ОХРАНЯЕТСЯ БОГОМ И ГОСУДАРСТВОМ

ГЛАВНОМУ КАТОЛИЧЕСКОМУ ХРАМУ РОССИИ – 100 ЛЕТ
На фасаде Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве – две даты: «1911–2011». Его столетний юбилей пришелся на декабрь нынешнего года. Вековой путь главного католического собора России был и радостным, и тернистым, и в значительной степени показательным для большинства религиозных зданий и общин в нашей стране.
СЕЙ ХРАМ – «ПОИСТИНЕ ЧУДО»
«Храм, столетию которого мы радуемся, есть поистине чудо, дар, приобретенный для нас жертвой наших предков», – сказал на торжественной юбилейной мессе глава католической архиепархии Божией Матери в Москве Павел Пецци. Понять, что стоит за этими словами, помогла фотовыставка, посвященная истории главного католического собора России. Вот некоторые ее вехи. К концу XIX века в Москве было две католических церкви, однако с ростом числа прихожан до 30 тысяч они уже не могли вместить всех желающих, и было принято решение возвести новый филиальный храм.
Когда разрешение на строительство, одобренное самим императором Николаем II, было получено, огромная община московских поляков, а также прихожан других национальностей, в том числе латышей, литовцев, немцев, принялась собирать средства для постройки. Деньги присылали и из-за границы.
В исторических архивах Москвы и Петербурга сохранились документы, рассказывающие о деятельности строительного комитета. Например, акт о покупке за 10 тысяч рублей золотом 10 га земли в районе Малой Грузинской улицы на Пресне, где проживало немало поляков, работавших на Московско-Смоленской (Белорусской) железной дороге. Среди сегодняшних прихожан собора есть их потомки.
Проект храма разработал известный московский зодчий, академик архитектуры Фома Богданович-Дворжецкий, окончивший Петербургскую Академию художеств и преподававший в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Здание было спроектировано в неоготическом стиле – из красного кирпича, с высокими черными крышами, стрельчатыми окнами. Прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстере, а в многогранном куполе использованы мотивы Миланского собора.
Церковь строилась более десяти лет – до 1911 года. Освящение храма состоялось 8 (21) декабря. Об этом торжественном событии сообщили московские и петербургские газеты, в том числе «Русское слово» и «Новое время», а также польские издания. Журналисты отметили «обширные размеры» храма, то, что он «весь в башнях и башенках, с огромными 12-аршинными окнами. Внешний вид крайне внушительный. Высота купола достигает в центре храма 14 саж, высота пределов – 8 саж». Храм с покупкой земли обошелся в 300 000 рублей золотом. (На сегодняшний день это приблизительно 7 400 000$.)
В первые годы советской власти жизнь церковной общины, хоть с трудом и гонениями, продолжалась. Собор действовал до 1937 года, а затем его постигла участь большинства религиозных учреждений: он был закрыт, настоятель репрессирован, имущество расхитили либо уничтожили, а внутри, в грубо перестроенном помещении, расположились посторонние организации.
Ситуация начала меняться в период перестройки. Храм стал мало-помалу возрождаться.
С дозволения московских властей в конце 1990 года прошла Святая Месса на ступенях храма, а в 1991 году архиепископ Тадеуш Кондрусевич издал декрет о восстановлении Римско-католического прихода.
Проектные и реставрационные работы проводили польские фирмы, они же оказали большую финансовую помощь. Материальную поддержку предложили и католики Германии. Новый орган подарил лютеранский собор швейцарского города Базель. Активизировалась церковная и общественная жизнь. В храме были проведены первый Всероссийский Евхаристический конгресс, Библейско–экклезиологический симпозиум с участием других христианских конфессий. Собор стал не только религиозным католическим центром, но и центром межконфессионального общения и культуры.
Сегодня этот уникальный собор находится под защитой государства. На бронзовой доске у его входа выбито: «Памятник архитектуры. Охраняется государством».
ВМЕСТЕ СОХРАНЯТЬ ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ
Альбом, посвященный 100-летию собора, архиепископ Павел Пецци подарил Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу во время их недавней теплой встречи в патриаршей резиденции. Собеседники констатировали «изменение к лучшему православно-католических отношений в России, достижение перелома в этой непростой сфере, налаживание продуктивного диалога для совместного отстаивания христианских ценностей в обществе».
«Вижу изменение к лучшему отношений между людьми, которые принадлежат к православным и католическим общинам в России. Совместными усилиями снято то напряжение, которое существовало в девяностые годы, тот драматизм в отношениях. И сейчас эти отношения выходят на уровень спокойного взаимодействия», – констатировал Патриарх.
Он признал, что «история отношений между православными и католиками, в том числе на территории России, непростая. Но она была тесно связана и во многом определялась политической ситуацией. Церковь на протяжении двух тысячелетий нередко была заложницей этого политического контекста». В частности, это сказалось и на разделении христиан в XI веке. «Хотя, конечно, не только политический фактор сыграл свою роль», – добавил он.
