СЕВЕРНЫЙ ДАВОС

РОССИЙСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
БАЛТИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
О путях развития сотрудничества и перспективах экономического роста на Балтике шла речь и на очередном «северном Давосе» – Балтийском форуме развития. Около 800 представителей правительств и политических партий, предпринимателей, общественных деятелей и ученых из всех стран циркумбалтийского пространства встретились 18–19 июня в Копенгагене на конференции, проходившей под девизом «Объединенная Европа – умное и зеленое партнерство в Балтийском регионе».
У истоков форума стоял Уффе Эллеманн-Йенсен, в 1982–1993 годах– министр иностранных дел Дании, которого называют «мистер Балтийское море». В 1998 году он задумал форум как место, где ведущие политики и бизнесмены могли бы встречаться с коллегами. В конце минувшего года он покинул пост председателя форума. Новым председателем стал Ханс Сков Кристенсен – бывший руководитель Конфедерации датских промышленников.
Ежегодные саммиты Форума – это «мозговые штурмы», призванные рождать новые идеи для успешного развития и взаимодействия. Нынешняя встреча проходила в Королевской академии изящных искусств, школ архитектуры, дизайна и реставрации – в атмосфере, насыщенной творческим и молодежным духом. «Регион Балтийского моря может стать одним из самых конкурентоспособных в Европе,– заявила премьер-министр Дании Хелле Торнинг-Шмитт. – Эта конференция – о том, как использовать этот потенциал».
Участники обменялись мнениями об обеспечении экономического роста и устойчивого развития, обсудили вопросы укрепления инфраструктуры, повышения конкурентоспособности, совершенствования партнерства между государственным и частным секторами, а также различные инвестиционные проекты, главным образом – в области транспортной инфраструктуры и «зеленого» роста.
Была организована Балтийская бизнес-арена, на которой вели переговоры представители примерно 120 компаний, а также были вручены традиционные премии в пять тысяч евро каждая за вклад в развитие и за инновации в регионе.
Параллельно состоялся и третий ежегодный форум Еврокомиссии по Стратегии ЕС для региона Балтийского моря, в работе которого участвовали еврокомиссар по региональной политике Йоханнес Хан и еврокомиссар по транспорту Сиим Каллас.
«Участники сотрудничества в Балтийском регионе могут смотреть в будущее с оптимизмом», – подчеркнул, подводя итоги, директор БФР Ханс Браск. По его словам, официальные документы форума – «Доклад о состоянии региона» и «Доклад о политическом состоянии региона» – предоставляют хорошую основу для продолжения дискуссий. Результаты конференции будут изложены в докладе, который будет направлен участникам после летних каникул.
Что представляет собой Балтийский регион в XXI веке? Согласно «Докладу о состоянии региона», он включает Эстонию, Латвию, Литву, Данию, Финляндию, Исландию, Норвегию, Швецию, северную Германию, северную Польшу и большую часть северо-западной России. В регионе проживают 57,3 млн человек, причем доля северных стран в его населении – 43,5%.
В 2011 году трудовые ресурсы региона составили 27,7 млн работников, а региональный ВВП – 1350 млрд евро, или 11% от ВВП Евросоюза. Вклад северных стран в региональный ВВП – 60,5%, северной Германии и северо-западной России – примерно по 13,5%, новых балтийских государств – 6,5%, северной Польши – 5,3%.
О Балтийском регионе в современном смысле стали говорить лишь после распада СССР. В основу взаимодействия в регионе была положена модель сотрудничества северных стран, которая успешно функционирует уже много лет и принесла впечатляющие результаты. Эта модель состоит в организации сетей экспертов, встреч и контактов без какой-либо заранее определенной цели, а лишь с тем, чтобы партнеры «притерлись» друг к другу. Такая модель лежит и в основе работы БФР.
