Опыт стран Балтийского региона в области науки, высоких технологий и общественных институтов изучает вся Европа, а страны Скандинавского полуострова считаются одними из самых благополучных на континенте. Тем более парадоксально, что на территории этих стран рядом с современными городами и ухоженными деревушками живет народ, сохранивший тот уклад жизни, который он вел испокон веков. На протяжении долгих столетий рядом со стремительно развивающимися народами Северной Европы живут саамы, которые передовым технологиям предпочитают выпас оленей, рыбную ловлю и охоту.
Саамы, финны или лопыри?
Саамы – очень древний народ, возраст этого этноса насчитывает не менее 5000 тысяч лет. В письменных источниках первое упоминание о саамах датируется первым веком нашей эры.
Современные представители этого народа называют себя «сами» и «саами», но откуда произошло это самоназвание доподлинно неизвестно. Согласно наиболее распространенной версии, саами – топоним балтийского слова «zeme» — земля. Считается, что именно с этим самоназванием связано и финское название Финляндии – Суоми.
Ранее же другие народы Европы называли саамов иначе. Так, древнеримский историк Тацит называет их «fenni» и пишет о том, что это народ, «живущий далее на восток от эстиев, не знающий земледелия и ведущий кочевой образ жизни». Такое название народа — «fenni» — вероятнее всего происходит от немецкого корня со значением «находить», «искать» (finden). Более поздние историки и этнографы пишут о саамах, используя тот же этноним «finn». Византийский писатель VI века Прокопий Кесарийский называет этот народ «Skrithifinoi», более поздний географ из Равенны называет саамов «Sirdifenni», готский писатель Иордан называл их «finni», и т.д. Вполне очевидно, что и само название страны Финляндии происходит от этого народа, названного на немецкий лад.
Также саамов называли «lapp». Именно под таким названием они встречаются в скандинавских сагах и именно так этот народ назван в «Деяниях даннов» — монументальном труде, написанном датским писателем Саксоном Грамматиком на рубеже XII-XIII вв. Считается, что такое название происходит от перевода на древнешведский язык одного из старых (ныне исчезнувших) самоназваний саамов, которое было производным от слова со значением клин, вставка в одежде. Со шведского же слово «lapp» переводится, как лоскут ткани, кожи. Ученые до сих пор не могут придти к однозначному ответу, о каком клине идет речь. На Руси саамов также называли производным существительным именно от «lapp» — лопырями. В древних новгородских и московских источниках также саамов называют терской лопью.
Вероятнее всего, именно от этого слова и происходит название территорий, на которых проживают саамы — Лапландия (другие варианты – Лаппония и Лаппоника), что переводится, как «земля лопарей».
Где находится Лапландия?
Многие ошибочно полагают, что земля саамов – Лапландия – находится в пределах какого-то одного государства. Зачастую это название связывают либо со шведской провинцией Лапланд, либо с финской провинцией Лаппи. На самом же деле Лапландией называют территорию, на которой проживают саамы, и она располагается в пределах четырех стран: в Финляндии, Швеции, Норвегии и России.
Сами саамы называют свою землю не Лапландией, а Сампи, что дословно переводится, как «Земля саамов», а словом Лапландия саамскую территорию называли скандинавы и русские.
Столицей Лапландии считается город Рованиеми, который располагается на территории Финляндии в 940 км от Хельсинки. Население Рованиеми составляет порядка 60 тысяч человек и, разумеется, далеко не все жители этого города — саамы. Рованиеми — древний город: первые поселения на его территории возникли в IX веке, а в письменных источниках он упоминается, начиная с середины XV столетия.
Сегодня этот город, расположенный в 8 км от полярного круга в месте слияния рек Оунасйоки и Кемийоки, пользуется невероятной популярностью среди туристов. Это неудивительно, ведь город окружен горнолыжными курортами, а также здесь располагается резиденция финского деда Мороза – Йоулупукки.
Имеют лапландцы и свой флаг, который они вывешивают на неофициальных торжественных мероприятиях, а также свой национальный гимн, которым стала песня одного из древних саамских родов.
