Норвежская система управления Шпицбергеном

Шпицберген, или как его называют сами норвежцы — Свальбард, представляет собой обширный полярный архипелаг общей площадью более 61 тысячи квадратных километров, располагающийся в акватории Северного Ледовитого океана. Население архипелага составляет всего 2600 человек. Согласно правовому статусу, Шпицберген находится в подданстве Норвежской короны. Однако архипелаг имеет особый правовой статус, по которому здесь разрешено присутствие граждан других стран, что в последние годы все более беспокоит Норвегию и заставляет ее предпринимать попытки упрочить свои позиции на архипелаге, главным образом, за счет внедрения своих внутренних законов, действующих на материковой части страны.

Карта Шпицбергена

Кто первым попал на остров?

             Первое письменное упоминание об архипелаге Шпицберген датируется 1194 годом. Он упоминается в норвежских летописях под названием Свальбард, что переводится как «холодные берега».

В 1596 году острова были официально открыты и описаны голландцем Виллемом Баренцем, который назвал архипелаг «Шпицберген», что означает «острые горы». Так как воды архипелага изобиловали моржами и китами, вскоре на Шпицберген стали направляться промысловые экспедиции. А уже спустя два года – в 1598 – о своих претензиях на эти земли заявили Англия и Дания.

На протяжении XVII и XVIII веков архипелаг использовался разными странами в качестве базы китобойного промысла, что привело к практически полному истреблению китов в этом регионе. По этой причине, начиная с конца XVIII века, на протяжении ста лет Шпицберген был заброшен и считался ничейной территорией.

Новая вспышка интереса к Шпицбергену происходит в конце XIX века, когда архипелаг становится удобной базой для проведения полярных экспедиций. Эти острова посетили многие знаменитые исследователи, в том числе и пионер Северного морского пути В. Русанов.

В начале XX столетия на островах несколько стран развернули активную добычу угля, что привело к организации здесь постоянных поселений и, соответственно, к возникновению вопроса о том, кому же должен принадлежать Шпицберген.

В 1907 году правительство недавно добившейся независимости Норвегии впервые выдвинуло предложение упорядочить статус архипелага. Впрочем, эта инициатива подразумевала под собой не изменения международного правового статуса Шпицбергена, а разработку договора о едином правопорядке и правилах пользования природными ресурсами. К 1909 году был подготовлен специальный проект соглашения между Россией, Норвегией и Швецией, который, однако, не получил дальнейшего хода из-за претензий других стран, главным образом, Германии.

Следующая попытка определить правовой статус Шпицбергена была предпринята в 1912 году. В ходе конференции, посвященной этому вопросу, была подписана конвенция, однако она так и осталась не ратифицированной.

В третьей попытке определить правовой статус Шпицбергена приняли участие уже не только Россия, Швеция и Норвегия, но и США, Великобритания и Германия. В ходе конференции было принято решение предоставить исполнение государственных функций на архипелаге России и Норвегии. Однако и в этот раз планы не были реализованы: начало Первой мировой войны прервало поиски дипломатического решения вопроса о правовом статусе Шпицбергена.

Следующие попытки определить правовой статус архипелага, по-прежнему остававшегося нейтральной территорией, начали предпринимать в 1919 году. Годом позднее – в 1920– в Париже представители Великобритании, Голландии, Дании, Италии, Норвегии, Франции, Швеции, Японии и США подписали соглашение об осуществлении Норвегией государственного контроля над Шпицбергеном, получившее название «Парижский договор».

Такое решение мотивировалось компенсированием Норвегии потерь, которые она понесла в годы Первой мировой войны несмотря на свой нейтралитет. С этого момента архипелаг получил свое официальное название «провинция Свальбард».

Несмотря на отсутствие при принятии такого важного решения России, норвежское правительство учитывало в своих действиях необходимость сохранить русские интересы на архипелаге во избежание возможных вооруженных конфликтов. Однако Россия отказалась от архипелага, сделав его разменной монетой: в обмен на признание Шпицбергена норвежской территорией, Норвегия официально признала Советское государство и гарантировала возможность присутствие советских граждан на территории архипелага.

