«…КАК ВО ВРЕМЕНА ГАНЗЫ» В ДРЕВНЕМ ПСКОВЕ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ

Десятилетие назад Россия подписала и ратифицировала европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, что позволяет субъектам Российской федерации действовать в едином общеевропейском правовом поле, на основе единых принципов и целей, включаясь в процессы межрегиональной интеграции.
В сентябре 2012 года в Пскове состоялась VIII ежегодная конференция «Приграничное сотрудничество: Российская федерация и европейский союз и Норвегия» с участием представителей регионов, органов государственной власти, общественных организаций и экспертного сообщества соответствующих стран.
Конференция проходила в здании присутственных мест, построенном (в своей основе) еще в 1789 году. Ни за годы советской власти, ни в нынешней России во Пскове не было сооружено ничего более вместительного. Что красноречиво свидетельствует о приниженном положении когда-то великого и гордого города.
При открытии конференции звучали надежды на возвращение духа Ганзы на Балтику. Полномочный представитель президента России в Северо-западном федеральном округе (СЗФО) Николай Винниченко заявил, что само географическое положение и Пскова, и всего СЗФО создает условия для международного сотрудничества, для формирования пространства благополучия и добрососедства. Экономические связи России и евросоюза обладают значительным потенциалом – важно конвертировать накопленный опыт в новые проекты приграничного сотрудничества. Дополнительный же стимул этому дает вступление России во Всемирную торговую организацию. Представитель президента констатировал, что в связи со вступлением в ВТО новые перспективы открываются для углубления взаимодействия в рамках Делового совета «Северного измерения». Именно здесь нарабатываются наиболее весомые аргументы, которые будут способствовать выработке и подписанию нового Соглашения о партнерстве между Россией и ЕС.
ТЕСНЫй СОЮЗ, СЛАВНЫЙ В ИСТОРИИ ПОД ИМЕНЕМ ГАНЗЫ
В течение XIII столетия вольные города германские Любек, Бремен и другие, числом до семидесяти, вступили в общий, тесный союз, славный в истории под именем Ганзы… Когда Рига и Готландия присоединились к сему братству, тогда Новгород сделался еще важнее в купеческой системе Европы северной: Ганза учредила в нем главную контору… Немцы привозили тонкие сукна, в особенности фламандские, соль, сельди и хлеб в случае неурожая, покупая у нас меха, воск, мед, кожи, пеньку, лен. Ганза торжественно запрещала ввозить в Россию серебро и золото; но купцы не слушались устава, противного их личным выгодам, и доставляли Новугороду немало драгоценных металлов, привлекаемые туда славою его изобилия и рассказами, почти баснословными, о пышности двора Княжеского, Вельмож, богатых граждан. – Псков участвовал в сей знаменитой торговле, и правительство обоих городов, способствуя успехам ее, довольствовалось столь умеренною пошлиною, что Ганза не могла нахвалиться его мудрым бескорыстием.
Николай Карамзин
Николай Винниченко указал и на важное следствие развитого приграничного сотрудничества – оно создает атмосферу безопасности и стабильности в регионе Балтийского моря и на севере Европы.
Ханс Сков Кристенсен, возглавивший в 2011 году Балтийский форум развития, а до того в течение многих лет руководивший Конфедерацией датских промышленников, напомнил участникам конференции, что Псков исторически был не только оборонительной крепостью, но и членом Ганзейского союза. Кристенсен признал, что в развитии экономических связей имеются проблемы, при том что в странах Балтийского региона накоплен огромный инвестиционный и технологический потенциал: «Мы можем запускать свои проекты, не ожидая согласований в еврокомиссии. Мы рады, что такие инициативы есть и в России». В этой связи гость из Дании выразил уверенность в том, что начавшееся российское председательство в СГБМ, а также вступление России в ВТО позволят преодолеть имеющиеся проблемы и перевести сотрудничество на новый уровень. А Псков вновь станет таким же значимым торговым городом, как и во времена Ганзы.
