Чернобыль: трагедия длиной в 30 лет

         Тридцать лет назад произошла самая крупная техногенная катастрофа в истории человечества – авария на Чернобыльской атомной электростанции. Поднявшееся радиоактивное облако облетело практически весь Земной шар и даже сегодня, спустя столько лет, последствия взрыва на четвертом энергоблоке ЧАЭС напоминают о себе.

Авария

В ночь с 25 на 26 апреля город Припять, возведенный специально для обслуживания Чернобыльской атомной электростанции, мирно спал в ожидании приближающихся майских праздников, которые в те годы были одним из важнейших событий в официальном календаре Советского Союза. Ночной сон был прерван в 01:24, когда на недавно введенном в эксплуатацию четвертом энергоблоке электростанции прогремел взрыв. Огромная плита защиты реактора весом в несколько тысяч тонн от взрыва взлетела на высоту около 30 метров и упала в активную зону, встав под углом в 45 градусов. Спустя примерно 25 секунд раздался следующий взрыв: воздух проник в реактор и вступил в реакцию с паром, содержащим частицы расплавленного графита. Взрывы привели к полному разрушению активной зоны реактора, систем охлаждения, а также зданий реакторного зала. Огромные куски графита, бетона и металлоконструкций сыпались на крышу хозяйственного блока, пробивая ее, как картонную коробку. В разрушенном реакторе продолжались неконтролируемые ядерные и химические (от горения запасов графита) реакции с выделением тепла, с извержением из разлома в течение многих дней продуктов горения высокорадиоактивных элементов. Остановить активный выброс радиоактивных веществ из разрушенного реактора удалось лишь к концу мая 1986 года.

Ликвидация

         Сразу после взрыва по тревоге были подняты пожарные и военные из городов Припять и Чернобыль, а также из близлежащих населенных пунктов. Пожарные, боровшиеся с огнем, не знали причины возникновения пожара, поэтому они всего лишь залили водой разрушенный реактор. Это только ухудшило ситуацию, и последовал еще ряд взрывов с выбросом большого количества радиоактивных элементов. Чтобы предотвратить распространение излучения, реактор был засыпан 5 тысячами тонн бора, доломита, песка, глины и свинцовыми смесями, которые сбрасывали с вертолета. Так как пожарные не знали о выбросе радиоактивных веществ, они тушили огонь без каких бы то ни было спецсредств, получая при этом смертельные дозы облучения.

Сброшенные сыпучие материалы остановили горение графита и воспрепятствовали выбросу в воздух новых зараженных радиацией частиц. Спустя две недели после атомного взрыва советские государственные органы приняли решение укрыть разрушенный энергоблок железобетонной конструкцией с собственной системой охлаждения.

В числе ликвидаторов Чернобыльской аварии были как местные военнослужащие, так и добровольцы со всех концов страны. Их задачей было похоронить реактор 4-го энергоблока, возведя над ним так называемый объект «Укрытие», в дальнейшем прозванный в народе «саркофагом». Работы длились несколько месяцев, в них принимали участие люди самых разных профессий, в том числе и ученые из Москвы, занимавшиеся задолго до катастрофы макетированием последствий ядерных катастроф и поиском средств дезактивации радиоактивного заражения.

При ликвидации было задействовано 40 тысяч 400 человек, 10600 единиц техники, в том числе 120 самолетов и вертолетов, а также роботы инженерной разведки. Благодаря огромным силам, задействованным при строительстве объекта «Укрытие», работы по его возведению были завершены уже в ноябре 1986, спустя всего 206 дней после утверждения окончательного проекта.

Эвакуация

Зарево пожара было видно за многие километры от ЧАЭС. От взрыва проснулись и припятчане, но вскоре снова уснули, а с утра как ни в чем ни бывало пошли на работу. Только на следующий день жители Припяти и близлежащих поселков услышали тревожное сообщение об опасной аварии. Эвакуация была хорошо организована, проходила спокойно, без паники.

В ночь на 27 апреля участковые инспекторы вместе с сотрудниками паспортного стола совершили поквартирный обход всех жилых домов, чтобы определить количество жителей, проживающих в каждом подъезде Припяти. К утру вокруг будущей Чернобыльской зоны отчуждения было сосредоточено 1400 автобусов и грузовиков, к ближайшей железнодорожной станции Янов подогнали два поезда. Для ускорения процесса эвакуации за несколько часов был дополнительно возведен понтонный мост через реку Припять.

