ДОВЕРИЕ НЕ МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ ИЗ НИОТКУДА РОССИИ И ЕВРОСОЮЗУ НЕОБХОДИМ РЕАЛИЗМ

НАДЕЖДА АРБАТОВА
РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА ЕВРОПЕЙСКИХ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНСТИТУТА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ РАН
В истории отношений России и Европейского союза было много взлетов и падений. Но в самые трудные периоды — во время косовского и кавказского кризисов – именно Евросоюз становился посредником между Россией и США, вытягивал оказавшиеся в тупике российско-американские отношения на какой-то новый уровень.
В настоящее время в отношениях России и ЕС, так же, как и в отношениях России и Запада в целом, наблюдается спад, который связан как с внутренними, так и с внешними факторами. Кризис очень сильно повлиял на восприятие Запада в России – в особенности, кризис европейского проекта, который вызвал в России негативную реакцию и заставил сомневаться в том, что для России этот путь вообще подходит.
Но, думаю, что ситуация изменится, поскольку в ЕС наметился медленный выход из рецессии, а Россия всё же вернется к своему естественному европейскому выбору. И это выбор не столько отношений России и ЕС, сколько модернизации самой России.
В определении внешнеполитического курса свою роль сыграли и события, происходившие в России, – ужесточение некоторых нормативных актов в отношении неправительственных организаций и оппозиции. Это вызвало негативную реакцию в ЕС, а негатив имеет тенденцию нарастать как снежный ком. Российская политическая элита ответила обвинениями в адрес Запада – упреками в подстрекательстве оппозиции. Итогом стало фактически прекращение переговоров по базовому соглашению Россия – ЕС. На пути к его подписанию есть три препятствия – разногласия по «ВТО-плюс», разногласия по третьему энергетическому пакету ЕС и разногласия по визовому режиму.
Раньше многие говорили – для того чтобы сдвинуть отношения России и ЕС с мертвой точки, необходима деполитизация. И что? Сейчас на переговорах политические вопросы фактически не выдвигаются, речь идет, в основном, о технических и экономических темах. Но продвижения всё равно нет, потому что в реальной жизни политику нельзя отделить от экономики.
Что такое проблема «Газпрома» в контексте третьего энергетического пакета ЕС? Это не только экономическая, но и политическая проблема. «Газпром» не вписывается в сегодняшнюю политику либерализации. А за этим стоит, как мне кажется, более серьезная, фундаментальная проблема, имеющая объективный характер.
Сегодня ЕС и Россия находятся на разных уровнях развития. Россия начала свой капиталистический путь лишь после распада Советского Союза, а многие страны ЕС уже давно прошли стадию государственно-монополистического капитализма. И поскольку Россия не совпадает с ЕС по фазам развития, то ЕС должен выработать по отношению к России реалистическую стратегию – с учетом особенностей нашего постсоветского развития.
А Россия, со своей стороны, должна отказаться от фобии «оранжевых революций», от подозрений в том, что все хотят покуситься на её суверенитет. Мне кажется, что это недопустимо для страны, считающей себя великой державой, и создает какой-то комплекс неполноценности – опасения, что все нас хотят обидеть, плетут против нас заговоры.
Мне кажется, что для решения проблемы взаимоотношений России и ЕС обе стороны должны выработать абсолютно реалистический подход друг к другу. Россия и ЕС должны смотреть друг на друга не через розовые очки, а с пониманием особенностей развития каждой из сторон. Может быть, ЕС очень хочет, чтобы Россия была процветающей демократией, но сегодня это не так. А основывать отношения на том, какой хотел бы видеть Россию Евросоюз, неправильно. Нужно искать общие проекты, общие точки соприкосно- вения, потому что доверие не может возникнуть из ниоткуда.
Доверие, как правило, основывается на двух факторах – это определение общих интересов и законодательное закрепление. Даже во времена холодной войны Советский Союз и США шли на подписание крупнейших договоров в области разоружения. В определении общих сфер сотрудничества я вижу выход из нынешней патовой ситуации. И сегодняшняя битва за Украину – это результат того, что после распада Советского Союза ни Россия, ни ЕС не смогли выработать конструктивной повестки дня для постсоветского пространства.
В течение длительного периода страны Балтии стояли особняком в ряду остальных стран ЕС, хоть они были и членами НАТО, и членами ЕС. Но сейчас этого нет, сейчас Россия воспринимает страны Балтии как неотъемлемую часть ЕС и НАТО. Правда, у этого есть и проблемная сторона: когда у России ухудшаются отношения с этими организациями, это бумерангом бьет и по странам Балтии. Но то, что Россия перестала отделять страны Балтии от других государств ЕС – это положительный факт, свидетельствующий об определенных переменах в психологии. Но это вовсе не означает, что страны Балтии в эмоциональном плане стали нам менее близки.
Когда Россия превратится в современное государство с новой экономикой и развитой демократией, в отношениях России и ЕС не будет никаких проблем.

 

Яндекс.Метрика