект нашего времени. При его сооружении были выполнены самые высокие стандарты. И всё это было сделано за удивительно короткий срок».
«Россия является самым крупным партнером ЕС в области энергетики, – подчеркнула Меркель. – Со стороны Европы есть стабильный спрос на энергоносители, так как они являются очень важным условием для экономического развития нашего континента». «От „Северного потока“ все получают одинаковую выгоду – и Россия, и страны-потребители газа», – констатировала канцлер.
«Запуск трубопровода придаст дополнительный импульс развитию энергетического сотрудничества России с Евросоюзом, – отметил помощник президента РФ Сергей Приходько. – Это, безусловно, важнейший энергетический проект, который обеспечит, как мы надеемся, не только растущие потребности наших партнеров из ЕС, но и даст толчок интенсификации сотрудничества в энергетической области в целом. Это реальная демонстрация важнейшей работы по диверсификации поставок газа в страны Евросоюза».
Германский партнер, председатель Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес назвал пуск первой очереди «Норд стрим» важной вехой для германо-российских отношений и европейского сотрудничества.
НО ДОВОЛЬНЫ НЕ ВСЕ
Реализация проекта вызвала и протестные реакции. Прежде всего со стороны государств– транзитеров российского газа, которые с запуском «Северного потока» фактически лишаются монопольного статуса посредника с возможностью диктовать свои условия стране-поставщику.
Глава российского правительства Владимир Путин заявил, что с запуском газопровода Украина теряет эксклюзивное положение транзитера. «Украина – наш давний, традиционный партнер».
Примечательно, что обострились дискуссии о применении так называемого «третьего энергопакета ЕС», согласно которому продавцы газа и электричества не должны владеть транспортными сетями, так как это приводит к искусственному взвинчиванию цен. Нормы документа де-юре требуют отчуждения «Северного потока» у «Газпрома». «Для нас главное, чтобы от имплементации соответствующей резолюции Еврокомиссии не возникало каких-либо отрицательных эффектов для российских инвесторов и для европейских граждан», – отреагировал Дмитрий Медведев.
А Владимир Путин предупредил, что третий энергопакет может «аукнуться» повышением цен для самих европейцев. По его словам, при «механическом» следовании принципам борьбы с монополизмом могут появиться посредники, которые постараются просто «наварить» на поставках сырья, и стоимость конечного продукта для потребителей существенно увеличится. «При всех благих намерениях, он порождает серьезные риски в энергетическом хозяйстве Европы, подрывает желание инвесторов вкладывать средства в новые проекты, в результате через несколько лет вместо конкурентного рынка мы можем получить обветшавшую инфраструктуру, дефицит энергоресурсов, а значит – и высокие цены для европейских потребителей», – пояснил он.
И ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ…
Из Германии газ может быть транспортирован в Нидерланды, Бельгию, Великобританию, Францию и другие страны по двум трубопроводам-отводам.
Из Копенгагена, например, сообщили, что российское «голубое топливо» впервые поступит в Данию. Это – важная веха в развитии как датской энергетики, так и российско-датского экономического взаимодействия, заметил исполнительный вице-президент датской энергетической компании «ДОНГ Энерджи» Курт Блигор Педерсен, который принял участие в церемонии открытия магистрали в Любмине. В 2012–2030 годы «ДОНГ Энерджи» будет получать от«Газпрома» более 2 млрд кубометров газа ежегодно. «„Газпром“ – надежный поставщик сырья на западноевропейские рынки уже более 30 лет, – подчеркнул он. – Такого же мнения придерживаются мои коллеги из ЭНИ, „Газ де Франс“, „Рургаз“ и многих других компаний. В течение многих лет Дания самостоятельно обеспечивала себя энергоносителями, благодаря ресурсам в Северном море. Эти запасы, однако, подходят к концу, и страна вскоре будет вынуждена импортировать газ. Никто точно не знает, когда это произойдет, но „ДОНГ Энерджи“ должна быть готова к этому моменту и обладать необходимыми резервами, чтобы обеспечить бесперебойные поставки».
Этот газ предназначен как для клиентов в самой Дании, так и для датских рынков в Северной Европе.