27 апреля в 13:10 по местному радио было передано сообщение об эвакуации населения, а к 14:00 к подъездам были поданы автобусы, началась посадка. Затем в сопровождении машин ГАИ автобусы направились в пункты дезобработки в Иванковском, Вышгородском и других районах Киевской области, а оттуда – в деревни, где планировалось временно расселить жителей Припяти. Колонна из автобусов, грузовиков и военной техники вытянулась на 80 километров. Когда последнее транспортное средство выходило из Чернобыля, первое уже пересекало границы Киева

В 16 ч 30 мин, спустя два с половиной часа, эвакуация города Припять была практически завершена. Большинство людей вывезли на автобусах, часть – поездами и теплоходами. Некоторые ехали на личном транспорте. Всего свои дома покинули 47 тысяч человек, абсолютное большинство из которых больше никогда не вернулись обратно.

 

Последствия

В результате взрыва на Чернобыльской АЭС радиоактивные выбросы в атмосферу достигали высоты 1,5 метра. После взрыва дувший в тот момент с юго-востока ветер донес зараженное радиационное облако до Скандинавии. Пролетев над полуостровом, оно снова возвратилось на Украину. В день аварии направление ветра сменилось на западное. Второе загрязненное облако проплыло через Польшу в Чехословакию, затем в Австрию. В горных Альпах оно очистилось и вернулось в Польшу. Впрочем, сегодня, нет такого места на Земле, где бы не оставило свой след радиоактивное облако, зараженное Чернобыльской катастрофой. Без преувеличений, оно облетело весь мир.

Но основной удар пришелся на северную Украину и соседнюю Беларусь. Около 200 000 человек было эвакуировано из зон, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Заражение было настолько сильным, что в радиусе 10 километров от ЧАЭС деревья, принявшие на себя максимальную долю выброса радиоактивной пыли, окрасились в буро-красный цвет. По ночам погибшие деревья светились, что было следствием радиоактивного распада частиц из активной зоны реактора.

По официальным данным, в чернобыльской катастрофе пострадало около 600 000 человек. Самая большая группа – 200–240 тысяч человек – ликвидаторы (спасатели, солдаты, пожарные, а также милиционеры). Тех, кто первыми приступил к тушению пожара, на Чернобыльской АЭС привезли в Москву. Но спасти пожарников не удалось. Слишком большие дозы радиации они получили. Их похоронили на Митинском кладбище столицы в могилах-саркофагах. Иначе было нельзя; радиоактивное излучение от их тел было настолько сильным, что представляло опасность для живых. Следующая группа – около 116 тысяч человек – жители близлежащих областей Чернобыля. Еще 220 тысяч человек были эвакуированы позже с загрязненных территорий Белоруссии, Украины и России. Однако и по сей день на зараженной земле остаются жить около 5 миллионов человек.

Причины катастрофы

До сих пор никто не может сказать наверняка, что же послужило причиной роковой аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Существует огромное количество версий как вполне правдоподобных, так и крайне маловероятных. Так, например, есть мнение, что авария – результат диверсии, проведенной американскими спецслужбами в годы холодной войны. Довольно популярно мнение, что реактор был выведен из строя небольшим землетрясением. Такая версия, конечно, имеет право на существование, но она не учитывает то факт, что станция была построена в зоне крайне низкой сейсмоактивности.

Согласно самой распространенной версии и, пожалуй, наиболее заслуживающей внимания, авария произошла из-за халатности руководства АЭС, инженеров, смежников и даже простых рабочих, участвовавших в возведении атомной электростанции. Так, еще в период строительства неоднократно выявлялись нарушения при проведении работ. Например, на объекте использовались бракованные или низкокачественные материалы. Об этом все знали, но закрывали на это глаза. Времени на доставку новых просто не было: руководство требовало, чтобы станция была введена в эксплуатацию в строго установленные сроки. Эту версию подтверждают и недавно рассекреченные документы КГБ. Из них стало известно, что в 1986 году было выявлено наличие трещин в плитах перекрытий на третьем и четвертом энергоблоках, введенных в эксплуатацию в 1981 и в 1983 году соответственно. В результате железобетонные конструкции постоянно перегревались, достигая температуры в 160°С, при которой бетон теряет свои свойства, хотя по проекту температура поверхности стен не должна была превышать 90°С.