Сколько саамов на Земле?
Саамы – один из самых малочисленных народов Европы. Сегодня их общее количество едва достигает 100 тысяч человек, расселившихся на территории четырех стран. Большая часть саамов проживает в горной местности Норвегии и в Швеции. В Финляндии насчитывается порядка 8 тысяч саамов, а в России проживает всего-навсего 1,8 тысяч представителей этого народа.
Столь малая численность саамского населения России удивляет уже потому, что в давние времена саамы занимали практически весь Кольский полуостров. В наши же дни, согласно данным переписи населения 2010 года, здесь проживает не более 1770 саамов и лишь 13% от этого числа сохранили свой традиционный уклад жизни. Численность саамов стремительно сокращается: за последние десять лет саамское население России уменьшилось на 11%. Причем сокращение численности этого народа на территории России началось еще в позапрошлом веке из-за повального алкоголизма, частых эпидемий, браконьерской охоты русских на оленей и частичной ассимиляции. Не изменилась ситуация и сегодня.
Саамы России говорят на трех языках, причем все они вскоре могут стать «мертвыми». Так, носителями йоканьгско-саамского языка считается всего лишь 10 человек, коллта-саамский язык помнит 20 человек и чуть лучше ситуация – хотя все равно критическая – с кильдинским саамским: на этом языке разговаривает порядка 500 человек. А бабинско-саамский язык уже сегодня перешел в разряд «мертвых» — на этом языке больше никто не разговаривает.
В Финляндии, Швеции и Новрегии саамское население находится в менее плачевном состоянии.
Так, например, в Финляндии права саамов, как старейших коренных жителей этой страны, обеспечиваются культурной автономией. Разница положения саамов в России и в других странах заключается в том, что права этого народа в Скандинавии законодательно закреплены, а у самих саамов есть свой парламент, без согласия которого не принимаются никакие законодательные акты, затрагивающие жизнь лапландцев.
На саамских языках и в Скандинавии разговаривают довольно мало, но отмечается рост интереса к этим языкам со стороны молодежи. Популяризации саамских языков способствует и государственная поддержка, благодаря которой существуют курсы по изучению этих языков и диалектов.
Кто такие саамы?
Антропологический (расовый) тип саамов однозначно не определен до сих пор. Одни ученые склоняются к тому, что саамы относятся к монголодиной расе, другие утверждают, что саамы – палеоевропейцы. Согласно еще одной версии, этот народ относится к так называемой лапоноидной расе. Эта раса характеризуется низким ростом, большой длиной туловища относительно ног, довольно слабо развитым, в сравнении с народами европеоидной расы, третичным волосяным покровом и более темной, чем у их соседей – прибалтийских финнов и скандинавов – окраской волос и глаз. Представителям лапоноидной расы также характерен широкий лоб и относительно маленькие размеры глазниц, слабо выступающие носовые кости, низкая переносица и вогнутой формы спинка носа.
Таким образом, получается, что лапоноиды сочетают в себе как черты, характерные для европеоидной расы, так и те черты, которые характерны для монголоидной расы. Тем не менее, принято считать, что лапоноиды приобрели эти черты не в результате смешения двух рас, а, напротив, сохранили в своем антропологическом типе черты древнейшего населения северной Европы. То есть, лапоноиды – это неспециализированный расовый тип, в котором никогда не были до конца развиты ни европеоидные, ни монголоидные особенности.
Лапоноидный тип – это западный вариант более широкого древнего комплекса, который сегодня представлен сублапоноидным, субуральским и уральским типами, которые распространены в лесной и субарктической зонах Евразии. Народы, относящиеся к этим типам, имеют сходство не только внешнее, но и языковое. В наиболее чистом виде этот архаичный тип сохранился на востоке – это народ манси и на западе в лице, собственно, саамов.