Как отмечается в упомянутом докладе, 2011 год был хорошим для экономик, однако 2012 год начался в обстановке неуверенности. Более низкие показатели продемонстрировали, что Балтика не изолирована от остальной Европы, и ощущение собственного превосходства в регионе сменилось озабоченностью. Она вызвана состоянием американской экономики – локомотива мирового роста, – ситуацией в Греции, напряженностью в банковской системе Испании, а также разногласиями в Евросоюзе по поводу соотношения между финансовой консолидацией и поддержкой роста. Тем не менее, «конкурентоспособность Балтийского региона остается прочной, а ряд его стран по-прежнему входит в число мировых лидеров во многих важных областях. В регионе функционирует исключительно эффективная сеть проектов и институтов, которых не хватает многим другим европейским регионам». Относительно России в докладе отмечается, что «слабость институтов в стране негативно влияет на экономическое развитие, которое обеспечивается, главным образом, продажей нефти и газа». «Создание оптимального типа структур регионального сотрудничества, которые были бы способны к скоординированным действиям, – критический фактор повышения конкурентоспособности Балтийского региона в предстоящие годы».
В «Докладе о политическом состоянии региона», который был подготовлен исследователями аналитического центра «DeepWater», констатируется, что в регионе существует определенное противостояние между ЕС и Россией.«На протяжении столетий Балтийский регион был местом геополитической, политической, экономической и культурной конфронтации между Европой и Россией». Принятая в 2009 году Стратегия ЕС для Балтийского региона, которая насчитывает 15 приоритетных областей и 80 основных проектов, «исключает регионального игрока – Россию». «В этом документе Балтийское море рассматривается почти как внутреннее море ЕС, с пренебрежением интересами и существованием России». «Эта стратегия, будучи внутренним документом Евросоюза, может вызвать у России подозрения, что ЕС пытается ослабить её влияние в регионе», – признают авторы доклада, добавляя, что в целом «внедрение односторонних проектов несет риск создания новых разделительных линий».
Хотя Евросоюз не пригласил Россию к участию в Стратегии, всё же она не отреагировала на ее принятие негативно, однако в ноябре 2011 года приняла собственную Стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2020 года. Поскольку Россия не выдвинула «конкурирующих идей», полагают авторы доклада, нынешнее положение дел на Балтике её устраивает. Действительно, с одной стороны, политика Евросоюза не угрожает российскому суверенитету, с другой – возможность в любой момент отказаться от сотрудничества дает России рычаг для давления на ЕС. Кроме того, отмечается в докладе, в 2005–2010 годах балтийская политика России по причине реализации проекта «Северный поток» стала, по сути, ее энергетической политикой.
Авторы доклада полагают, что нужно найти способы вовлекать Россию в более тесное сотрудничество, и одним из них мог бы стать так называемый открытый метод координации. Это – один из инструментов Лиссабонской стратегии, позволяющий добиваться сближения политик путем сравнения характеристик партнеров и процесса обучения. В Евросоюзе этот механизм продемонстрировал эффективность в областях, где государства-члены не склонны принимать обязывающие решения. В Балтийском регионе, полагают авторы доклада, этот метод позволил бы создать взаимовыгодную для ЕС и России ситуацию. Примечательно, что в распространенном на форуме пресс-релизе «Северного измерения», констатируется: «Стратегия ЕС для Балтийского региона направлена на конструктивное сотрудничество со странами, которые не являются членами ЕС, в частности, с Россией, чтобы достигнуть конкретных результатов. Несмотря на растущий интерес к сотрудничеству с российскими партнерами, эти усилия привели к неоднозначным результатам, и общее мнение гласит, что это сотрудничество должно быть интенсифицировано. Могут быть найдены прагматичные решения, основанные на диалоге между партнерами и взаимной выгоде».
«Сотрудничество с Россией необходимо странам балтийского региона, – подчеркнул в интервью автору этих строк Ханс Браск. – С этим согласны все участники встречи. Россия была упомянута во всех важных решениях, принятых за два дня форума, ей были посвящены две специальные сессии, и это – хороший признак. Мы хотим этого сотрудничества, и для его развития имеется большой потенциал. Приближается председательство России в Совете государств Балтийского моря, и мы надеемся, что оно будет способствовать укреплению взаимных связей». Браск перечислил ряд успешных проектов взаимодействия балтийских стран с российским Северо-Западом, преимущественно в области энергосбережения, выразив пожелание, чтобы в будущем Россия была представлена на форуме на более высоком, федеральном уровне.