Через три года после введения в строй четвертого энергоблока, в 1986 году, было принято решение об остановке реактора для проведения эксперимента по измерению инерционного вращения турбогенератора. Однако близился важнейший для СССР праздник 1 Мая, электричество было необходимо для подготовки к празднованиям. В итоге, вместо того, чтобы остановить реактор, как и планировалось в дневную смену, эксперимент решили провести ночью, когда энергопотребление существенно падает. Сотрудники, работавшие в ночную смену, не были достаточно хорошо подготовлены к такой сложной манипуляции. По мнению некоторых экспертов, им не хватило всего лишь пары секунд до включения системы безопасности, которая предотвратила бы перегрев турбогенератора, который в итоге и привел к роковому взрыву.

Новый саркофаг

После недолгого перерыва работа оставшихся неповрежденными энергоблоков Чернобыльской АЭС была возобновлена: станция имела стратегическое значение, и ее закрытие привело бы к большому энергетическому дисбалансу в ряде регионов Украины. Лишь в декабре 2000 года были окончательно выведены из эксплуатации все энергоблоки, однако и по сей день на станции работает около 2000 человек. С момента остановки последнего энергоблока потребовалось 15 лет для того, чтобы полностью изъять отработанное ядерное топливо, однако графит в реакторах остается и по сей день. Дело в том, что ученые до сих пор не нашли безопасный способ его извлечения из конкретной модели реактора.

Объект «Укрытие», который был построен над четвертым энергоблоком еще в год аварии, был рассчитан на 30 лет эксплуатации и сегодня остро стоит угроза его обрушения. В 2007 году французская компания Novarka приступила к сооружению нового саркофага – НБК («Новый безопасный конфайнмент»), который должен быть возведен над старым объектом «Укрытие». По проекту НБК – это будет огромная арка высотой 110 метров и длиной – 165. Ее возводят неподалеку от четвертого энергоблока. Арка состоит из двух частей. Каждую из них построили отдельно, а в 2015 году они были соединены вместе. Планируется, что НБК похоронит под собой устаревший саркофаг в 2017 году.

Чернобыльская зона отчуждения сегодня

         Чернобыльская зона отчуждения до сих пор остается объектом крупных инвестиций и пристального внимания не только ученых, но и простых людей. Крупнейшая техногенная катастрофа в истории человечества будоражит умы экстремалов и вызывает непреодолимое желание «прикоснуться к трагедии», увидеть воочию, что же происходит сегодня там, в заброшенных городах и селах, окутанных невидимой радиацией.

В зону стремятся попасть (и попадают) самыми разными способами. Кто-то идет «самоходом»; тридцатикилометровая зона отчуждения охраняется не лучшим образом, и знатоки знают множество мест, где можно незамеченными проникнуть через обветшавший забор с колючей проволокой. Это совсем не безопасный способ проникнуть в Чернобыльскую зону отчуждения: у таких путешественников зачастую есть фотоаппараты, стоящие не одну сотню тысяч рублей, но нет банально радиометра. Радиация же расползлась по зоне обязательного отселения пятнами, и если человек сейчас находится в «чистой» точке, то стоит ему сделать два шага, он может оказаться в «радиационном пятне», где показатели радиометров зашкаливают.

Однако же, если есть спрос, будет и предложение. Несколько компаний занялись организацией поездок в Чернобыльскую зону отчуждения. Сегодня уже можно выкупить тур и вполне легально попасть туда. Безусловно, это более безопасный способ посетить зону отчуждения. География туристов, посещающих Чернобыль, не ограничивается гражданами Украины и стран СНГ; в зону едут и из Японии, и из США, и из Австралии и из многих других стран. В последние пару лет в связи с известными событиями на Украине резко сократилось число жаждущих попасть в Зону из России, хотя именно отсюда прежде шел основной туристический поток. Тем не менее, не проходит и дня, чтобы на центральной площади заброшенного города Припять не припарковался туристический автобус.

Впрочем, туристический маршрут не ограничивается исключительно главной площадью некогда процветавшего города. Тридцатикилометровая зона хранит в себе множество следов ликвидации катастрофы, остатков заброшенных населенных пунктов, рыбхоза, колхоза и т.д. Она интересна и с культуроведческой точки зрения: места эти древние, и жившие здесь до 1986 года полищуки (жители Полесского района) сохранили множество преданий старины и уклад, несколько отличающийся от привычных для нас представлений о быте восточных славян.