Сегодня саамы разговаривают на финно-угорском языке, но считается, что раньше этот народ изъяснялся на так называемом палеоевропейском языке, генетическая принадлежность которого не установлена. Эта гипотеза выстраивается на основании того, что в так называемой базовой лексике (вода, земля, дерево, камень и т. д.) сохранившихся до сегодняшнего дня саамских языках содержится существенный пласт слов, не имеющих параллелей ни в уральских языках, ни в языках каких-либо других семей. Кстати сам саамский язык, несмотря на малочисленность этого народа, сохранил огромное количество диалектов, которые так сильно разнятся, что их можно называть с некоторой натяжкой отдельными языками.
Как саамы расселялись в Северной Европе
Современные границы расселения саамов простираются от северной Норвегии и Швеции до Кольского полуострова в России. Общая площадь территории, на которой живут саамы, равняется примерно 400 тысячам кв. км. Раньше же территории, на которых проживали саамы, были значительно больше.
На таком огромном пространстве саамы, естественно, не представляли собой единого этнического массива. В зависимости от степени и скорости адаптации к конкретным природным условиям и от изменчивости этногеографической ситуации формировали протосаамские группы. Причем на севере Европы они были более монолитными, чем на юге, где саамы были гораздо более малочисленны и жили маленькими группками.
Начиная с I тысячелетия нашей эры коренное саамское население современных Финляндии, Карелии и севера России было частично ассимилировано и вытеснено продвигающимися с юга финнами, карелами и славянами. Первоначальное продвижение этих народов на территории саамов носило торговый характер. Развитие торговли отразилось и на образе жизни этого народа: у кочевников стали появляться зимние деревни, в которые приплывали соседние народы торговать.
В середине минувшего тысячелетия – в XV-XVI веках — на саамов накладывают оброк, которые те должны были выплачивать мехами и шкурами, а пришедшие с юга земледельцы начинают осваивать территорию, сокращая лесные угодья и тем самым вынуждая саамов ассимилироваться или уходить дальше на север.
Возможно, именно с приходом земледельцев с юга коренным жителям Севера Европы пришлось отказаться от своих традиционных промыслов – охоты и рыболовства – в пользу оленеводства. Впрочем, известно, что саамы приручали оленей еще в IX веке, но теперь они были вынуждены именно этот промысел сделать основным в обеспечении своей жизнедеятельности. Благодаря переходу к оленеводству, саамы расселились в неблагоприятной для земледелия горной тундре Скандинавии.
Все эти процессы привели к тому, что к XVIII-XIX векам была окончательно сформирована современная этническая территория саамов, а охотничье-рыболовческий уклад жизни был практически полностью вытеснен оленеводством. Впрочем, некоторые саамские группы до сих пор сохранили более архаичный уклад жизни.
Традиционный быт саамов
Самобытный язык саамов также характеризует и ключевое отличие этого народов от других жителей Европы. В их речи есть слова, описывающие и землю, и воду, и снег, и тишину, но зато они не знают такого глагола, как «владеть». Саамы не понимают, зачем присваивать что-то, если можно взять во временное пользование вместе с остальными.
Многовековое влияние на саамов со стороны норвежцев, шведов, датчан и русских так и не сумели исправить этот народ, который живет на Севере Скандинавии и России гораздо дольше, чем цивилизованные европейцы. На протяжении всей их истории саамов пытались «окультуривать» — насильно учить, обращать в христианскую веру, заталкивать в многоквартирные дома и лишь в последнее столетие европейцы поняли, что невозможно саамов заставить «пить из чаши цивилизации» против их воли. Большинству из них попросту не нужны блага современной цивилизации.
Испокон веков саамы вели полукочевой образ жизни, промышляя охотой, рыболовством, а позднее — оленеводством, и большинство из них так и не изменило, несмотря на все попытки соседних народов, своим привычкам.
Во время кочевий лапландцы живут в остроконечных жилищах, которые покрываются оленьими шкурами. Называется такой тип жилья на саамской языке кувакс или ковас. Есть у саамов и постоянные жилища — коту, которые представляют собой остроконечное шестигранное сооружение из бревен. Также строили саамы и тупе или пырту — то есть, рубленые из бревен дома, рассчитанные на одну или две семьи.
Места своих стоянок саамы называют погостами. Главный критерий при выборе погоста — обилие ягеля, которым питаются олени. На протяжении года саамы кочуют от одного погоста к другому, а каждые 15-20 лет место погоста меняется на абсолютно новое.
