ПОЛИТИК И РЕЖИССЕР УХОДЯЩЕГО ВЕКА

Мэр Таллина Эдгар Сависаар, пожалуй, самая колоритная фигура в эстонской политике. Он –бессменный лидер по частоте упоминаний в эстонской печати и интернет-изданиях. Например, в нынешнем апреле Сависаар был упомянут в 655 новостях и статьях. Для сравнения: на втором месте – мэр Тарту Урмас Круузе с 90 упоминаниями.
Во все новейшие времена эстонские журналисты чаще, чем на других политиках, оттачивали на Сависааре своё мастерство. И упоенно продолжают это делать. Основатель и бессменный лидер одной из ведущих в стране центристской партии, он – яркий, харизматичный политик. И самый критикуемый. Уйди Сависаар – многие труженики пера остались бы без куска хлеба.
ПУТЬ К СВОБОДЕ В ПРЯМОМ ЭФИРЕ
Впервые его имя громко прозвучало еще в советские времена, в связи с экономической программой IME – «Хозрасчетная Эстония», – одним из авторов которой был Эдгар Сависаар. Суть программы, ставшей ростком будущей независимой Эстонии, заключалась в том, чтобы, оставаясь в составе Советского Союза, республика могла самостоятельно управлять своей экономикой. Вроде бы не страшно, но… чревато.
Ключевым аргументом «за» была «фосфоритная война». На борьбу против форсированного освоения фосфоритных месторождений на северо-востоке Эстонской ССР, угрожавшего ухудшением экологической и демографической ситуации, поднялся весь народ. Спустя четверть века выяснилось, что фосфориты действительно могли бы стать основой экономического процветания современной Эстонии. Во всяком случае, об этом сегодня неустанно пишут в печати, опираясь на мнение специалистов. В связи с чем Эдгар Сависаар выразил даже опасение, не грозит ли это второй «фосфоритной войной». Напомнив, что Эстония запретила проводить любые исследования, связанные со строительством российско-германского газопровода Nord Stream, на котором хорошо заработали финны (нам же нужно защищать морское дно, рыбные запасы и морскую флору; экономическая выгода по сравнению с этим – мелочь), мэр Таллина заметил: «Посмотрим, заботится ли на самом деле эстонское государство о северо-востоке страны и жизненной среде Эстонии в целом больше, чем о балтийской кильке».
…А тогда, в апреле 1988-го, Эдгар Сависаар, который в течение восьми лет работал в государственных учреждениях, занимавшихся экономическим планированием, в прямом эфире республиканского телевидения предложил создать общественно-политическое движение (Народный фронт Эстонии), способствующее стратегическим целям Перестройки. В июне того же года свыше ста тысяч человек вышли на Певческое поле. В сентябре на Певческом поле более 300 тысяч человек услышали первый публичный призыв к восстановлению независимости Эстонии.
Лидер «поющей революции» Эдгар Сависаар становится национальным героем. В 1989 году он занял пост заместителя председателя Совета министров Эстонской ССР и главы Комитета государственного планирования, а через год был назначен председателем Совета министров. Когда 20 августа 1991 года Эстония провозгласила независимость, именно Эдгар Сависаар стал первым премьер-министром возрожденной Эстонской Республики.
СТРАДАНИЕ КАК МЕРА ГЕРОИЗМА
Герою положено страдать, иначе откуда взяться рельефности его поступков и проявлений. И вскоре правительство Сависаара было вынуждено уйти в отставку. «Обычно правительство уходит до срока, когда резко падает его поддержка в парламенте или среди народа. Наше правительство в этом отношении стало исключением. За несколько месяцев до отставки мы были на явном подъеме, поддержка правительства со стороны общественности росла, а не падала», – пишет Сависаар в своей книге «Премьер-министр». Об этом же свидетельствовали и результаты исследования общественного мнения.
