МОДЕЛЬНЫЙ РЯД РЕЗОННОГО ПАРТНЕРСТВА

ПРИЙДУ РИСТКОК
РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА РЕГИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ МВД ЭСТОНИИ
У большинства из нас представление о границе связано с разграничительной чертой, реально или воображаемой линией, четко определяющей пределы государств. Однако это лишь физическое понятие границы. Есть и юридическое, есть понятия культуры, языков, традиций. Но поскольку всё вместе это оказывает огромное влияние на жизнь людей по обе стороны границы, важность приграничного сотрудничества переоценить трудно.
«Такое небольшое государство, как Эстония, где почти все регионы – приграничные, особенно нуждается в тесном приграничном сотрудничестве с соседними странами. Потому для нас так важно развивать его всесторонне. Поэтому за последние 12 лет именно приграничное сотрудничество стало одним из наших наиболее приоритетных направлений», – говорит руководитель отдела регионального развития МВД Эстонии Прийду Ристкок.
Полагаю, несмотря на то, что морская граница не такая конкретная, как сухопутная, наиболее тесное приграничное сотрудничество нас связывает все же с балтийскими странами?
Море – наш общий ресурс, и это существенно отразилось в первой европейской программе, разработанной для Эстонии, Латвии, Литвы, Германии, Польши, Финляндии, Швеции, Дании и Норвегии. И если в 90-е годы прошлого века многие самоуправления Эстонии наиболее тесно сотрудничали с финскими и шведскими коллегами, то постепенно к ним присоединились коллеги из других балтийских государств. А в последние годы активизировалось и стало более результативным приграничное сотрудничество с Россией – его база очень широка и охватывает фактически всё общество. В частности, в дополнение к многочисленным совместным проектам, в рамках программы сотрудничества приграничных регионов запущены четыре новых крупномасштабных проекта Эстонии и Ленинградской и Псковской областей, которые уже получили одобрение европейской комиссии. По двум из них подписаны грантовые контракты. еще два соглашения – обновление крепостей Ивангорода и Нарвы и строительство очистных сооружений на Псковском озере – скорее всего, будут подписаны в ближайшее время.
В своем докладе на международной конференции по приграничному сотрудничеству, которая в сентябре прошла в Пскове, Вы отметили, что, вопреки предположениям, подписание многих совместных проектов потребовало гораздо меньше времени. И уточнили: когда обе стороны заинтересованы в эффективном взаимном сотрудничестве, затруднений не возникает. Чего в этих словах было больше — вежливости или прагматичной оценки положения дел?
Безусловно, все существующие проблемы можно решить только совместными усилиями. А как иначе? Судите сами, программа приграничного сотрудничества охватывает практически все сферы. Это улучшение дорожной инфраструктуры, устройство парковочных зон для грузовиков и автобусов на границе Эстонии и России, реконструкция двух пропускных пунктов – на границе Эстонии и Российской Федерации (Нарва – Ивангород) и на границе Латвии и России (Виентули и Брунишево). А еще – реконструкция пешеходного моста и дороги в Эстонии (Нарва), развитие четырех портовых инфраструктур в Эстонии (Псковское озеро), строительство или реконструкция шести очистных сооружений в России (Псковская область). Кроме того – открытие туристического центра в Эстонии (Пороховой погреб крепости в Нарве); реконструкция и охрана малого Порохового амбара крепости Ивангорода в России; развитие туристической инфраструктуры в России – крепостной ансамбль в Ивангороде. Все это требует невероятной работы и реальной заинтересованности в том, чтобы она была проделана.
Мы находимся на перекрестке путей между европейским Союзом и Российской Федерацией и в рамках приграничного сотрудничества очень заинтересованы в инвестиционных проектах, в полноценном использовании водных ресурсов, в упрощении пешеходного пересечения границы и в улучшении ее пропускной способности для транспорта и грузов. Конечно, программа приграничного сотрудничества – процесс длительный. Всё начинается со связей между людьми и на уровне местных самоуправлений. Но первые результаты, например в сфере экологии, бизнеса, уже очевидны, что является доказательством того, что партнерские связи укрепляются и отражают все приоритетные направления.
У нас много проектов приграничного сотрудничества на уровне местных самоуправлений, в которых отражены практически все возможные модели и направления, все варианты совместного планирования развития приграничных территорий, транспортно-логистических систем, вопросы охраны окружающей среды.
Специальная программа связывает южную Эстонию и Северную Латвию – это сотрудничество местных властей, совместное строительство дорог через границу, культурные связи. Особенно активно в них участвуют школы. И это не только школьные обмены, но и разработка совместных программ обучения. Вообще, должен заметить, что в таком сложном деле, как приграничное сотрудничество, очень многое зависит от местных властей, от их инициативности.
Вы хотите сказать, что все решают начальники?
И начальники тоже. Соглашения – общие, а люди-то – разные. Если начальник заинтересован в том, чтобы выполнять написанное на бумаге, тогда устанавливаются контакты между школами, укрепляются связи между центрами культуры, возникают деловые контакты, развивается предпринимательство и так далее. А если начальник к делу относится формально, то и сотрудничество носит формальный характер. И не имеет значения, Финляндия это, Эстония, Латвия или Россия.
