ИМПЕРАТОРСКИЙ ЛЕТНИЙ САД: ТРИ ВЕКА СПОРОВ И ПРИМИРЕНИЙ

Этим летом петербуржцам, столь трепетно относящимся к архитектурному облику северной столицы России, «вернули» Летний сад, после почти трехлетней реставрации. Долгое время сохранялась интрига – каким он предстанет вновь? Открытый в день основания Санкт-Петербурга 27 мая, Летний сад вызвал бурю эмоций, от восторгов до суровой критики – равнодушным не остался никто. Что же увидели посетители на тропинках и аллеях, воспетых Александром Пушкиным?
Отсчет истории первого регулярного парка Санкт-Петербурга ведется с 1704 года, когда упоминание о нем встречается в документах за подписью царя Петра. Государь принимал деятельное участие в создании сада и приказывал доставлять в Петербург «огородных семян, кореньев» и всяких цветов, да «не по малу, а больше тех, кои пахнут».
Впрочем, этот факт, как полагает директор Русского музея Владимир Гусев, указывает на то, что Летний сад был основан даже не в 1704 году, а вместе с Санкт-Петербургом – в 1703 году, поскольку в переписке речь идет о закупке растений для уже существующего сада. Известный поклонник европейской культуры во всем, российский император решил обзавестись собственным подобием Версальского парка. План этого регулярного, симметричного по структуре сада был изначально намечен Петром, и лишь позднее за его разработку принялись профессиональные архитекторы.
Со всех концов страны и из Европы в Летний сад поступали саженцы липы и пихты, кусты сирени, луковицы тюльпанов и лилий, семена лекарственных трав. С экзотическими для тех времен растениями соседствовали обычные российские деревья и травы. В саду росли березы, клены, яблони, вызревали смородина, крыжовник и малина, а для обрамления партеров, порой, использовалась обыкновенная брусника. Такое изобилие растений сложно было представить нашим современникам, которые помнят Летний сад до реставрации: деревья, не получавшие на протяжении долгих лет должного ухода, беспорядочно разрослись, закрыв от солнечных лучей растительность нижнего яруса. Даже трава почти перестала расти на газонах.
Единственным архитектурным сооружением, сохранившимся в Летнем саду с начала XVIII века, является Дворец Петра I, построенный в 1710–1712 годах по проекту архитектора Доменико Андреа Трезини. На одной из площадок, неподалеку от главной аллеи, в окружении густой зелени стоит памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Это первый в России монумент, посвященный литератору. Он был открыт в 1855 году. Ваятель Петр Клодт изобразил баснописца глубоко задумавшимся над раскрытой книгой. На постаменте из темно-серого гранита – барельефы популярных героев крыловских басен.
С течением времени изменялся облик Летнего сада. Кроны деревьев перестали постригать, и сад, сохранив регулярную планировку, принял вид пейзажного парка. В XIX веке он стал любимым местом прогулок и встреч русских писателей, музыкантов и общественных деятелей. На его аллеях императоры устраивали приемы для иностранных послов, здесь бывали Василий Жуковский и Иван Гончаров, Иван Крылов и Петр Чайковский. Украинский поэт Тарас Шевченко писал в саду со статуй свои этюды.
С любовью вспоминал о Летнем саде Александр Пушкин. В одном из писем к жене поэт сообщал: «Летний сад мой огород. Я, вставши от сна, иду туда в халате и в туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома».
С Летним садом связан и драматический эпизод русской истории. Об этом рассказывает мемориальная доска, укрепленная на ограде у главных ворот. Отсюда в апреле 1866 года террорист Каракозов стрелял в императора Александра II. К счастью, Каракозов промахнулся, был схвачен и казнен.
С течением времени изменялся облик Летнего сада. Кроны деревьев перестали постригать, и сад, сохранив регулярную планировку, принял вид пейзажного парка.