Как правило, наибольший интерес у посещающих зону вызывают такие объекты, как, например, село Копачи. Вернее то, что от него осталось — только табличка с названием. Все дома закопаны в землю, но холмики и провалы хорошо видны, как и знаки радиационной опасности.

Не меньшее внимание туристов привлекает густое кружево остановившихся навсегда подъемных кранов; там строили, но так и не закончили вторую очередь АЭС и, конечно же, объект «Укрытие», в просторечии «саркофаг». Там, за бетонными стенами станции, вдоль которой тянется большой пруд-охладитель с бетонными берегами, все еще тлеет ядерный реактор, и никто толком не знает, какие физические процессы и химические реакции происходит в нем сегодня.

По дороге к Припяти был когда-то сосновый лес, по которому «прямой наводкой» ударила радиация из четвертого энергоблока. Лес уничтожили, засыпали песком, а теперь он вырос снова. Там сильно «фонит», но деревья растут и выглядят вполне здоровыми. На внешних стенах домов, внутри помещений – везде «граффити». Говорят, приезжали какие-то иностранцы в противогазах, с красками и так выразили свое отношение к произошедшему здесь; как-то оживить город попытались. Лучше бы не пытались. И так идешь как по открытому кладбищу, а тут еще страшноватые фигуры на стенах, больше всего напоминающие следы от испарившихся людей в момент взрыва ядерной бомбы в Хиросиме. Гнетущее впечатление оставляет детский сад: брошенные игрушки, рисунки, перевернутые детские кроватки, стулья, столики…

В Припяти потрудились мародеры. Что не утащили – сожгли, испортили. Из многих домов исчезли даже лифтовые механизмы: я это обнаружил, когда чуть не рухнул в шахту лифта, неосторожно опершись о двери. Мародеры разобрали на металлолом многие брошенные машины. Говорят, и сейчас чернобыльский металл, уже переплавленный, дает о себе знать повышенным фоном. Чаще всего почему-то фонит сельхозтехника.

Сегодня в Чернобыльской зоне отчуждения находятся не только ученые и обслуживающий персонал атомной электростанции. Здесь также до сих пор живет несколько десятков пожилых людей. Их называют «самоселами», хотя правильнее было бы называть «возвращенцами». Это те местные жители, которые не смогли расстаться с домами, в которых жили их родители и деды. Несмотря на опасность жизни и строжайшие запреты, вскоре после катастрофы они вернулись в свои дома. Их неоднократно выдворяли за пределы за Зоны, но они возвращались сюда снова и снова. Началась своего рода партизанская война против государства – жители Полесья еще помнили немцев, от которых они прятались в лесах. Ту же тактику они применили и при попытке вернуться в свои родные дома. Так, один старик несколько лет укрывался от охранников в собственноручно выкопанной им землянке в лесу. В конце концов на «возвращенцев» махнули рукой: мол, это пожилые люди, не так долго им осталось, пускай уже доживут свои дни в своих домах.

Их число неуклонно сокращается: все-таки возраст дает о себе знать. И именно они вызывают наибольший интерес у туристов. Для некоторых из них туристы – это способ подзаработать, своего рода бизнес. Они ведут натуральное хозяйство и с огромным удовольствием предлагают туристам приобрести сало или самогон по таким ценам, по которым продаются разве что элитные напитки в очень дорогих магазинах. Другие же, наоборот, бескорыстны, воспринимают туристов как друзей и очень рады, когда они к ним приходят. Могут попросить помочь немного по хозяйству: дерево там убрать, упавшее на могилу родственника, или дров поколоть…

Словом, каждый, кто приезжает в зону, находит здесь что-то свое: кто-то хочет увидеть заброшенный город, кто-то пощекотать нервы, приблизившись к местам, где фиксируются высокие показатели уровня радиации, а кто-то наслаждается общением с «самоселами». Как бы то ни было, со временем на катастрофе 1986 года стали делать бизнес, который приносит неплохую прибыль частным предпринимателям.

Тревожит то, что туристы все больше воспринимают Чернобыльскую зону отчуждения как парк развлечений, забывая о том, что сотни тысяч людей пострадали вследствие катастрофы, и их число продолжает расти. (вокруг территорий обязательного отселения до сих пор очень высокий уровень онкологических заболеваний). Что тысячи квадратных километров заражены и теперь не пригодны для жизни. Что еще не одно десятилетие человечество будет расплачиваться за роковую ошибку 1986 года.

Яндекс.Метрика