«Политический кризис разразился в сочельник 1991 года, – вспоминает он, – когда находившиеся в то время в основном в государственной собственности молочные комбинаты приняли ни с кем не согласованное решение резко повысить цены на молочные изделия. Это привело к нарастанию всеобщей неудовлетворенности. Кто-то ругал правительство за то, что выпустило из рук бразды правления, кто-то обвинял меня в том, что я не способен защитить простых людей». (Уже много лет поддержка интересов именно этой части населения ставится Сависаару в заслугу его сторонниками и вызывает упреки противников: дешевый популизм!) В Рождество и накануне Нового года некоторые автобазы перестали развозить хлеб, в Таллине разразилась «хлебная» паника…
САВИСААР ПОДАЛ В ОТСТАВКУ
В течение трех лет он работал вице-спикером парламента, а в апреле 1995-го был назначен министром внутренних дел. Однако, после того как Полиция безопасности провела обыск в частном детективном бюро SIA и нашла сделанные во время формирования правительства записи телефонных разговоров ряда ведущих политиков, подозрение в незаконной прослушке пало на министра Сависаара. Разгорелся скандал, который, с легкой руки покойного президента Леннарта Мери, назвали «эстонским уотергейтом»…
Вслед за скандалом пало правительство. центристская партия ушла в оппозицию, Сависаар объявил, что уходит из политики.
Много позже, уже в бытность мэром Таллина, Эдгар Сависаар сказал в интервью автору этих строк: «В моей жизни был единственный случай, когда я действительно хотел уйти из политики, это было во время “пленочного скандала”. Единственный конкретный случай. Думаю, если бы не эта история, через год я стал бы президентом республики. Надо было вывести меня из этой игры, чего и добились». Участие Сависаара в записи частных разговоров никогда не было доказано.
Казалось, после этого скандала его политической биографии пришел конец. Но Сависаар одержал победу на съезде центристской партии в марте 1996 года и снова пошел в гору. Он занял пост председателя Городского собрания Таллина, потом три года был его мэром, затем – министром экономики и коммуникаций в коалиционном правительстве Андруса Ансипа. А с апреля 2007 года Сависаар – вновь мэр эстонской столицы. На парламентских выборах 2011 года ему удалось набрать рекордное персональное количество голосов – 23 тысячи. Но от должности депутата парламента он отказался, продолжая оставаться городским головой.
На вопрос, устает ли он когда-нибудь, отвечает: «Да, конечно. Каждый вечер». – «И что тогда делаете?» – «Иду спать. Перед тем как уснуть, читаю в кровати. Не какие-нибудь бюрократические бумаги, а Агату Кристи, или :оржа Сименона, или научную фантастику».
– Политика – неблагодарное дело?
– Совершенно.
– Как вы справляетесь с этим чувством, точно зная, что потомки, скорее всего, не скажут спасибо?
– Почему? Потомки скажут. Уверен, что даже современники в большинстве своем скажут спасибо. И они каждый раз это доказывают на выборах, иначе я не получал бы большое количество голосов. Их много – тех, кто меня поддерживает, и тех, кого поддерживаю я.
– Мне как человеку, далекому от политики, тем не менее, интересно наблюдать за ней, как за театром. Вы – колоритная фигура на этой сцене. Сами это ощущаете?
– Я такой, какой есть. Не думаю, что какой-то особенный. Просто начинал в то время, когда политика еще не была сопряжена с карьерой, это была миссия. Думаю, до сих пор и пребываю в этом качестве.
ВАШ ВЫХОД!
Впрочем, Сависаару не чужды и театральные ассоциации. Стоит почитать его книги – и легко в этом убеждаешься. «Надо понимать, что политики не сценические характеры, а живые люди. Со сложной духовной жизнью, со своими отношениями, чувствами и судьбами, начало которым было положено задолго до того, как они “вышли на сцену”, и которые у многих продолжаются по сей день, когда уже давно позади “уход со сцены”, стихли овации или же поднятые критиками “вихри враждебные”. Мы тоже работали не в условном сценическом пространстве, а в реальном мире, где неверный шаг вправо или влево мог повлечь гораздо более трагические последствия, чем разгромная рецензия какого-нибудь критика в газете – хотя и с критиками надо считаться».