В Эстонии — уникальная граница, между Нарвой и Ивангородом, которая находится практически в центре города, и многие жители ходят пешком в другую страну.
А когда будет закончено строительство нового пешеходного перехода, пропускная способность увеличится, и в этом смысле людям станет намного проще. Но не забывайте, что у нас есть еще одна, такая же уникальная, граница: Валга – Валка. И хотя у Эстонии с Латвией нет границы в физическом смысле, как это было до вступления в Шенгенскую зону, все-таки это – граница. И всё не так просто, как кажется на непосвященный взгляд. Возьмем, допустим, возможность работать в другом городе – разные системы льгот, разные языки. Или местный транспорт. Открыть новый маршрут внутри страны не очень сложно: купил автобус, получил лицензию – и вперед! А здесь так не получится: линия международная, разная валюта, у нас евро, у них – латы. И как лицензировать этот автобус? Подобных проблем много.
Но это решаемые проблемы?
Многие проблемы решить можно. У нас есть специальная межправительственная комиссия, которая ежегодно ищет возможности их решения.
И находит?
Это не так легко. Но какие-то решения есть. Например, в эстонском городе Валга большая, хорошая больница, с современным оборудованием – многие латыши хотели бы пользоваться ее услугами. Но как оплачивать это лечение? Сейчас благодаря тому, что вопрос был согласован на межгосударственном уровне, больничное обслуживание значительно упростилось.
Или возьмем образование. Во всех странах демографическая ситуация, скажем так, не самая благоприятная, поэтому надо искать новые формы сотрудничества. Мы инвестировали большие средства в центр профессионального образования в Валга, там появились хорошо оснащенные мастерские, лаборатории, учебные классы. И благодаря сотрудничеству с гимназией латвийского города Валка 1 сентября открылась международная учебная группа, в которой занятия проходят на латышском языке. Общеобразовательные предметы преподаются в гимназии, а специальные – в центре профессионального образования. Через два с половиной года ученики получат эстонское и латвийское свидетельства о среднем образовании и специальность – деревообработка, характерную для этого региона. И если раньше профессиональное обучение здесь проводилось с учетом подготовки кадров, необходимых в уезде Валгамаа, то теперь учитываются требования рынка труда Южной Эстонии и Северной Латвии.
В прежние времена у Эстонии были довольно тесные контакты с Финляндией. Сейчас они уходят на второй план?
Вовсе нет. Как раз сейчас мы начинаем развивать разные совместные программы приграничного сотрудничества с Финляндией, Латвией и Россией. Например, одна из тем программы сотрудничества Эстонии и Финляндии – миграция. На государственном уровне регистры населения Эстонии и Финляндии обмениваются данными. Известно, что около 60 тысяч человек из Эстонии работают или учатся в Финляндии. Но было не известно, сколько человек работают или учатся в Финляндии, живя при этом в Эстонии. Недавно в Тартуском университете было проведено новое исследование на основе данных передвижения мобильных телефонов, принадлежащих эстоноземельцам. Результаты показали: по крайней мере, 35 тысяч наших жителей совершают регулярные поездки между Эстонией и Финляндией. Некоторые из них, конечно, туристы, но, полагаю, что большинство – люди, которые регулярно ездят в Финляндию на работу или на учебу, но постоянно там не живут. И еще одна цифра: по крайней мере, четыре раза в год Финляндию посещали 79 тысяч абонентов мобильной связи. Это почти четверть всех эстонских визитеров в эту страну. Цифра большая! При этом за рамками исследования остались еще те, чьи мобильные телефоны во время пребывания в Финляндии были выключены. Конечно, это не проблема, но, безусловно, – новый факт. И, на мой взгляд, одной из тем программы должно стать улучшение информации.
По Вашему мнению, влияет ли на жизнь людей отсутствие пограничного договора с Россией?
Думаю, на обыденную, каждодневную жизнь не влияет. Ведь в практическом смысле граница – существует, она определена и согласована на межгосударственном уровне. Договор – формальность. Но если оценивать отношения в долгосрочной перспективе, он, конечно, должен быть.
Впрочем, приграничное сотрудничество можно осуществлять и без этого договора, что и делается: есть программы, есть много проектов, они действуют и успешно реализуются. Договор о границе – дело государственное, а приграничное сотрудничество – местное, региональное, и развивается оно хорошо, а в последнее время стало гораздо теснее. Мы много раз встречались с коллегами из Министерства регионального развития Российской Федерации, у нас принят меморандум о сотрудничестве между министерствами, мы быстро достигли соглашения по крупномасштабным проектам, в которых заинтересованы обе стороны. Наш министр и руководство российского министерства в этом году встречались, по-моему, три раза, чтобы обсудить все эти темы. Оба государства поддерживают приграничное сотрудничество, причем не только между Эстонией и Россией, но и между Россией и Финляндией, между Россией и Латвией.
Приграничные регионы – особые регионы, у них особые проблемы, и здесь многое можно сделать вместе. Думаю, через пару лет наши контакты упрочатся не только на человеческом уровне и между местными самоуправлениями, но и между государствами. К этому всё идет.
Элла Аграновская,
специально для «янтарного моста»
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2012. № 4 (8)

Яндекс.Метрика