Патриарх высказал сожаление в связи с тем, что в наше время «секулярное, нерелигиозное мышление очень сильно внедряется в сознание человека», весь поток информации «ориентирует на потребление, прибыль, на получение удовольствий, и это без специальной пропаганды, как бы изнутри, разрушает христианскую систему ценностей».
«В сохранении этой системы ценностей сегодня заинтересованы и православная, и католическая церкви. И то, что мы сегодня имеем возможность вместе работать на этом направлении и у нас есть совместный подход ко многим проблемам, является важным для утверждения христианских норм жизни в нашем обществе, фактором и для консолидации российского общества, и для утверждения христианских норм жизни», – уверен Предстоятель. «Поэтому я ценю доброе сотрудничество для достижения целей, которые важны для всех христиан, и надеюсь, что перемены последних лет, которые мы прожили в атмосфере доброго взаимодействия, будут продолжаться и во благо верующих людей и во имя сохранения евангельских ценностей в жизни народов», – подчеркнул Патриарх Кирилл.
Католический иерарх тоже считает, что совместная деятельность всех христиан – и православных, и католиков – может помочь в деле утверждения христианских ценностей.
«Мы можем внести большой вклад в общество, давая совместно свидетельство об этих ценностях», – согласился Павел Пецци.
Архиепископ отметил, что в настоящее время католическая церковь в России работает «в мирном и созидательном духе». Посещая российские города, он встречается с местными властями и с православными епископами и отмечает «благоприятные приемы».
«То, что я вижу, меня, в общем, утешает. Постепенно католическая церковь в России не воспринимается как нечто чужое, а как имеющая свое достоинство и право здесь существовать. Многое зависит от Вас лично, как и от всей Русской православной церкви», – заметил он, обращаясь к патриарху.
Глава архиепархии также высказал надежду на постепенный возврат католикам их храмов в соответствии с законом о передаче имущества религиозного назначения, недавно принятым в России.
В рамках празднования столетия на территории собора открыт памятник знаменитой сестре милосердия матери Терезе. Бронзовая фигура протягивает всем, кто приходит поклониться ей, раскрытые руки. Автор памятника московский скульптор Григорий Потоцкий пояснил, что пытался воплотить в металле идею «чуда пустых ладоней». Имя матери Терезы стало нарицательным в деле милосердия и служения. Албанка по происхождению, она стала ирландской монахиней и основала свой орден в Калькутте, в Индии. В заброшенном доме она открыла приют для брошеных детей, маленьких инвалидов и сирот. Сейчас у ее миссии 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах, в том числе в России.
Мать Тереза побывала в СССР в 1989 году. После землетрясения в Армении она одной из первых предложила помощь. После ее визита в язык советских людей вернулись слова «милосердие» и «благотворительность». Монахиня посетила несколько больниц, где ей удалось открыть посты сестер милосердия.
«Я ставлю по всему миру памятники людям, которые много сделали для утверждения принципа доброты», – сказал Григорий Потоцкий, возглавляющий Международную академию доброты. Скульптура Матери Терезы – его чистосердечный дар всем, кто разделяет стремление к деятельной и бескорыстной доброте.
Монахиня получила Нобелевскую премию мира «За деятельность в помощь страждущему человеку». Она твердо верила, что «если бы люди сильнее любили друг друга, наша жизнь стала бы лучше».
Из истории католицизма в России
Архивные материалы показывают, что присутствие латинского христианства на землях восточных славян восходит к ранним временам Киевской Руси и что в разные времена отношение правителей Российского государства к католикам менялось от полного неприятия до благожелательности.
Киевская Русь поддерживала контакты с представителями не только Восточной, но и Западной Церквей. Вероятно, первый западный епископ, побывавший на Руси, был послан в Киев в 961 году по просьбе княгини Ольги. После крещения Руси около 988 года по византийскому обряду политические и дипломатические сношения между Киевом и Римом не прерывались: князь Владимир принимал посольства от Папского престола.
После ликвидации татаро-монгольского ига контакты русских царей и духовенства с Католической церковью шли главным образом через визиты папских представителей в Москву. Однако разрешения на свободную деятельность Католической церкви в Московском государстве получено не было – главным образом из-за нарастающей враждебности к католицизму, связанной с войнами с Ливонским орденом и Речью Посполитой. Неприязнь усилилась после вмешательства в русские дела польских магнатов в период Смуты.
Изменение политики России по отношению к католикам произошло при Петре I. Общее прозападное направление его политики, большое число иностранцев, привлечённых в Россию, привело к тому, что в стране впервые появились католические церкви и монастыри, в частности в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани.
В царствование Екатерины II вследствие разделов Речи Посполитой в состав Российской империи вошли территории со значительным католическим населением. Отношение к католикам латинского обряда на территории Царства Польского было в целом терпимым, однако католики византийского обряда (т.н. униаты) подвергались репрессиям, чтобы заставить их перейти в православие.
В целом же, учитывая демонстративную просвещенческую деятельность императрицы и стремление придать государству более европейский облик, отмечается некоторое ослабление давления на католицизм при сохранении безусловного значения православия. Обязательная набожность была уделом российского двора, и это показывала своим примером сама Екатерина II, несмотря на ее протестантское воспитание.