Генеральный директор Секретариата Совета государств Балтийского моря Ян Лундин напомнил, что СГБМ – единственная региональная организация, предполагающая проведение регулярных саммитов глав правительств. «Мы ничего не делаем без России», – подчеркнул он и сделал обобщение, которое не часто можно услышать на международных форумах и применительно к международным организациям с участием России: «Мы – одна семья. У нас много общего. Мы хотим сотрудничать».
О российских приоритетах в приграничном торгово-экономическом сотрудничестве рассказал статс-секретарь, заместитель министра регионального развития Российской федерации Юрий Осинцев. Это, прежде всего: создание и укрепление нормативной базы приграничного сотрудничества; формирование и реализация программ приграничного сотрудничества; формирование и реализация планов действий и перечней мероприятий приграничного сотрудничества; реализация крупномасштабных инфраструктурных проектов в рамках приграничного сотрудничества.
Министерством ведется работа по формированию и актуализации договорной основы сотрудничества с приграничными государствами. За последние три года заключены межправительственные соглашения о содействии приграничному сотрудничеству с Казахстаном, Украиной, Финляндией; завершается подготовка к заключению подобных документов с Эстонией и Монголией. Эту основу дополняют подобные документы, заключенные с Польшей, Китаем.
Важным в этом направлении является продолжение нормативно-законодательной работы по обеспечению упрощенного порядка пересечения границы жителями приграничных территорий. Примерами тому являются межправительственные российско-польское Соглашение о порядке местного приграничного передвижения, российско- норвежское Соглашение об упрощении порядка взаимных поездок жителей приграничных территорий Российской федерации и Королевства Норвегия, российско-украинское Соглашение о порядке пересечения российско-украинской государственной границы жителями приграничных регионов Российской федерации и Украины.
Юрий Осинцев напомнил, что в июне 2012 года Россия подписала протокол № 3 европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, касающийся европейских региональных объединений сотрудничества. Протокол призван создать единообразную правовую основу, определяющую юридический статус, основные правила учреждения и функционирования подобных объединений. Развитие приграничного сотрудничества в рамках указанных объединений открывает широкие возможности для дальнейшей интеграции путем реализации совместных трансграничных проектов и стратегий развития, гармонизации нормативной правовой базы, совместного территориального планирования.
В этом контексте примечательна мысль, прозвучавшая в выступлении госсекретаря Министерства экономики и занятости Финляндской Республики Йоуни Хакала. Он акцентировал внимание на финском опыте в развитии взаимопонимания с Россией – опыте, который сегодня носит концептуальный характер для всего евросоюза. В 2012 году Финляндия и Россия подписали новое соглашение, что еще приблизило Россию к общеевропейским процедурам. Й.Хакала подчеркнул, что это сотрудничество уже много лет носит равноправный характер – с точки зрения финансового участия партнеров в совместных проектах.
К настоящему времени российские регионы и муниципалитеты участвуют в 11 европейских региональных объединениях сотрудничества – еврорегионах. С целью повышения эффективности приграничного сотрудничества и выработки единых принципов работы на этом направлении идет подготовка к созданию организации, объединяющей представителей всех приграничных регионов России, – Ассоциации приграничных регионов Российской федерации.
Наиболее ярким примером успешных партнерских отношений приграничных регионов России, евросоюза и Новегии, подчеркнул Юрий Осинцев, является взаимодействие в рамках европейского инструмента соседства и партнерства «Литва – Польша – Россия», «Эстония – Латвия – Россия», «Карелия», «Коларктик», «Юго-Восточная Финляндия – Россия». В целом в рамках пяти программ приграничного сотрудничества одобрено 186 проектов на общую сумму 178 млн евро. Они подразумевают осуществление мероприятий по широкому спектру направлений, таким как:
• логистика и дорожное хозяйство, в том числе в целях применения новейших методик в условиях Крайнего Севера;
• поддержка и стимулирование развития малого бизнеса, создание бизнес-инкубаторов;
• сельское хозяйство, рыболовство, животноводство и растениеводство;
• охрана окружающей среды, в том числе в части внедрения и использования новейших технологий;
• образование, гармонизация образовательных программ;
• туризм;
• поддержка детства, юношества, молодежной политики и спорта;
• анализ, исследования и разработка документации, необходимой для дальнейшей реализации инфраструктурных мероприятий, в том числе по строительству и реконструкции дорог и очистных сооружений.