Закон о статусе Шпицбергена вступил в силу 14 августа 1925 года.

Законодательная путаница

 

            Норвежское управление архипелагом регулируется рядом законодательных актов, основным из которых является тот самый «Закон о Шпицбергене» 1925 года.

В «Законе о Шпицбергене» есть пункт, согласно которому в этом регионе действуют норвежские законы, если не установлено иное положение. Именно этот пункт таит в себе наибольшую угрозу возникновения международно-правового конфликта. Дело в том, что он подразумевает под собой возможность дискуссии на тему того, что более первично при разрешении спорных ситуаций – норвежские законы или «Парижский договор» от 1920 года. В последнем не были отражены многие конкретные вопросы, которые сегодня актуальны и важны для ведения деятельности на архипелаге и в прилегающих морских пространствах.

Так, «Парижский договор» не дает конкретных ответов на вопросы, связанные с шельфом вокруг Свальбарда или с постоянным пребыванием иностранцев на архипелаге.

В то же время, начиная с конца XX века, Норвегия откровенно стремится расширить применение законов, действующих на материковой части государства, на территорию Свальбарда.

Между тем создание единой нормативно-правовой базы становится все более актуальной задачей для Норвегии год от года, так как на архипелаге стремительно возрастает количество иностранных граждан, остающихся здесь на длительное время.

Баренц-2020 

            Раз в десятилетие норвежское правительство обсуждает вопросы, связанные с политикой, проводимой на архипелаге. В результате обсуждения подготавливается документ, в котором определяются основные цели и направления политики королевства в этом регионе. Разумеется, базовое положение этого документа – укрепление норвежских позиций на архипелаге для усиления своего присутствия в Арктике.

Также норвежское правительство в 2005 году разработало долгосрочную программу развития северных территорий, которое получило название «Баренц-2020». По заявлению политиков, эта программа должна рассматриваться, как основной проект, определяющий политику Норвегии в арктических районах.

Среди всего прочего в программе «Баренц-2020» за Свальбардом закрепляется статус ключевого объекта в арктической политике королевства, которая, в свою очередь, занимает центральное место в политике Норвегии. По мнению авторов программы «Баренц-2020», ее осуществление должно обеспечить Норвегии лидирующие позиции в области научных исследований Севера, в области управления ресурсами Севера, а также гарантировать быстрое экономическое развитие этого региона.

За реализацию проекта «Баренц-2020» главным образом отвечает Межведомственная комиссия по полярным районам. Эта организация была создана в 1965 году, как комиссия, занимающаяся исключительно вопросами, касающимися Свальбарда, но позже ее полномочия были расширены.

Межведомственная комиссия по полярным регионам подчиняется Министерству юстиции и чрезвычайных ситуаций Норвегии. То есть, Межведомственная комиссия по полярным регионам занимается тем, что проводит предварительные обсуждения вопросов, касающихся Свальбарда, и предлагает свои решения, носящие исключительно рекомендательный характер, на рассмотрение соответствующих министерств и ведомств. В случае возникновения непреодолимых разногласий, решение выносится на рассмотрение норвежскому правительству.

Система управления архипелагом

 

            На архипелаге интересы Норвегии представляет губернатор как представитель правительства. Он назначается королем Норвегии и подчиняется Министерству юстиции Норвегии, но также наделен полномочиями выполнять поручения и других норвежских министерств.

В обязанности губернатора Свальбарда входит осуществление высшей законодательной власти. Губернатор обязан следить за соблюдением прав граждан и компаний стран, которые подписали договор о правовом статусе архипелага 1920 года. Также губернатор занимается вопросами, связанными с охраной окружающей среды и соблюдением правопорядка. То есть, он одновременно и глава полицейского отдела, и судья, и государственный нотариус, и руководитель спасательной службы.

Всего начиная с 1925 года пост губернатора Свальбарда занимал 21 человек.