Традиционная одежда саамов приспособлена, главным образом, для длительного пребывания на открытом воздухе, что неудивительно для кочевого народа. Наибольшей популярностью среди саамов пользуются гакти и юпа — традиционная верхняя суконная одежда, а также печок — верхняя зимняя одежда, сшитая из двух оленьих шкур мехом наружу, которая из-за своей плотности не продувается ветром. Также саамы носят торк — зимнюю одежду, которая, наоборот, сшита мехом внутрь.
Зимой саамы ходят на скользящих лыжах, которые они называют «савех», камусных подволоках — «колас», «каллк», и непарных лыжах. По воде саамы передвигаются на стянутых древесным корнем небольших дощатых лодках, которые называются «вэнс» и на больших дощаниках — «карабасах».
Рацион саамов существенно разнится в зависимости от времени года. Летом они предпочитают рыбу, а зимой — мясо. Основой рациона саамов служат рыба, птица, млекопитающие, молоко и различные ягоды (голубика, морошка, черника и т. д.). Также саамы собирают сосновую кору и чагу с березы. Из чаги — болезненного нароста на стволах березы — саамы делают заварной напиток, который они пьют также часто, как мы — чай.
С давних времен саамы известны, как искусные ремесленники. Корзины, сплетенные умельцами этого народа, получались настолько прочными и плотными, что их использовали вместо ведер — они могли удерживать воду. Также к традиционным ремеслам саамов относят прядение и обработку шкур, кожи, кости, рогов и дерева. Из музыкальных инструментов у саамов наибольшей популярностью пользуются свистковые флейты, шаманский бубен, а также колокольчики – «келл» — которые подвешиваются на шею вожака стада оленей
Верования саамов
Этот древний народ славится неторопливым бытом и философским отношением к жизни. Не только уклад жизни саамов отличен от той жизни, что ведут жители суетливых городов – само время в представлении этого народа течет по-другому.
Саамы считают, что существует не четыре, а пять времен года: зима, весна, лето, осень и каамос. Пятое время года – это таинственный период, когда на землю саамов опускается полярная ночь, которая длится с середины декабря до конца января. В это время днем приходят волшебные сумерки, а по ночам саамское небо озаряется таинственным северным сиянием. В представлении саамов, это сияние связано с отблесками снежинок, которые взметает в воздух сказочная лиса, охотящаяся далеко за горизонтом.
Саамы, как и любой другой народ древности, были склонны одухотворять окружающий их мир. В основе их верований лежали анимистические представления. Все в мире, по мнению саамов, имеет душу – и животные, и растения, и камни. В мире саамов духи обитают повсюду – на земле, в воде, в воздухе, в подземном царстве. Эти духи повелевали силами природы, а в случае непочтения к ним могли вызвать болезни и несчастья. Поэтому саамы старались жить в гармонии с природой: боялись обидеть землю и просили прощения у убитых медведей.
Также этот народ почитал священные камни, которые они называли сейдами и приносили им жертвоприношения. Саамы верили, что живущие в священных камнях духи покровительствуют им и помогают в охоте, рыболовстве и разведении оленей. Особенно почитаемым духом у саамов был Пырт-хозин или домашний дух, который считался покровителем домашнего очага. Для того, чтобы не гневить этого духа рядом с очагом в жилище саамов всегда выделялось «чистое место», которое тщательно убиралось и никогда не заставлялось предметами быта.
Также саамы поклонялись небесным светилам и обожествляли различные явления природы. В верованиях саамов был развит материнский культ, нашедший свое отражение в представлениях о Матерях Природы: Мадер-акка (старшая мать) и трех ее дочерях – Сар-акка (она помогала женщинам при родах), Укс-акка (оберегала жилище) и Юкс-акка (покровительствовала детям мужского пола). Среди покровителей промыслов также преобладали женщины, а особым уважением пользовалась Луот-хозик – покровительница оленьих стад. Именно к ней обращались с молитвой пастухи, отпуская оленей летом на вольный выпас. Помогала оберегать Луот-хозик оленьи стада еще одно женское божество – Рази-айка – «родительница травы».
