ПОСОЛ США ОТКРЫВАЕТ ДЛЯ СЕБЯ ПРИБАЛТИЙСКУЮ «АМЕРИКУ»…

С госпожой Джудит Гарбер мы встретились в новом здании посольства США в Латвии. Современное и просторное, оно расположено на границе Риги в романтической березовой роще. Территория резиденции, куда из центра города недавно переехали около 40 американских и 100 латвийских сотрудников, а также морские пехотинцы, занимает почти четыре гектара. Здесь особенно гордятся экологичностью здания, в котором установлены солнечная батарея, система рециркуляции воды, сенсорное освещение. Новостройка обошлась бюджету США в 115 миллионов долларов, и весомость этой инвестиции в Латвию говорит сама за себя. Символично и то, что новоселье состоялось в канун 20-й годовщины установления дипломатических отношений между Латвией и США.
– За эти годы наши отношения достигли огромного прогресса. Сегодня Латвия – член НАТО и ЕС, и в Брюсселе мы сидим за одним столом как равные партнеры и союзники, обсуждая проблемы, которые стоят перед современным миром, – подводит итог исторического периода посол США в Латвии Джудит Гарбер.
В честь этой даты прошла встреча бывших послов США в Латвии и Латвии в США.
– Мне было приятно, что это мероприятие по своему духу напоминало встречу старых друзей. Все они, делясь воспоминаниями о работе, отмечали, что отношения между Латвией и США оставались неизменно хорошими – независимо от того, какая политическая сила находилась у власти, кто был премьером. И это дает основа я предположить, что они останутся таковыми и в дальнейшем.
СТАТЬ ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ
Как бы Вы охарактеризовали сегодняшние отношения между США и Россией? Сработала ли объявленная президентом Обамой политика «перезагрузки»?
Россияне и американцы – и в правительстве, и вне его – немало сделали для того, чтобы преодолеть наследие десятилетий недоверия, заложить фундамент для новых отношений, цель которых – создание более безопасного и процветающего общества в обеих странах. Если две великие нации, которые более 40 лет находились на противоположных сторонах самой глубокой пропасти ХХ столетия, могли бы встречать вызовы XXI века, стоя плечом к плечу, это было бы выгодно не только Соединенным Штатам и России – всему миру.
Придя в кабинеты власти, администрация Обамы сразу же поняла, что отношения между Россией и Соединенными Штатами находятся в тупике. Президент принял решение об их перезагрузке, с тем чтобы открыть новые возможности для более эффективного сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес.
И сейчас, спустя два года, выигрыш для обеих стран – и для международной безопасности – очевиден. Это новый договор по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических вооружений. Это и сотрудничество в области использования ядерной энергии в мирных целях, сотрудничество по доставке солдат и грузов в Афганистан, а также в борьбе с транзитом наркотиков, введение самых строгих санкций против Ирана и Северной Кореи, стремящихся к созданию ядерного оружия.
Следующим шагом в развитии наших отношений станет выстраивание более тесных торгово-коммерческих связей, достойных достигнутого уровня сотрудничества в сфере безопасности.
Россияне и американцы немало сделали для того, чтобы преодолеть наследие десятилетий недоверия.
Есть ли надежда на компромисс в отношении размещения американских ПРО в Европе, против чего резко возражает Россия?
Сотрудничество с Россией в сфере противоракетной обороны – и двустороннее, и в рамках Совета НАТО – Россия – является приоритетом для США, и мы продолжаем дискуссии о его развитии.
Система противоракетной обороны США – НАТО не направлена против России. Мы не устаем повторять, что система ПРО не представляет угрозы ее обороне и не в состоянии ее подорвать. Соединенные Штаты обеспечили беспрецедентный уровень прозрачности в отношении своих планов и действий в этой области, и сотрудничество – это наиболее действенный способ, который позволит России собственными глазами убедиться в том, что ПРО ей не угрожает. Совместная работа наших стран по созданию основы для будущего сотрудничества в противоракетной обороне – и двусторонняя, и через Совет Россия – НАТО – будет продолжена.