Одним из главных поводов для реставрации Летнего сада стала необходимость оздоровления зеленого массива. Каждое дерево тщательно исследовали, стараясь максимально сохранить зеленых «долгожителей». Как рассказал заведующий филиалом Русского музея «Летний сад, Михайловский сад и зеленые насаждения на территории музея» Сергей Ренни, на момент начала реставрации в саду было 1817 деревьев. Большинство из них сейчас в возрасте около 70 лет, около 10 процентов деревьев – старше 150 лет. Большой радостью для специалистов было обнаружение в результате исследований дуба, которому более 250 лет.
Главное дерево в Летнем саду – липа. Во время реставрации посажено 356 арочных лип и более 13 тысяч шпалерных лип, примерно столько же кустарников, 104 дерева различных пород и более двух тысяч лиан. Правда, пришлось вырубить 129 деревьев, но общий массив зелени увеличился за счет новых посадок. После долгого перерыва в Летнем саду вновь появились ели – любимые деревья Петра Первого. Вернулась в коллекцию даже брусника. Аллеи сада стали светлее за счет устранения сводчатости, которую создавали верхние ветви деревьев. Четкости аллеям добавили шпалеры – зеленые решетки, придающие форму живой изгороди. Это новшество многим не понравилось: «зеленые заборы» показались ценителям садово-паркового искусства грубыми. Сотрудники Русского музея, защищаясь от нападок, объясняют, что этот элемент – временный: он необходим, чтобы придать форму только что посаженным кустарникам. Через два-три года шпалеры полностью закроются зеленью, а если нет, то их просто снимут, обещают реставраторы. После реставрации все ключевые объекты, без которых невозможно представить Летний сад, естественно, сохранились. Отреставрирована и знаменитая ограда со стороны Невы, в центр которой вернулись главные ворота (они были сняты в 1867 году, чтобы на месте спасения императора построить часовню,
впоследствии разрушенную большевиками).
Сейчас ограде возвращен первоначальный облик, реализованный по проекту архитектора Юрия Фельтена. Центральные ворота невской ограды восстановлены по иконографическому материалу. Отреставрирован и павильон Кофейный домик. Ждет своей очереди Летний дворец Петра – его реставрация должна стать вторым этапом работ в Летнем саду.
Знаменитые статуи на аллеях заменили их точные копии, изготовленные специально для уличной экспозиции. Это была необходимая мера, которая позволит защитить памятники и сохранить их для потомков. На момент начала реставрации, по словам специалистов, в Летнем саду не было ни одной статуи или бюста, которые не имели повреждений или заметных следов реставрационных вмешательств.
Была разработана комплексная методика реставрации подлинных статуй и изготовления их копий. После детального восстановления всех утраченных элементов скульптур реставраторы снимали с оригиналов силиконовую форму, по которой изготавливается копия методом литья. Точность отображения настолько велика, что специалисты музея называют копии «клонами» статуй. Новые экспонаты для Летнего сада изготовлены из мраморной крошки, скрепленной полиэфирной смолой с наполнителями. Всего реставраторы сделали 90 новых статуй, а отреставрированные скульптуры будут «смотреть» на Летний сад из окон Михайловского замка.
Коллекция скульптур Летнего сада – одна из главных достопримечательностей Петербурга. Первые мраморные изваяния появились здесь еще при Петре Великом. Регулярная планировка сада требовала определенной расстановки декоративной скульптуры. Статуи на аллеях и площадках чередовались с бюстами, скульптурные группы украшали газоны и входы в садовые павильоны. Доверенные императора проводили тщательный отбор статуй для Летнего сада, которые доставлялись на берега Невы из Венеции и Рима. Одним из первых приобретений стали бюсты польского короля, выдающегося полководца Яна Собеского, его супруги Марии-Казимиры и королевы Швеции Христины, исполненные итальянскими мастерами в конце XVII века. В каждом объекте новой российской столицы Петр желал отразить мощь государства, рассказать о своих славных победах.
Мраморные скульптуры Летнего сада изображают героев античной мифологии или отражают в аллегорической форме важные для России петровских времен события и понятия – «Мореплавание», «Слава», «Архитектура» и другие.