Управляющий орган провинции Свальбард состоит из трех отделов: административного, полиции и охраны окружающей среды .

В обязанности административного отдела входит поддержание норвежского суверенитета, соблюдение интересов норвежского государства и служение на благо региона. Эти общие формулировки конкретизируются в задачах, которые решают отделы полиции и охраны окружающей среды.

Кроме всего прочего, в провинции Свальбард есть и орган местного самоуправления поселка Лонгиербрюен, которое устроено по образцу органов самоуправления материковой части. То есть, в Свальбарде члены органов самоуправления переизбираются раз в четыре года, а в зону их ответственности входит инфраструктура поселка и его социальное и территориальное планирование. Налогообложение и медицинское обслуживание не входит в их компетенцию.

Поселок, в котором запрещено умирать

 

Поселок Лонгиербрюен располагается на берегу Адвент-фиорда и является административным центром Шпицбергена. Население поселка составляет приблизительно 1300 человек, благодаря чему этот населенный пункт считается самым северным поселением с населением свыше 1000 человек в мире.

История Лонгиербрюена связана с добычей угля, а точнее с американцем Джоном Лонгиером. Этот предприниматель приобрел в начале XX столетия земельный участок на западном берегу Адвент-фиорда и учредил Арктическую угольную компанию, которая разработала первую угольную шахту на архипелаге и основала поселок рядом с ней.

Некогда сугубо шахтерское поселение сегодня представляет собой современный поселок с развитой инфраструктурой, широким спектром предлагаемых услуг, научными и образовательными учреждениями. Поселок обеспечен современной спутниковой связью, в нем принимаются прямые передачи норвежского государственного телевидения и регулярно проводятся всевозможные культурные мероприятия – концерты, выставки, показы кинофильмов, театральные постановки и т.д.

В поселке созданы все условия для комфортного проживания. Более того, в Лонгиербрюене действует на первый взгляд невероятно абсурдный закон, который запрещает умирать на территории поселка. Согласно этому закону, если кого-то из жильцов Лонгиербрюена сразила тяжелая болезнь или с кем-то произошел несчастный случай с потенциально летальным исходом, этого человека немедленно переправят по воздуху или по морю в другую часть Норвегии, где тот сможет умереть. Если же человек не последовал закону и осмелился умереть на территории Лонгиербрюена, захоронен он здесь не будет: его тело перевезут на материковую часть страны.

На Шпицбергене проживает большое количество белых медведей

На самом деле, этот закон отнюдь не абсурден. Дело в том, что в условиях вечной мерзлоты тела совершенно не разлагаются и привлекают к себе внимание белых медведей, которые проживают в большом количестве на архипелаге.

Налогообложение Свальбарда

            На архипелаге действует отдельное налоговое законодательство. Начиная с 1925 года вопросами налогообложения Свальбарда занимался Налоговый совет, но с 1998 года его функции перешли к Налоговой инспекции.

Специфика налогообложения архипелага связана с тем, что Парижский договор ограничивает возможности взимания налогов. В результате шведским правительством в ходе обсуждения государственного бюджета отдельным пунктом утверждается и бюджет для Свальбарда. За финансовое обеспечение архипелага отвечает Министерство юстиции и чрезвычайных ситуаций, однако практически каждый год норвежскому правительству приходится выделять дополнительные дотации из бюджета Норвегии для покрытия дефицита бюджета Свальбарда. С целью уменьшения дефицита бюджета, правительство Норвегии в последние годы работает над изменением системы налогообложения, но пока что реформы привели лишь к усложнению условий деятельности иностранных граждан, проживающих на архипелаге.

            Сегодня налоги на доходы для жителей Свальбарда понижены: если остальные жители Норвегии платят почти 50%, то здесь налоговая ставка составляет лишь 16% от размера зарплаты. Само налогообложение Свальбарда разделяется на два типа: полная обязанность и ограниченная. Полной налоговой обязанностью облагаются граждане, которые прожили на архипелаге более 12 месяцев. Такой тип обязанности подразумевает под собой плату налогов со всех своих доходов и личного состояния с момента прибытия на архипелаг.