Как США оценивают позицию России по Ливии?
В июле президент Обама поблагодарил министра иностранных дел Лаврова за стремление России быть посредником в Ливии. Сейчас мы должны сосредоточиться на помощи народу Ливии в построении демократии.
«Арабская весна» – так мы называем массовое стремление народов к свободе и демократии. Общими усилиями мы сможем поддержать желание народов самим определять свою судьбу.
Где можно ожидать следующей «весны»?
Ситуация в Сирии сейчас очень тяжелая, и международное сообщество должно быть готовым проявить твердость, чтобы противостоять силовым действиям президента Асада против собственного народа.
Может ли Россия вступить в НАТО?
Как сказал помощник госсекретаря США Филипп Гордон в июле 2009 года, если Россия будет соответствовать всем предъявляемым критериям, сможет способствовать общей безопасности и по этому поводу будет консенсус в Альянсе, то это не исключено.
А в ВТО ее когда наконец примут?
Мы считаем, что более полное вовлечение России в систему международной торговли является одним из путей реализации потенциала российско-американских отношений, поэтому мы решительно поддерживаем вступление России в ВТО.
Почему бы в таком случае не отменить поправку Джексона-Веника, принятую во времена «холодной войны»?
12 октября Майкл Макфол, номинированный на должность посла США в России, в своем обращении к комитету иностранных дел Сената заявил, что администрация Обамы будет стремиться к отмене поправки Джексона-Веника в Конгрессе перед вступлением России во Всемирную торговую организацию.
Если обе страны так заинтересованы в сотрудничестве, то чем объясняются регулярно вспыхивающие между странами локальные скандалы?
По этому поводу хорошо сказал вице-президент Байден: США и Россия могут быть не согласны друг с другом и продолжать работать вместе там, где интересы совпадают. А совпадают они во многих областях.
Есть выражение «открыть Америку». Можно ли сказать, что, работая в Латвии, Вы по-новому увидели Россию?
Узнать страну и народ можно, общаясь с людьми и изучая историю. Соседние страны всегда имеют уникальные возможности для развития отношений. Но я аккредитована в Латвии, и именно она находится в центре моих интересов.
Какими, на ваш взгляд, будут отношения между США и Россией через десять лет?
У меня нет хрустального шара, чтобы предсказать будущее. Но, конечно, мы все надеемся, что наше плодотворное сотрудничество будет продолжаться и углубляться и что мир, в котором мы все живем, будет становиться более безопасным.
БАЛТИЯ: СИЛЬНЫЕ СОЮЗНИКИ И БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ
Работая с Госдепартаменте США, Вы занимались проблемами Европы на уровне теории. Как мы выглядим вблизи – лучше или хуже, – чем из-за океана?
Это очень хороший вопрос! Взгляд из Вашингтона можно сравнить с взглядом с борта самолета, а здесь я стою на земле, и многие вещи порой вижу по-другому. И, находясь здесь, я более оптимистично смотрю на Латвию, чем когда еще к вам не приехала.
Как бы Вы определили политику США в Балтии? Есть мнение, что Ваша страна потеряла к ней интерес.
Страны Балтии – наши сильные союзники и близкие друзья. Наше сотрудничество строится на общем понимании ценностей демократии и рыночной экономике. США очень высоко ценят этот стратегический альянс и партнерство, которое динамично развивается.
И это абсолютная неправда, что мы собираемся уйти из региона! Мы намерены укреплять наши контакты во всех областях, в том числе осуществляя региональные программы. Проявлением доверия стало введение безвизового режима со странами Балтии.
Наши связи могут стать более глубокими и прочными, ведь, как правильно говорит госсекретарь США Хиллари Клинтон, предел совершенства – небеса.
В Греции, других странах Европы продолжаются волнения. Как Вы считаете, мир ждет вторая волна кризиса или выход уже близок?
Мы надеемся, что второй волны кризиса не будет, но риск, конечно, остается. Президент Обама предпринимает серьезные шаги, чтобы удержать ситуацию под контролем, делается всё для преодоления финансового дефицита, по этому вопросу проводятся консультации между финансовыми структурами США и ЕС. У нас уже наблюдается некоторый экономический рост, хотя и не такой, как хотелось бы.