Министерство регионального развития России нацелено на продолжение сотрудничества. Ведутся консультации в целях подготовки новых программ Россия – ЕС на период 2014–2020 годов. Министерство рассчитывает на учет европейской комиссией российских предложений при подготовке регламентов европейского союза о реализации программ на 2014–2020 годы. От этого будет зависеть и окончательная позиция об участии России в новых программах и об их софинансировании.
В этой связи с особым интересом участники конференции ожидали выступления Катарины Сёренсен, представителя Генерального директората по региональной политике еврокомиссии, охарактеризовавшей Стратегию ЕС для региона Балтийского моря и три года ее реализации. Она констатировала, что это – первая макрорегиональная стратегия ЕС. К.Сёренсен подчеркнула, что, с точки зрения еврокомиссии, мы должны отслеживать процесс и контролировать результаты. Мы опираемся на существующие институты (Северное измерение, СГБМ), а также на сотрудничество с Российской федерацией. Она напомнила, что европейский Совет попросил еврокомиссию подготовить в 2013 году отчет по реализации Стратегии. «Самый главный результат, – заявила К.Сёренсен, – постановка целей и задач для этой Стратегии. Акценты: качество моря, связанность региона, улучшение сотрудничества» Представитель еврокомиссии назвала и главные конкретные результаты, которые были достигнуты. Это, прежде всего, «объединение» фермеров с природоохранными организациями. Это создание «прочных сетей», например, сети «Рыба». В части финансирования было подчеркнуто, что главный принцип Стратегии – без дополнительных фондов. В следующий финансовый период Стратегия вместит в себя все программы, финансируемые в регионе Балтийского моря. Уже осенью 2012 года будет введен «новый инструмент для поиска денег» (речь идет об аналитических усилиях, нацеленных на достижение синергетического эффекта. – Ред.).
В контексте сказанного Катариной Сёренсен, а также интервью Яна Лундина (см. с. 54), примечателен главный «мессидж» выступления Станислава Лазовского, директора центра приграничного и межрегионального сотрудничества НИУ «Высшая школа экономике» (Санкт-Петербург). В своей презентации «Стратегии социально-экономического развития Северо-западного федерального округа Российской федерации на период до 2020 г.» он всячески подчеркивал, что она «синхронизирована» с Балтийской стратегией ЕС.
На необходимость укрепления региональной – балтийской – идентичности указал в своем выступлении Герхард Альмер, руководитель рабочего штаба германского председательства в СГБМ, посол МИД Германии. В этом заключался один из приоритетов завершившегося германского председательства. И состоявшаяся во Пскове конференция внесла свой вклад в решение этой задачи.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ, «ЗАМЕШАННАЯ» НА ТОРГОВЛЕ
Лес, воск, пушнина, рожь, пшеница, продукты леса Восточной и Северной Европы имели ценность, лишь будучи реэкспортированы на запад. А в обратном направлении обязательным ответом были соль, сукна, вино. Система эта, простая и крепкая, наталкивалась, однако же, на многие трудности. И именно эти трудности, которые предстояло преодолеть, сплавили воедино совокупность городов Ганзы, совокупность, по поводу которой можно одновременно говорить и о хрупкости, и о прочности. Хрупкость вытекала из нестабильности объединения, собравшего огромную «толпу» городов (от 70 до 170), которые находились далеко друга и делегаты которых не собирались в полном составе на общих съездах. За Ганзой не стояли ни государство, ни крепко сплоченный союз – только города, ревниво относившиеся к своим прерогативам, гордившиеся ими, при случае соперничавшие между собой, огражденные мощными стенами, со своими купцами, патрициатом, ремесленными цехами, со своими флотами, складами, со своими благоприобретенными богатствами. Прочность же проистекала из общности интересов, из необходимости вести одну и ту же экономическую игру, из общей цивилизации, «замешанной» на торговле в одном из самых многолюдных морских пространств Европы.
Фернан Бродель
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2012. № 4 (8)

Яндекс.Метрика