Примечательно, что орден иезуитов после роспуска его папой был поддержан Екатериной II; и Россия вплоть до восстановления ордена в 1814 году была одной из немногих стран, где иезуиты вели активную деятельность. Для малолетних отпрысков из небогатых помещичьих семей было вполне допустимым получение образования у иезуитов.
Александр I расширил представительство в России различных католических орденов. В его правление в стране действовал 21 мужской монашеский орден и 9 женских.
При подавлении восстаний в Царстве Польском многие поляки, литовцы и белорусы были высланы в Сибирь и другие отдалённые регионы. Образовавшиеся католические диаспоры получали право на возведение своих храмов. Именно во второй половине XIX века было построено большинство католических храмов в России.
Несмотря на запрет переходить в католичество для русских, в католическую церковь перешла большая группа русской дворянской интеллигенции. Наиболее известны декабрист М.Лунин, князья И.Гагарин, Д.Голицын, З.Волконская, Н.Толстой. Симпатизировал католичеству П.Чаадаев. Философ В.Соловьёв причащался как в православных, так и в католических храмах.
В 1905 году Николай II издал Манифест об укреплении начал веротерпимости, что вызвало новую волну перехода в католицизм.
Возможность нормально функционировать в России католическая церковь получила в годы перестройки – сказалось общее изменение политической и идеологической ситуации. В ходе визита Михаила Горбачева в Ватикан в 1989 году была достигнута договорённость об установлении дипломатических отношений между Святым Престолом и СССР. Дипломатические отношения на уровне постоянных представительств между Святым Престолом и Россией были установлены в 1992 году, а затем, во время визита в Ватикан президента РФ Дмитрия Медведева в 2009-м, повышены до уровня посольств. Глава нашего государства был принят Папой Римским Бенедиктом ХVI и в феврале нынешнего года.
Активизируются связи и между церквями. Председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополит Иларион совершил многодневный визит в Италию, в ходе которого состоялся ряд совместных экуменических мероприятий. А посол Святого Престола в РФ архиепископ Антонио Меннини предложил католическим священникам присутствовать время от времени на богослужениях в храмах РПЦ, призвав развивать «братские отношения между католическим и православным духовенством».
Об этом говорилось и на мессе в честь столетия собора в Москве, которую возглавил легат Папы Римского Бенедикта XVI кардинал Йозеф Томко. В своей проповеди он коснулся драматической истории собора и призвал верующих к подлинно духовной жизни, чтобы быть достойными возрожденного храма и самим стать «храмами Духа Святого».
…Сейчас на территории России действуют более 400 католических приходов, объединенных в четыре епархии, составляющие митрополию, – в Москве, Новосибирске, Иркутске и Саратове. Есть Колледж католической теологии, высшая духовная семинария. Оценка числа католиков носит приблизительный характер: чаще всего называются цифры от 200 до 600 тысяч человек.
Директор Информационной службы архиепархии викарий прихода Кирилл Горбунов, проведя меня по храму, заметил: «Забавно видеть реакцию многих людей, которые впервые видят наш собор: „Давно это здесь стоит?“. И когда говоришь, что сто лет, наотрез отказываются верить: „Не может быть – он же совсем новый!“. С одной стороны – это веская похвала реставраторам, которым удалось возродить руину – „брошенный марсианский корабль“, как выразился историк Алексей Юдин – возвратив ей величие и достоинство храма, поражающего, как ни странно, именно своей новизной, современностью.
С другой стороны, – продолжает Кирилл Горбунов, – это повод задуматься и о чем-то более важном. Юбилей храма – свидетельство того, что католичество в России появилось не «вчера», не в 90-х годах XX века в результате некоей «экспансии». Примечательно, что почти одновременно – в пределах буквально одного месяца – наша епархия отпраздновала несколько сходных юбилеев: 100-летие храма в Курске, 150-летие первого храма в Нижнем Новгороде, 100-летие храма в Гатчине. А ведь, поскольку строительство храмов велось на средства самих католиков, это означает, что католические общины в этих местах сложились задолго до того. Для нас это повод размышлять самим и сказать обществу о том, что католичество – нормальная и вполне традиционная – и одновременно очень своеобразная – часть духовной и культурной жизни народа и страны. И задача католиков в России, как и везде, – свидетельствовать о любви и созидать единство, а не разрушать что бы то ни было…
Совсем скоро Кафедральный собор будет украшен к празднованию Рождества Христова, и в эти дни – кроме само собой разумеющихся богослужений – здесь состоится много прекрасных концертов, в том числе великолепный Рождественский фестиваль. И мы, конечно же, ждем в гости не только наших прихожан, и не только верующих людей вообще, но и всех, кто в это прекрасное время чувствует потребность задуматься о смысле и великой ценности своей жизни и открыть свое сердце навстречу вечности».
Людмила Ермакова
Редакция журнала поздравляет священнослужителей и прихожан Собора Непорочного Зачатия в Москве и всех верующих с Рождеством Христовым.
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2011

Яндекс.Метрика