Каковы главные направления сотрудничества с Латвией?
Нас интересует экономическое партнерство, эта тема особенно важна для меня лично. В товарообороте между США и ЕС доля Латвии пока невелика, но, надеюсь, она увеличится. В прошлом году американский экспорт в Латвию вырос на 37 процентов, а латвийский экспорт в США вырос еще больше. И, конечно, сфера безопасности…
Россия не так давно возобновила патрулирование воздушного пространства над Балтийским морем. И в это же время Вы обратились к правительству Латвии с просьбой не сокращать оборонный бюджет. Означает ли это, что существует угроза для Латвии?
Латвия является полноправным членом НАТО и находится под защитой 5-й статьи Вашингтонского договора. Как сказала госсекретарь Клинтон в Вильнюсе в июле нынешнего года, США исторически несут основную – непропорциональную – нагрузку по финансированию НАТО. Наши военные расходы очень высоки. Стратегическая концепция НАТО предусматривает, что союзники должны располагать необходимыми ресурсами. Мы хотим видеть не только сохранение, а в некоторых случаях и увеличение оборонного бюджета, но и активное их участие в общем деле.
Декларация нового правительства ЛР предусматривает постепенное возвращение расходов на оборону на тот уровень, которого требует членство в НАТО, и мы надеемся, что для Латвии это станет приоритетом. Существует много примеров, как много могут выиграть региональные экономики от того, что страны вместе работают в рамках НАТО.
Интересуют ли американских бизнесменов инвестиции в Латвию? Какие отрасли для них приоритетны?
Это тоже хороший вопрос! Со стороны американских инвесторов существует огромный интерес к экономике Латвии. Один из важных аргументов за Латвию – это достаточно квалифицированная рабочая сила, владеющая несколькими языками. И в то же время у вас довольно разумные зарплаты. Однако кризис притормозил многие процессы. Из областей сотрудничества я бы, прежде всего, назвала энергетику, особенно альтернативную, в частности использование биотоплива, и транзитный сектор.
Нас очень интересует использование сланцевого газа. Этот энергоресурс может совершить переворот в области энергетики. В свое время США думали об импорте природного газа, но, к счастью, на нашей территории были обнаружены огромные запасы сланцевого газа. В Латвии еще во времена СССР были проведены исследования в этом направлении, и тут есть поле для сотрудничества. Уже прошли встречи на уровне правительств, на которых эта тема обсуждалась.
МНОГООБРАЗИЕ КАК БОГАТСТВО
Канцлер Германии Ангела Меркель недавно сказала, что политика мультикультуризма потерпела крах. Как, по-Вашему, можно добиться гармоничного сосуществования разных наций?
Абсолютно! Опыт нашей страны не оставляет в этом сомнений. Для США мультикультурализм, разнообразие языков и культур являются основой успеха. Многообразие страны – это ее богатство, и важно научиться его ценить. У нас, как и в Евросоюзе, проблема иммиграции, конечно, тоже обсуждается, многих беспокоит наплыв иммигрантов, тревожит, что меняется лицо страны и что приезжие занимают рабочие места. Тут выход только один – рассматривать эту проблему в контексте демократии.
Около 300 тысяч жителей Латвии лишены права голоса даже на муниципальных выборах. Как демократическая Америка относится к этому проявлению недемократичности?
Латвийский закон о гражданстве относится к ее внутренней компетенции. Я надеюсь, что дискуссии на тему развития демократии будут продолжены в позитивном ключе и что, возможно, здесь произойдут изменения, особенно с учетом некоторых предложений, сделанных в последнее время Европарламентом. Наверняка этот вопрос будет в повестке дня сейма.
Для третьей части населения Латвии русский язык родной, но официально он считается иностранным. Ваш комментарий?
Вполне понятно, что вопросы языка люди принимают близко к сердцу и что они вызывают некоторую напряженность в обществе. В США нет официального языка, и язык не играет такой большой роли в политической жизни, как в Латвии. Когда мои дети ходили в школу в Калифорнии, то родители могли получать информацию на шести языках – китайском, испанском, корейском, вьетнамском, арабском и английском.
