ИСЧЕЗНУВШИЙ КОНСУЛ ОСКАР ВИЗЕЛЬ, РУССКИЙ ДИПЛОМАТ И ЭТНОГРАФ К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

talalay

МИХАИЛ ТАЛАЛАЙ
ИСТОРИК, ПУБЛИЦИСТ, ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИНСТИТУТА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ РАН В ИТАЛИИ
Российская история ХХ столетия иногда заставляет вспомнить о «темных веках» Западной Европы. Подчас невозможно найти сведения о судьбах истинных героев культуры, которые в других странах имели бы по себе монографии, памятники, посмертные чествования. Так и в случае с Визелем.
Оскар Визель — верный слуга России, дипломат и ученый, исследователь Скандинавии, коллекционер, основатель саамской коллекции в Российском этнографическом музее в Петербурге. Не имеется почти никаких сведений о его жизни после революции 1917 года. Не знают о его судьбе ни скандинависты, ни этнографы, ни «эмигрантоведы», ни даже родные. Куда он уехал, чем занимался в эмиграции, когда и где скончался?..
Оскар Оскарович Визель родился 20 августа 1864 года в Петербурге в семье русских немцев – тех немцев, над которыми подшучивали, которым завидовали, которых избивали в 1914-м и ссылали в 1941-м, но которые сделали так много для своей суровой родины. Отец его, Оскар-Зигизмунд с русифицированным отчеством «Борисович» (Бернардович), служил по финансовой части. Скрупулезный и бескорыстный труженик, он завоевал доверие царского двора и не раз выезжал в зарубежные командировки ради деликатных денежных поручений. Мать – Мари-Кристина (на русский манер – Мария Францевна) Пуантэн, француженка из семьи русофилов, сотрудничавших с Россией. Ее отец отличился при отливке иконостаса для Казанского собора, исполненного из серебра, которое казаки отбили у тех же французов в наполеоновские войны.
Юный Оскар учился в Петербурге в престижной Второй гимназии и окончил ее с отличием. Получив высшее юридическое образование, он поступил на дипломатическую судьбу и прошел все ступеньки карьеры: от вице-консула – до генерального консула и от титулярного советника – до действительного статского.
На дипломатическое поприще Оскар Оскарович вступил в Германии, где пробыл пять лет. Затем, с 1901 года, Норвегия, где он представлял империю в течение двенадцати лет. Здесь проявились его задатки ученого – политолога и этнографа. Визель прибыл в Норвегию еще до обретения ею независимости от Швеции. С 1905 года молодое норвежское государство вело активное законотворчество, и он внимательно следил за этим процессом. В 1909 году Второй департамент Министерства иностранных дел России опубликовал составленный Визелем «Сборник Норвежских узаконений, касающихся торговли и промыслов русских подданных в Северной Норвегии». В него вошли сведения о новых норвежских законах, постановления о коммунальных городских сборах, о норвежских метрических мерах и весах, а в качестве приложения – наиболее важные местные законы, касавшиеся российских подданных. За свои дипломатические и научные труды Оскар Визель был награжден орденами Св. Станислава II степени, Св. Анны и другими наградами.
Пребывая преимущественно в северном Хаммерфесте, Визель нередко совершал поездки и на приграничные территории. Подолгу бывал на Шпицбергене – еще до той поры, когда архипелаг отошел к Норвегии. Граница с Россией, проходящая по Паз-реке, была тогда «прозрачной», и в рамках своей «заграничной командировки» дипломат не раз возвращался в пределы Отчизны – на Кольский полуостров.
Увлекшись культурой кольских саамов, дипломат стал скупать у них уникальные предметы обихода. Собрав большую коллекцию, он двумя партиями (общим числом около ста единиц) в 1904 и в 1914 годах передал ее в фонды вновь образованного Этнографического музея в Петербурге (современные коллекции №№ 444 и 445).
Собранная преимущественно на территории Пазрецкого, Сонгельского и Печенгского погостов, коллекция Визеля включает одежду, головные уборы, обувь, украшения, предметы домашнего быта, упряжь, рыболовные принадлежности и даже лодки. В ее составе есть экспонаты, подаренные протоиереем пограничной церкви святых Бориса и Глеба Пазрецкого погоста Константином Щеколдиным. Этот погост, появившийся еще во времена преподобного Трифона Печенгского, стал одним из центров христианского просвещения саамов (лопарей) – отец Константин в 1888 году построил тут одну из первых церковно-приходских школ для местных детей.
В формировании этнографических интересов Оскара Оскаровича и его коллекции большую роль сыграл единственный родной брат дипломата Эмиль Оскарович Визель. В отличие от брата-путешественника, он жил постоянно в Петербурге, где приобрел известность как художник классического направления, а также искусствовед и меценат.
Служба в Норвегии завершилась в 1913 году, когда Визеля командировали в Швейцарию, сначала в Веве, затем в Женеву. В 1917 году, сразу после Февральской революции, его перевели в Италию, в Неаполь. Из материалов досье итальянских секретных служб, следивших за иностранными дипломатами, удалось выяснить причину назначения. Находившийся тогда в Неаполе генеральный консул России Г. Шлейфер, будучи германофилом, делал неосторожные прогерманские заявления. На него донесли, и итальянцы потребовали замены представителя России. Однако последующие революционные события всё изменили, и Шлейфер сохранил до поры свой пост.
Катастрофа России заставила Оскара Визеля остаться в Италии. Так и не вступив полноправно в должность консула в Неаполе, он, вероятно, переехал в Рим. Впрочем, в российском посольстве вакансий тоже не было. Не было и жалования. Но старые дипломаты надеялись на перемены. Надеялся и Визель. Известно, что в 1919 году он являлся членом римского «Союза возрождения России в единении с союзниками». В задачи Союза входили содействие возобновлению связи России с союзниками по Антанте, организация русских эмигрантов для борьбы против «германского и большевицкого засилья».
Однако вскоре Италия признала Советскую Россию, и царских дипломатов лишили их жилищ и мест. Куда уехал из Рима Оскар Визель, когда туда прибыли большевистские представители? Ушел ли в частную жизнь, как это сделали некоторые его коллеги в Италии? Или уехал в Германию, будучи носителем немецкой фамилии и культуры? А может быть, вообще покинул Старый свет, перебравшись за океан? Ответов нет. Возможно, дальнейшее изучение истории русской эмиграции, новые архивные материалы прольют свет на судьбу российского дипломата и ученого. Оскар Визель не заслужил забвения.
Из архива «Янтарного моста»
Эмиль Оскарович Визель (1 марта 1866, Санкт- Петербург – 2 мая 1943, Ленинград), хранитель музея Академии художеств, член совета Эрмитажа и Русского музея, портретист, участник Парижских салонов, организатор выставок. В 1935 году репрессирован и выслан в Казахстан, но спустя три года «помилован», благодаря заступничеству друга семьи, пианиста Владимира Софроницкого. Переписка между двумя братьями после революции 1917 г. оборвалась.
Редакция выражает благодарность
Михаилу Бакунину
за предоставленные материалы.

Яндекс.Метрика