Кандидатскую диссертацию на тему «Социально-философские основы глобальных моделей Римского клуба» он защищал в Москве. «Целыми днями я просиживал в Новых Черемушках, в Институте научной информации по общественным наукам, точнее, в его библиотеке. Зато по вечерам отправлялся в один из московских театров. А театральная жизнь Москвы в то время была на зависть богатой и разнообразной…».
По его собственному признанию, московские театры доставляли ни с чем не сравнимое наслаждение. «Но не только! Среди любимых был и театр Ермоловой. Помню, однажды отправился туда и взял в гардеробе напрокат бинокль. В антракте оставил его в кресле. Когда вернулся, обнаружил, что биноклю “приделали ножки”. Разумеется, последовали неприятности, пришлось уплатить солидный штраф. Я сказал тамошним чиновникам, с которыми пришлось разбираться: “В Эстонии тоже есть воры, но они хотя бы в театры не ходят!”».
Эдгар Сависаар много лет дружит с Олегом Табаковым, которым восхищался в молодые годы, не смея даже мечтать о том, что когда-нибудь будет близко знаком с прославленным артистом. А однажды они договорились, что мэр Таллина поможет направить молодых и одаренных ребят из Эстонии в Школу-студию МХАТ. «Конечно, здесь тоже сыграли свою роль воспоминания о российском театре – я хотел, чтобы и наша молодежь “причастилась” к театральному миру Москвы, как это в свое время удалось мне».
Эти ребята давно уже профессиональные актеры. Кто-то работает в таллинском Русском театре, кто-то снимается в российском кино, играет на московской сцене. А их «крестный отец» убежден: «Благодаря тому, что мне довелось близко познакомиться с российскими театральными кругами, я теперь интуитивно лучше понимаю и российскую политику… Российская политика столь же централизована, как и российский театр: и художественная, и политическая ценность человека там измеряется в километрах – расстоянием от Москвы. Актер и политик, работающий ближе к Москве, важнее, чем тот, кто работает на периферии. В Германии, например, у театральной структуры гораздо более“сетевой” характер, там много равных по значению центров, между которыми могут передвигаться актеры без неизбежно следующей вслед за этим смены социального статуса. Да и политическая структура в Германии менее централизована и более федеративна, чем в Российской Федерации».
Между тем, Эстония – не Россия, в маленькой стране все на виду. А потому всем известно, что сегодня Эдгар Сависаар вновь переживает не лучшие времена. Грядут муниципальные выборы, а в центристской партии возникли разногласия, несколько видных политиков покинули ее ряды. Подобное случалось и раньше, но партия всегда с успехом преодолевала кризис. Конечно, голоса, которые приносят популярные политики, лишними никогда не бывают, а такого рода проблемы имеют обыкновение создавать серьезные«помехи в эфире». Но у центристов есть постоянный (преданный!) электорат. И еще есть время привлечь в партию перспективную молодежь.
Пока политологи ведут нескончаемую полемику о дальнейшей политической судьбе мэра Таллина, Сависаар остается верен себе: делает вид, что ничего не происходит и проблемы не существует вовсе. Активно занимается городскими делами, в частности, поддерживает идею бесплатного транспорта в столице, считая, что «этот новаторский шаг сделает нас уникальной “зеленой столицей” мира и поможет убить двух зайцев одним выстрелом – мы избежим большого количества машин, в том числе и пробок, и аварий, на этом фоне меньше будут изнашиваться дороги». Азартно дискутирует с оппонентами по всем острым вопросам, с чувством болеет за эстонских фигуристов (будучи президентом Федерации фигурного катания Эстонии), обсуждает столичные проблемы со своими европейскими коллегами…
Политическая сцена сродни театральной. Сависаар – режиссер искушенный. Коллизия пьесы известна. Актеры видят свою роль. Режиссер – весь спектакль.
Инга Луми,
специально для «Янтарного моста». Таллин
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2012. № 2 (6)

Яндекс.Метрика