ШРЁДЕР: У РОССИИ ЕСТЬ
АЛЬТЕРНАТИВА, У ЕВРОПЫ – НЕТ
Решение о строительстве новых веток «Северного потока» должны принять акционеры, о государственных дотациях речь не идет. Об этом заявил председатель совета директоров компании «Норд стрим» Герхард Шрёдер. «Сейчас у нас есть по крайней мере две линии. На вопрос, будут ли проложены третья или даже четвертая ветка трубопровода, должны отвечать европейские акционеры. С одной стороны, российский „Газпром“, а с другой – голландский „Gasunie“, французский GDF SUEZ, а также две немецкие фирмы – BASF Wintershall и Э.ON. Если они решат строить третий и четвертый трубопроводы, которые будут финансироваться частным образом – о государственных дотациях речь не идет, – тогда это возможно. Но решатся ли они на это, я не знаю», – признал Г.Шрёдер. «Германия и все другие страны ЕС нуждаются в газе, чтобы разумно реформировать свою энергетическую политику. А Россия должна продавать газ, чтобы поддерживать дееспособный бюджет, так что есть двусторонняя зависимость, и это хорошо. Было бы здорово, если бы европейцы начали вкладывать средства в Россию, это хорошая рыночная экономика», – заявил он.
«Российское правительство явно проевропейское, но Европе нельзя постоянно отталкивать русских, это удар по их гордости, – подчеркнул Г.Шрёдер. – И надо понимать, что у России есть альтернатива, а именно: азиатское направление, у Европы такой альтернативы нет. Геополитическое значение Европы будет расти, только если удастся с одной стороны вести тесное сотрудничество с Россией, а с другой – принять Турцию в Европейский Союз. Вот это здравая стратегия, ориентированная на будущее».
Председатель совета директоров „Nord Stream“ заявил, что «Россия и в советское время была исключительно надежным поставщиком, и беспокоиться о том, что это изменится, не стоит».
С ЭКОЛОГИЕЙ НА СУШЕ
И НА МОРЕ ВСЕ В ПОРЯДКЕ
Чтобы избежать ущерба экологически чувствительным районам, подводный маршрут корректировался в течение нескольких лет, были учтены места захоронения боеприпасов времен Второй мировой войны, другие особые зоны. Компания «Норд стрим» провела оценку воздействия газопровода на окружающую среду. Это самое подробное экологическое исследование, которое когда-либо делалось в мире, его стоимость – 100 млн евро (процесс регулируется международной конвенцией, принятой в 1991 году в г. Эспо, Финляндия, и национальными законодательствами затрагиваемых проектом стран). Поскольку газопровод проходит через эксклюзивные экономические зоны и территориальные воды пяти государств (Россия, Финляндия, Швеция, Дания и ФРГ), компания «Норд стрим» представила результаты исследований соответствующим государственным органам этих стран. Разрешения на начало подводных работ были выданы в октябре-декабре 2009 года. В международных консультациях также приняли участие Польша, Литва, Латвия и Эстония.
Действует система постоянного экологического контроля, ежедневно снимаются показатели по 16 позициям по всему маршруту. Ежеквартальные отчеты отправляются в экологические службы стран, по территории которых проходит трубопровод.
Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер подчеркнул, что проект «отвечает всем требованиям экологии».
«Являясь представителем Нидерландов, я горжусь тем, что „Газюни“ внесла большой вклад в реализацию данного проекта, поскольку будущее за газом», – продолжил премьер-министр этой страны Марк Рютте. Он отметил, что по сравнению с другими энергоресурсами газ является чистым и экономичным источником энергии.
КАК КУРОРТ СТАЛ
СТРАТЕГИЧЕСКИМ ЦЕНТРОМ
Городок Любмин (федеральная земля Мекленбург – Передняя Померания) на Балтийском побережье стал стратегически важным центром в отношениях между Россией и Евросоюзом.
Любмин был основан в XIII столетии, первое упоминание о нем относится к 1271 году. Название города имеет славянские корни, что связано, по всей видимости, со славянскими племенами, населявшими в далекие времена эту местность.