Иностранным мастерам делались и специальные заказы. Самый яркий пример – композиция «Мир и изобилие», исполненная венецианским скульптором Пьетро Баратта в 1722 году. Она символизирует победу России в Северной войне, завершившейся Ништадтским миром. Россия представлена в образе молодой женщины, держащей в правой руке опрокинутый факел войны, а в левой – рог изобилия. Рядом с ней – окрыленная богиня Победы. Ногой она попирает поверженного льва, в одной руке держит пальмовую ветвь – символ мира, другой – венчает Россию лавровым венком. «Мир и изобилие» – единственная скульптура, которая после реставрации осталась в Летнем саду в подлиннике.
В саду остался еще один оригинал – скульптура «Вакх». Когда-то она стояла вместе с другими, но обветшала и была погребена под землю. В середине ХХ века была обнаружена. Впоследствии – пережила пожар и была еще сильнее повреждена. Руководство Русского музея решило поставить многострадального Вакха на почетном месте – «как символ судьбы Летнего сада». Скульптура размещена в павильоне Голубятня, построенном в ходе реставрации.
Коллекция скульптур Летнего сада — одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
В Летнем саду появилось несколько незнакомых горожанам объектов. Это воссозданные по чертежам исторические павильоны. В Голубятне – деревянном бело-желтом здании с башней, разместившемся в боскете «Птичий двор», – устроена выставка археологических находок с территории сада. Перед ним воссозданы вольеры, но держать в них птиц и животных, как в старину, не планируется. Ещё один новый павильон – «Малая оранжерея» – будет использоваться по назначению. Зимой здесь будут храниться кадочные теплолюбивые растения. Непривычно выглядит в Летнем саду воссозданный Менажерийный пруд – искусственный водоем округлой формы, в центре которого находится беседка с каменным фундаментом.
Современные петербуржцы воспринимают эти объекты как новые. Но, как утверждает директор Русского музея Владимир Гусев, все объекты находятся на прежних местах и на прежних фундаментах: «Ничего нового мы не придумали. Всё, что мы построили в Летнем саду, присутствовало здесь раньше. Мы не имели права на ошибку, с учетом значимости объекта. Ничего такого, что нанесло бы ущерб Летнему саду, нет».
Восстановлены далеко не все объекты, которые когда-либо существовали на территории сада. Много споров было по поводу того, в каком количестве воссоздавать фонтаны. Самые ранние – фонтаны центральной аллеи. Это были первые фонтаны в России. В течение XVIII века их становилось всё больше – до 70. Но система подачи воды оказалась несовершенной. Как отмечает Владимир Гусев, «с фонтанами Петр I, фактически, потерпел фиаско». После уничтожения большей части фонтанов разрушительным наводнением 1777 года, их не пытались восстанавливать. Теперь они снова есть.
В рамках проекта реставрации воссоздано восемь фонтанов. Особенно эффектны – «Пирамида» и «Гербовый» на Главной аллее. Впечатляюще выглядит «Коронный» фонтан в партере, расположенном вдоль Лебяжьей канавки, но многие петербуржцы считают его слишком вычурным. Один фонтан петровской эпохи решили музеефицировать, чтобы показать фрагменты старинных водоводов 1730-х годов. Над бывшим фонтаном «Лакоста» построен стеклянный павильон, благодаря которому посетители могут увидеть результат археологических раскопок.
Не остался без внимания в процессе реставрации еще один символ Летнего сада – огромная порфировая эльфдаленская ваза, подаренная в 1838 году шведским королем Карлом XIV Юханом императору Николаю I. Государь сам выбрал место для ее установки – у южного входа. Изящная трехметровая ваза гармонично вписалась в ансамбль первого регулярного сада Петербурга.
Незадолго до закрытия Летнего сада на реставрацию массивная ваза раскололась на две части. Тогда звучали предложения поставить в саду копию вазы, но, в конце концов, решено было восстановить подлинник. За реставрацию готов был взяться потомок шведского мастера, изготовившего этот сосуд из порфира, но в итоге работы были поручены российским специалистам.
За три века Летний сад испытал периоды расцвета и запустения. Вместе с городом он переживал военное лихолетье, удары стихии, вместе с ним торжествовал, праздновал победы. Летний сад снова с нами.
Екатерина Калинина,
специально для «Янтарного моста»
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2012. № 3 (7)

Яндекс.Метрика