Также у саамов было развито шаманство. Шаманов называли нойдами, и они предсказывали будущее, могли насылать и лечить болезни. Чаще всего шаманами становились мужчины, наследуя свои способности по наследству от отца. Впрочем, шаманству можно было и научиться. Специальной одежды у нойдов не было, а обряды они совершали посредством жертвоприношений и игры на бубне овальной формы, поверхность которого была густо покрыта рисунками, имевшими сакральное значение.
Самым известным культовым местом саамов считается остров Укко на озере Инариньярви. Вплоть до 50-х годов минувшего века там приносились жертвы духам. Впрочем, саамы до сих пор считают это место царством богов, поэтому они его не посещают и не советуют другим направляться на остров.
Саамы долго хранили свои традиционные верования, хотя первые попытки массового обращения этого народа в христианскую веру начали предприниматься еще в XVI веке. Причем процесс христианизации носил жесткий и принудительный характер: саамам запрещали разговаривать на их родном языке, а их специфическое пение считалось ужасным грехом, так как представители христианского духовенства воспринимали его как разговор с дьяволом.
Веком позднее христианизировать саамов стали пытаться посредством не кнута, а пряника. В результате в Скандинавии появилась саамская письменность, но сами представители этого народа по-прежнему не спешили предавать веру своих предков. Тем не менее, спустя века христианство все же укоренилось среди этого народа и сегодня саамы Норвегии, Швеции и Финляндии преимущественно исповедуют лютеранство, а саамы России – православие.
Впрочем, некоторые саамские роды так и не приняли христианства или приняли его лишь формально, на деле сохранив мировоззрение своих предков.
Сегодня наблюдается рост интереса к саамской культуре, традициям и верованиям, что приводит и к возрождению совсем недавно практически утерянных обычаев этого народа.
Саамы сегодня
Многие саамы до сих пор сохраняют прежний уклад жизни: занимаются выпасом оленей, рыбной ловлей и охотой. Тем не менее, многовековое соседство с русскими и скандинавами не могло не привести к тому, что значительное количество саамов все же переняло образ жизни более развитых соседей и интегрировалось в европейское общество.
Причем среди тех саамов, которые кочевью предпочли жизнь в городах, есть по-настоящему выдающиеся личности. Это и ученые, и политики, и музыканты, и даже звезды кинематографа. Так, например, знаменитая актриса, лауреат премии «Оскар» и обладательница многих других наград Рене Зеллвегер по материнской линии имеет саамские корни.
Много среди саамов уважаемых в мире политиков. Это и Уле Хенрих Магга – первый председатель постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, и Хельга Педерсен, занимавшая с 2005 по 2009 года пост министра рыбного хозяйства Норвегии, а сегодня являющаяся парламентским лидером Рабочей партии этой страны.
Внесли саамы свой вклад и в музыкальную сферу. К примеру, Мари Бойне Персен – норвежская певица саамского происхождения, в чьем творчестве умело сочетается традиционная саамская музыка и элементы джаза и рока. Она пользуется большой популярностью в Норвегии и выпустила уже около десяти альбомов.
Заметны саамы также в науке. Ларс Леви Лестадиус – шведский ботаник, чей вклад в изучение флоры севера Европы признается всей научной средой Европы, тоже выходец из саамского народа.
Саамы – не только один из самых малочисленных народов Балтийского региона. Это еще и один из самых необычных и загадочных народов Севера Европы: споры вокруг языка и расовой принадлежности этого народа до сих пор будоражат умы ученых. Несмотря на долгий контакт с пришлыми народами, коренные жители этой местности предпочли не играть по правилам чужаков – завязывать вражду и воевать за территории, а просто ушли дальше в леса и горы – туда, где им не будут неусидчивые скандинавы и русские мешать жить так, как они жили испокон веков. Конечно, влияние пришлых народов на саамов оказалось достаточно сильным, но все же этот народ смог сохранить свои обычаи, благодаря чему сегодня их можно считать уникальным народом для Балтийского региона.