Известно, что в 1309 году герцог Померании Богуслав IV передал Любмин во владение Эльденскому монастырю. В ходе Тридцатилетней войны (1618–1648), затронувшей в той или иной степени почти все европейские государства и опустошившей большую часть Померании, Любмин перешел под власть Швеции. Некоторые народные обычаи и по сей день напоминают о шведском периоде в истории города. Шведы измерили свои новые территории, составленные ими карты Померании дали историкам представление о расположении и размерах ее населенных пунктов, а также о социальных отношениях в регионе.
Во время наполеоновских войн Шведская Померания была оккупирована Францией. После поражения Наполеона по решению Венского конгресса в 1815 году Любмин отошел к Пруссии.
Уже в середине XIX века здесь активно развивается туризм, а в 1886 году Любмин стал официально называться морским курортом. Наплыву в живописный регион отдыхающих способствовало развитие инфраструктуры, в частности строительство в 1895 году железной дороги Грайфсвальд – Любмин – Вольгаст.
Сегодня Любмин, насчитывающий всего две тысячи жителей, – современный морской курорт с отелями и ресторанами, 350-метровым пирсом, песочным пляжем длиной около 5 километров и хорошо развитой инфраструктурой. По утверждению городских властей, Любмин является «прекрасным местом для жизни, работы и отдыха».
А вторая очередь газопровода «Северный поток» может быть запущена раньше проектного срока. Об этом заявил председатель правительства РФ Владимир Путин на встрече с членами Восточного комитета германской экономики в Москве через некоторое время после запуска первой.
В 1978 году мне посчастливилось в группе журналистов отправиться на ледоколе «Сибирь» на полуостров Ямал. На грузовых теплоходах, которые вел за собой сквозь льды только что построенный в Ленинграде атомоход, везли стальные трубы и другое оборудование для будущих газопроводов. Строители торопились, нужно было быстрее начинать прокладку газопроводов, чтобы погнать по ним голубое топливо из Сибири в центральные регионы и дальше на запад. Торопили и моряков, поэтому они не стали ждать лета и начали поход из Мурманска на восток в феврале, практически в полярную ночь. Так рано в Арктику никто не выходил. Настроение у всех, несмотря на затаенные опасения, было приподнятое, патриотическое – Родина сказала «Надо!».
В старых репортерских блокнотах я нашла напутствие тогдашнего министра морского флота СССР Т.Б.Гуженко. «Начинается большое, просто-таки грандиозное дело. Запомните этот поход, потом будете гордиться», – сказал мне в интервью перед рейсом Тимофей Борисович. И добавил: «Как моряк чувствую, что дело сухопутным трубопроводом не ограничится, потянут его со временем и по морскому дну». Как в воду глядел.
Газовая промышленность сначала базировалась в Европейской части СССР и Средней Азии. Но с середины 1960-х годов эти регионы уже не обеспечивали рост добычи. В 1962 году было открыто Тазовское месторождение – первая газовая кладовая в Ямало-Ненецком АО, потом Медвежье. В 1966 году – Уренгой с запасами в 9,9 трлн куб. м (самое крупное тогда месторождение в мире), который с середины 1980-х и до начала 1990-х годов давал половину газа СССР.
Поначалу руководство отрасли не было готово к походу в Западную Сибирь – считали, что северный газ слишком дорогой во всех отношениях. Двинуться на Север заставил первый нефтяной кризис 1977–1978 годов, когда в Сибири упала добыча нефти. Стали разрабатывать западносибирские газовые гиганты и строить магистральные газопроводы.
На международной конференции «Полуостров Ямал: нефтегазовые перспективы», которая прошла в октябре нынешнего года в Москве, обсуждалось комплексное освоение полуострова Ямал как часть Арктической программы России, как технологический вызов для всей российской нефтегазовой промышленности, возможность для инновационного скачка в нефтяной, газовой и смежных отраслях. Одной из ключевых тем была – «Полуостров Ямал и прилегающие акватории – плацдарм для освоения нефтегазовых ресурсов российской Арктики».
Галина Сергеева, при информационной поддержке пресс–службы Nord–Stream
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2011. № 4