«Обеспечение как можно более широкого участия России во взаимодействии балтийских стран – один из моих приоритетов, – заявил, в свою очередь, Ханс Сков Кристенсен. – После вступления России во ВТО торговать с ней балтийским странам намного легче. Мы надеемся, что теперь совместимость российского рынка с единым рынком стран Евросоюза существенно увеличится, приведя к значительному росту товарооборота между странами Балтийского региона».
России на форуме были посвящены две рабочие сессии. Участники сессии «Истории успеха с российскими партнерами» поделились опытом сотрудничества, обменялись мнениями о том, что ускоряет и что тормозит его, а также выдвинули предложения о том, как умножить «истории успеха». «Сотрудничество с Россией имеет большие перспективы, воля к нему существует с обеих сторон, – резюмировал модератор сессии, координатор инициативы по развитию городов и регионов Балтийского моря “Процесс Турку” Микко Лохикоски. – У нас есть общие проблемы, но мы можем их успешно решать, избегая предвзятости и находя общий язык».
В ходе рабочей сессии «Россия» эксперты из ряда балтийских стран выступили с обзором и анализом текущей ситуации в России, высказывая различные, нередко противоположные, мнения, обсудили планы российского председательства в Совете государств Балтийского моря. Отмечалось, что Россия стала значительно более прагматичной, но, в то же время, по мнению некоторых участников, в её политике стало больше неопределенности и непредсказуемости.
На форуме Россия была представлена руководителями неправительственных организаций Северо-Западного федерального округа, сотрудниками научных центров и вузов региона. Председатель исполкома российской ассоциации «Северо-Запад» Слава Ходько констатировал высокую эффективность форума: «Здесь можно узнать, куда идет Евросоюз, получить свежую информацию, найти новые решения. Поэтому участие россиян, особенно из субъектов федерации, которые ориентированы на взаимоотношения со странами Балтийского моря, чрезвычайно полезно».
В этой связи нельзя не напомнить слова президента Германии Йоахима Гаука на недавней встрече с участниками Дней Балтийского моря: «Со времен Петра Великого Балтийский регион является для России “окном в Европу”. Здесь судьбы России исторически переплелись с судьбами Северной и Западной Европы».
Между тем, как отмечали авторы «Доклада о политическом состоянии региона», «главная проблема взаимодействия между Евросоюзом и Россией на Балтике – его асимметрия». Некоторые участники констатировали: с Россией трудно иметь дело, потому что она слишком большая.
После падения Берлинской стены и распада СССР взаимодействие стран региона было определенным образом реорганизовано. Были созданы структуры регионального сотрудничества – Совет государств Балтийского моря в 1992 году и Совет Баренцева/Евроарктического региона в 1993 году, задача которых – стать «мостом» в северо-восточную Европу. Создавая их, балтийские страны преследовали двойную выгоду: вести переговоры с Россией от лица Евросоюза (в обе структуры входят представители Еврокомиссии), а в Евросоюзе – разыгрывать карту привилегированных отношений с Россией. В рамках такой концепции балтийское сотрудничество рассматривается исключительно как элемент европейской политики.
Впрочем, уже в одном из докладов финляндского председательства в ЕС (1996) отмечалось, что «долгосрочное развитие Европы невозможно, если не помнить, что Россия – часть Европы». Президент Германии Йоахим Гаук в цитированном выше выступлении указывал, что «проблемы Балтийского региона недостаточно обсуждать только в рамках ЕС, так как получить всеобъемлющие ответы можно лишь совместно с Россией».
Сближение со странами – членами ЕС и Евросоюзом в целом отвечает интересам России, и Северо-Западный федеральный округ может стать локомотивом такого сближения. За пятнадцать лет сотрудничества между Советом министров Северных стран и Северо-Западом России было реализовано свыше тысячи совместных проектов, участниками которых стали сотни тысяч людей.
Николай Морозов, корреспондент ИТАР-ТАСС в Дании, специально для «Янтарного моста»
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2012. № 3 (7)

Яндекс.Метрика