НЕ ТАК СТРАШЕН ЧЕРТ, КАК ЕГО МАЛЮЮТ…

Есть в Литве музей, подобного которому нет больше ни в одном государстве. Это Музей чертей, который приютил у себя город Каунас. Сегодня он является филиалом Национального художественного музея имени Чюрлениса.
Начало музею положил известный литовский художник Антанас Жмудзинавичюс, который, во-первых, очень любил число 13, «чертову дюжину», а во-вторых, с большим уважением и доброжелательностью относился к этим персонажам, далеко не всегда выступавшим в роли врага человеческого.
Число 13 играло в жизни Жмудзинавичюса особую роль. Его именины приходились на 13 июня, свою жену он встретил 13-го, его единственная дочь родилась в 1913 году. Как уверял художник, с чертями он подружился еще в детстве. Собрав 260 экспонатов (20 чертовых дюжин), он решил выставить на всеобщее обозрение свою коллекцию.
Жмудзинавичюс рассказывал, что когда-то пообещал первому встреченно му в Жемайтии чёрту в обмен на отмен здоровье и долгую жизнь приютить братьев у себя в доме и показывать их людям. Художник прожил 90 лет и подарил городу свой дом вместе с музеем за год до кончины в 1966 году. Но и после смерти художника черти всё прибывали и прибывали со всех концов света. И в 1982 году к дому художника добавилась специальная пристройка, чтобы вместить чертей всех мастей.
Сегодня в музейных коллекциях свыше трех тысяч экспонатов различных форм и расцветок, с рогами, хвостами, копытами и без оных, деревянных, керамических, металлических и даже вытканных на коврах. И все они дареные. Одни служат в качестве предметов быта, например, тростей, дверных ручек, бокалов, тарелок, открывалок. Другие прикидываются» музыкантами или политиками, третьи приняли облик козлов, собак или свиней. Короче, как полагается нечистой силе, они обретают любой облик. Коллекция постоянно пополняется
за счет новых, неожиданных подарков. В нынешнем, чертовом, 13-м году музей получил настенные часы с демоном, подаренные музыкантами из Южной Кореи.
Как в славянском, так и в литовском фольклоре
чертям отводится особое, очень важное место. В литовском фольклоре насчитывается свыше пяти тысяч сказок и историй, связанных с этим существом, а в самой стране около 400 мест носят его имя. Даже главная литовская природная достопримечательность, огромный валун «Пунтукас», докатившийся до этих мест, как полагают ученые, во времена ледникового периода, на самом деле был доставлен могучим чертом. Он хотел обрушить его на строящийся неподалеку костел, но, услышав пение петуха, выронил его, так и не причинив вреда божественному дому.
В людском сознании черти далеко не всегда выступали в роли врагов рода человеческого.В литовской этнографии, славянской, черт (по-литовски – предстает как пакостник, стремящийся навредить человеку, сбить его с пути истинного. С его помощью духи предков поддерживали связь с живыми. Иногда он приходит на помощь беднякам практически бескорыстно, открывая им клады и скрытые богатства. Это связано еще с языческими представлениями о подземных духах, хранящих скрытые в земле сокровища, защищающих бедных и честных людей, наказывающих жадных и жестоких. С приходом христианства черти были переведены в отряд злобных сил, служащих Сатане. Однако в народном сознании некое двойственное отношение к ним осталось.
Смелые девушки иногда выходили за них замуж (достаточно вспомнить известный литовский фильм-мюзикл «Чертова мельница»), с чертями заключали всевозможные договоры. Эти существа довольно часто появлялись во время застолий в различных мужских компаниях, охотно посещали деревенские вечеринки. Девушек даже предупреждали строгие мамаши: если им очень приглянулся на танцах незнакомый партнер, нужно со всей силы наступить ему на ногу и проверить, не копыто ли. Литовские черти работали, уставали и влюблялись. Короче, ничто человеческое им не было чуждо.
Литва последней в Европе приняла христианство и не имела богатых традиций религиозной живописи и скульптуры средневековья. Народные мастера, как умели, выражали свои религиозные чувства, вырезая из дерева святых и божественных заступников по определенным канонам. Зато в изображении чертей и всякой нечистой силы они давали полную волю фантазии. Одни придавали своим персонажам устрашающий вид, другие делали их смешными, третьи – наделяли их чертами известных личностей. Не избежал этой участи и сам Жмудзинавичюс, которого друзья-художники любили изображать в виде доброго черта.
Постепенно черти в народном творчестве стали нести еще одну смысловую нагрузку. Именно им приписывали происхождение всех человеческих пороков, прежде всего курения и пьянства (они изобрели чертово зелье), похотливости, жадности, стяжательства. Ведь темные силы, а именно их олицетворяют в современном народном представлении черти, тем самым оттеняют светлые стороны жизни. Чем больше чертей, тем ярче свет.
К сожалению, как считают специалисты по демонологии, к началу ХХI века чертей становится всё меньше, их власть исчезла, и Сатана изгнал их за ненадобностью. Их место заняли люди, которые гораздо лучше справляются с возложенными на них дьяволом обязанностями.
Может быть, поэтому этот мир нестрашных, потерявших былую силу чертей, поселившихся в Каунасе, сегодня охотно посещают не только взрослые, но и дети всех возрастов. Для них в музее разработаны специальные образовательные программы, где можно не только узнать историю каждого экспоната, но и побывать на «ведьмином пиру», обучиться танцам, колдовским приемам, узнать, каким свистом подзывают болотного или лесного черта. Правда, являются они, говорят, всё реже и реже. Поэтому так важно побывать в музее чертей, где они нашли последний приют и где их никто больше не обижает.
В литовском фольклоре свыше пяти тысяч сказок и историй, связанных с чертями, а в самой стране около 400 мест носят его имя.
Галина Афанасьева,
специально для «Янтарного моста»
ЯНТАРНЫЙ МОСТ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 2013. № 2 (10)

Яндекс.Метрика