Значит, в Латвии не всё в порядке с демократией, ведь у нас один государственный язык?
Абсолютно нет. В Латвии широкая демократия. Все проблемы широко обсуждаются в обществе, и это означает, что оно активно ищет решения.
Камнем преткновения для латвийского общества стали вопросы истории. Одни отмечают День Победы 9 мая у памятника Освободителям, другие 16 марта чествуют ветеранов Латышского легиона СС. Возможен ли единый взгляд на историю?
Важные шаги в этом направлении уже предприняты. История Латвии в ХХ веке была очень сложной и трагичной. Мне представляется важным, чтобы эти вопросы обсуждались, и обсуждались с уважением к мнению разных сторон. Одним из самых больших достижений не только внутренней политики, но и отношений с Россией, является создание комиссии историков по итогам визита президента Затлерса в Москву в прошлом году. И, возможно, в ходе ее работы при рассмотрении аргументов обеих сторон родится уважение к другому мнению и возникнет диалог. Я не уверена, что все смогут согласиться друг с другом, ведь даже академики порой имеют разные взгляды по поводу происходившего в истории, но очень важно, чтобы каждая сторона признала ценность мнения оппонента и относилась к нему с уважением.
Трагической страницей истории Латвии является Холокост…
Да, 90 процентов еврейского населения вашей страны было убито, сюда привозили для уничтожения евреев из других стран Европы. Латвия много утратила от потери столь многих талантливых и невинных людей. США продолжают работать над тем, чтобы способствовать решению проблемы возвращения еврейской собственности в Латвии и в других странах. Если реституция личной собственности в вашей стране в основном успешно завершена, то проблемы, касающиеся возвращения собственности еврейской общине, сохраняются.
Латвию часто ставят в пример как образец преодоления кризиса. Но Вы же видите, как тяжело живется основной массе народа, безработица по-прежнему велика. Многие латвийцы, не дождавшись изменений к лучшему, уезжают из страны. Так какой же мы пример?
Латвия очень сильно страдала от кризиса. Ваше правительство было вынуждено принимать трудные, непопулярные решения. Я сочувствую тем людям, которые не могут оплатить свои счета. Демографические проблемы Латвии очень сложны, и тут многое зависит от политики правительства, которое должно серьезно заняться этой проблемой. Такая же ситуация была и в других странах, той же Испании. В период экономических сложностей многие уехали из страны, а потом вернулись.
Но я вижу, что ситуация в стране стабилизировалась и в последние месяцы наблюдается небольшое, но устойчивое улучшение макроэкономических показателей. Я верю в Латвию и знаю, что у нее хороший потенциал.
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
Вы сделали отличную карьеру дипломата, и в то же время у вас семья, двое детей. Наверное, нелегко это совмещать?
Конечно, непросто найти золотую середину. Я не раз говорила об этом с женщинами в Латвии, в других странах. Везде это проблема – одновременно быть родителем и подниматься по служебной лестнице. Мы приняли это решение вместе с моим мужем, когда были молоды. Он дал мне возможность идти моим путем. Но я помню, как было трудно видеть, что мой сын и дочь чаще обращались к папе, чем к маме. Теперь они выросли и всё, конечно, поняли правильно. Мои дети испытывают огромное уважение к папе, и они всегда говорят, как гордятся мною.
А Ваши дети не собираются идти по вашим стопам?
Моя дочь с детства любит животных, она склонна к науке, учится на биолога в университете США, так что вряд ли она станет дипломатом. А сыну 16, и он еще только выбирает профессию. Сейчас он учится в Латвии, продолжать образование будет в Америке.
Как отпразднуете Рождество?
Я проведу рождественские каникулы с моей семьей здесь, в Латвии. Рига так хороша в это время года – заснеженная, вся в огнях, с рождественскими базарчиками, над которыми витает аромат пряников.
Ксения Загоровская,
специально для «Янтарного моста»
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2011. № 4

Яндекс.Метрика