Ограниченная налоговая обязанность подразумевает под собой лишь выплату подоходного налога. Такой тип налогообложения распространяется на тех, кто провел на архипелаге менее 12 месяцев.

Если же время пребывания на архипелаге составило менее 30 дней единовременно, то все налоги выплачиваются той стране, подданным которой является налогоплательщик.

Чем живет архипелаг?

Шпицберген пользуется все большим спросом среди туристов

Деятельность норвежцев в Свальбарде осуществляется по трем основным направлениям: угледобыча, туризм и научно-исследовательская деятельность.

Большая часть трудоспособного населения архипелага занимается добычей угля. В Свальбарде работают несколько угледобывающих компаний, многие из которых частично принадлежат государству. Целый ряд шахт убыточны, и на их поддержку правительству Норвегии приходится выделять значительные суммы. При этом, по оценкам ученых, в течение ближайших нескольких лет угледобыча может существенно сократиться, так как запасы угля на одной из крупнейших шахт «Сева-Норд» будут исчерпаны.

Кроме экономической нерентабельности ряда шахт, норвежская угледобывающая деятельность на архипелаге осложняется экологическими проблемами. Так в 2009 году пришлось закрыть одну из шахт, которая, по мнению экологов, загрязняла угольной пылью долины Адвент и Болтер.

Однако несмотря на все сложности Норвегия не собирается сворачивать добычу угля на архипелаге. Так, в 2012 году одна из крупнейших угледобывающих компаний – «Стуре Ношке» начала реализацию проекта по строительству дороги через ледник Марта к горе Лункефльель, где будет строиться новая шахта. Запасы угля в новом районе оцениваются в 8,2 млн тонн, а затраты на открытие шахты составят до 1 миллиарда норвежских крон.

Кроме этого с 2009 года ведутся геологоразведочные работы на острове Западный Шпицберген с целью поиска золотоносного месторождения.

Другая сфера деятельности норвежцев на архипелаге – туризм. В XXI веке наблюдается необычайный рост интереса к Свальбарду, что выливается в стремительно растущий поток туристов. Самой крупной норвежской организацией, занимающейся туризмом на территории архипелага считается «Свальбард Рейселив АС»

Туристические компании предлагают самые диковинные способы развлечений для туристов: это и катание на собачьих упряжках, и посещение ледяных пещер, и вертолетные экскурсии, и многое другое.

Научно-исследовательская деятельность Норвегии в Свальбарде концентрируется вокруг Полярного института, расположенного в Лонгиербрюене. В этой сфере Норвегия настроена на сотрудничество с другими странами, уделяя немало денег и усилий для создания платформ, позволяющих проводить межнациональные исследования. Научная деятельность охватывает самые разные сферы. Например, неподдельный интерес для палеонтологов представляют найденные здесь фрагменты ископаемого ихтиозавра. Другие ученые собирают базу наблюдений, которая позволит делать более точные климатические прогнозы.

 

***

 

На протяжении половины тысячелетия остров Шпицберген считался нейтральной территорией, на которой мирно трудились ученые и рабочие целого ряда стран. С начала XX века, согласно международному правовому статусу, архипелаг Шпицберген принадлежит Норвежскому королевству. Норвежцы весьма успешно принялись организовывать жизнь и управление архипелагом по образцу материковой части своей страны. Однако договор, по которому архипелаг перешел под контроль Норвегии, разрешает не только иностранное присутствие, которое часто становится поводом для разногласий между государствами, но и служит причиной для законодательной путаницы. Понимая всю стратегическую важность Шпицбергена для освоения арктического региона, сегодня Норвегия, не скупясь на щедрые финансовые вливания, всячески пытается упрочить свои позиции на архипелаге и распространить на него все законы, которые действуют на материковой части страны. В то же время норвежская сторона проявляет большую заинтересованность в международном сотрудничестве в научной сфере.

 

Яндекс.Метрика